Светлана Другова
Основы формирования нравственно-патриотических чувств у дошкольников через знакомство с малой Родиной
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного общества, ведь детство — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у детей любви к своей Родине Патриотизм — одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. С раннего детства должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Моя малая Родина, край, город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Темочки
Патриотическое воспитание в детском саду состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре своего города, страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте — это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.
Смысл патриотического воспитания заключается в объяснении реальных понятий добра и зла, обращении сознания детей к высоким идеалам отечественной истории и создании у них тем самым самостоятельных представлений о достойном значении и самоценности Родины. Поэтому патриотическое воспитание является необходимым аспектом педагогической деятельности, начиная с дошкольного возраста.
Основной целью проводимой работы в этом направлении является воспитание в ребенке чувства гордости, уважения и любви к тому месту, в котором он живет. На этом этапе собираем, анализируем и доводим до детей всю интересную информацию о том населенном пункте, где они живут (город, поселок, микрорайон); исторические факты, пусть не масштабного, а местного значения; окружающая природа с потребительской позиции (роль в промышленности) и с точки зрения признания самоценности природы; основная профессия, которая присуща жителям населенного пункта (если она не выражена явно, то можно обратить внимание детей на самые важные и известные детям профессии). Объяснить: то, что производится в их городе (районе, очень нужно в других местностях.
Исходя из этого, данная работа включает целый комплекс задач: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; знакомство детей с символами города.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в образовательной деятельности, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
В работе по патриотическому воспитанию используются разнообразные формы работы : походы, экскурсии по родному краю; встречи с ветеранами войн и труда; спортивные праздники;- встречи с выпускниками, проходившими службу в вооруженных силах Российской Федерации; посещение музеев; творческие конкурсы; военно-спортивные игры, соревнования.
Посещение музея — одна из форм деятельности по патриотическому воспитанию дошкольников. Материалы Красноуфимского краеведческого музея поистине уникальны. Все, что изучают и о чем узнают дошкольники в музее, есть часть жизни их предков, история их родного края, и государства. При этом обращается внимание на уважении и любви к родному краю.
«Уроки» Мужества посвящаются памяти тех героев, которые стояли на защите Родины, здесь дошкольникам дается представление о том, что всякий добрый поступок, совершаемый человеком во имя людей, совершается во имя Родины.
Экскурсии по родному краю позволяют: глубже познакомить воспитанников со своей «малой Родиной» улицами, жилыми домами и общественными зданиями города, их назначением; стимулировать у дошкольников интерес и любовь к своему городу, заботу о его красоте, чистоте.
Целевые экскурсии в магазин, школу, библиотеку, на почту, стадион помогают детям познакомиться с функциями и устройством различных учреждений микрорайона, формируют у дошкольников представления о разнообразных потребностях людей и о том, кто и как заботится о жителях города.
При ознакомлении с историей малой родиной, организуется и поисковая деятельность: дети расспрашивают своих родителей, дедушек и бабушек об истории названия микрорайона, улицы, на которой они живут. Взрослые делятся с ребятами знаниями об известных людях микрорайона, на специальных занятиях дети обмениваются полученной информацией. Рассматривание документов и фотографий способствует уточнению и дополнению знаний детей. В результате данной работы вырастает познавательный интерес к истории города, микрорайона, уважение к знаменитым землякам.
Знакомство детей с традициями русского народа осуществляется через такой вид деятельности, как народные праздники: «Осенины», «Рождественские колядки», «Масленица», «Пасха». Участие детей в народных праздниках учит их творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками, получать всплеск положительных эмоций, приобщаться к родной культуре, дает возможность осмыслить назначение каждого праздника, например «Осенины - окончание сбора урожая, «Масленица» - проводы зимы и встреча весны.
В наш век компьютеризации ребенку совсем не помешает иметь представление об играх, в которые играли наши бабушки и дедушки. Такие хороводные игры, как «Ходит Ваня по кружочку», «Каравай», «Мы на луг ходили, «Карусель» сближают детей, дают им возможность почувствовать себя членом коллектива, учат действовать вместе и дружно. Используем народные игры в разнообразных режимных моментах, на физкультурных занятиях, в праздниках и развлечениях.
Одним из направлений работы по патриотическому воспитанию дошкольников является взаимодействие с родителями : совместное с родителями создание фотоальбомов «Мое имя», «Мы живём в Красноуфимске», «Дружная семья», «Мое генеалогическое древо», «Герб моей семьи», газет или статей с историей дома, в котором живет ребенок и его близкие, макета улицы, составленный из макетов домов детей, совместные прогулки по улицам, с последующим составлением фотогазеты-отчета о прогулке, фотостенды: «Мама, папа, я – дружная семья», «Мамы разные нужны», «Папы и дедушки – защитники Отечества», тематические родительские собрания и т. д.
Воспитание патриотических чувств у детей в процессе приобщения к истории и культуре родного края и страны является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка. И только совместное воздействие таких факторов, как семья, ближайшее окружение, детский сад, объединенных в одну образовательную систему, позволяет воспитывать у ребенка чувство патриотизма, любви к своей Родине, народу и его культуре.