Осипова Екатерина Николаевна
Формирование грамматического строя речи у дошкольников с ОВЗ через использование игр по развитию сенсорных эталонов
▼ Скачать + Заказать документы
Многие исследователи в области психологии и педагогики подчеркивают важность развития сенсорной сферы у детей дошкольного возраста с ОВЗ. Это и З. М. Богуславская, Л. С. Венгер, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, А. А. Катаева, Н. Н. Подъяков, А. В. Усова. Они считают, что воспитание сенсорной сферы детей с ОВЗ служит залогом более успешного развития их психической сферы в целом.
Публикация «Формирование грамматического строя речи у дошкольников с ОВЗ через использование игр по развитию сенсорных эталонов» размещена в разделах
- Игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Сенсорное развитие с одной стороны составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой - имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в дошкольном учреждении, а затем в школе.
В развитии сенсорной сферы большое значение имеет речь. Слово взрослого фиксирует приобретенный ребенком сенсорный опыт, обобщает его. Введение в словарь ребенка названий разных признаков помогает развить способность к сравнению - важнейшей мыслительной операции.
Вышеуказанное побудило нас разработать и представить свое пособие, помогающее формированию сенсорных представлений у детей и решению следующих задач по сенсорному воспитанию детей с ОВЗ:
• формировать сенсорные эталоны;
• развивать восприятие детей, активно включая все анализаторы;
• развивать мелкую моторику, пространственную ориентировку;
• обучать способам обследования предметов;
• обогащать чувственный опыт детей в разных видах деятельности;
• упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название;
• формировать умение называть свойства предметов.
Второй важный момент мы отметили, что разработанные нами игры напрямую способствуют формированию грамматического строя речи у детей, что является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития. Поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения в планировании и организации деятельности ребёнка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.
Если ребенок «в норме» учится изменять слова и правильно их употреблять в словосочетаниях и предложениях в условиях постоянного общения с окружающими, то ребенок с речевой патологией имеет ограниченные возможности овладения грамматическими категориями и формами на основе непосредственного подражания речи окружающих. Если определенный уровень овладения родным языком, не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.
Формирование грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем современной логопедии. В дальнейшем нарушение формирования грамматического строя у младших школьников с общим недоразвитием речи влечет за собой появление ошибок на письме и в устной речи.
Структура комплекта игр:
1. Игры и упражнения по формированию представлений о красном цвете.
2. Игры и упражнения по формированию представлений о зеленом цвете.
3. Игры и упражнения по формированию представлений о желтом цвете.
4. Игры и упражнения по формированию представлений о синем цвете.
5. Игры и упражнения по формированию представлений об оранжевом оттенке.
6. Игры и упражнения по формированию представлений о коричневом оттенке.
7. Игры и упражнения по дифференциации красного и синего цветов.
8. Игры и упражнения по дифференциации красного и желтого цветов.
9. Игры и упражнения по дифференциации красного, зеленого и синего цветов.
10. Игры и упражнения по дифференциации синего и зеленого цветов.
11. Игры и упражнения по дифференциации синего и желтого цветов.
12. Игры и упражнения по дифференциации красного, синего, зеленого и желтого цветов.
13. Игры и упражнения по дифференциации оранжевого и коричневого оттенков.
14. Игры и упражнения по формированию представлений о круге.
15. Игры и упражнения по формированию представлений о треугольнике.
16. Игры и упражнения по формированию представлений о квадрате.
17. Игры и упражнения по формированию представлений о прямоугольнике.
18. Игры и упражнения по формированию представлений об овале.
19. Игры и упражнения по дифференциации форм : круг и квадрат.
20. Игры и упражнения по дифференциации форм : круг и прямоугольник.
21. Игры и упражнения по дифференциации форм : круг и овал.
22. Игры и упражнения по дифференциации форм : круг, треугольник и квадрат.
23. Игры и упражнения по дифференциации форм : овал и треугольник.
24. Игры и упражнения по дифференциации форм : овал и квадрат.
25. Игры и упражнения по дифференциации форм : круг, овал, треугольник и квадрат.
Использование игр способствуют формированию грамматического строя речи у дошкольников с ОВЗ в следующих разделах:
1. Словоизменение:
- категории числа: «Один - много» (круг-круги);
- категории рода: «Он, она, оно» (он – треугольник, желтая кружка, желтое солнце);
- категории падежа:
родительный падеж (Кого? Чего) : («У Деда Мороза костюм красного цвета»);
дательный падеж (кому? Чему) : «Утенок идет к утке»;
винительный падеж (Кого? Что) : «Собираю гусеницу»;
творительный падеж (Кем? Чем) : «Мяч закрою кругом»;
- образование уменьшительно-ласкательных форм существительных (звезда-звездочка);
- образование существительных от существительных (утка, утенок);
- образование прилагательных от существительных (круг-круглый);
3. Согласование:
- существительных с прилагательными (синяя машина, красный помидор, круглые часы);
- существительных с числительными (два круга);
-существительных с глаголами («Снегурочка шла по синей дорожке»).
4. Формирование фразы :
- простые нераспространённые предложения;
- распространённые предложения (распространение предложения путём введения определений, однородных членов предложения);
- предложения с использованием предлогов (на, по, к, у);
- сложносочинённые предложения (с союзом «а», ««Лишний предмет «машина», потому что она красного цвета, а ель, кружка и футболка зеленого цвета»);
- сложноподчинённые предложения (с союзами «потому что» «Лишний предмет «зонт», потому что он желтого цвета…»).
Таким образом, использование данных игр в работе с детьми с ОВЗ предполагает помимо:
формирования сенсорных эталонов;
развития восприятия детей, мелкой моторики, пространственной ориентировки;
• практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
формирование и развитие словаря;
• формирование правильного произношения;
• развитие навыков связной речи.
А так же, пожалуй, немало ценным и значимым для нас является то, что дети эмоциональнее, с желанием относятся к заданиям, проявляют к ним устойчивый интерес.