Приложение МААМ

Формирование грамматического строя речи у дошкольников с ОВЗ через использование игр по развитию сенсорных эталонов

Осипова Екатерина Николаевна
Формирование грамматического строя речи у дошкольников с ОВЗ через использование игр по развитию сенсорных эталонов
▼ Скачать + Заказать документы

Многие исследователи в области психологии и педагогики подчеркивают важность развития сенсорной сферы у детей дошкольного возраста с ОВЗ. Это и З. М. Богуславская, Л. С. Венгер, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, А. А. Катаева, Н. Н. Подъяков, А. В. Усова. Они считают, что воспитание сенсорной сферы детей с ОВЗ служит залогом более успешного развития их психической сферы в целом.

Публикация «Формирование грамматического строя речи у дошкольников с ОВЗ через использование игр по развитию сенсорных эталонов» размещена в разделах

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Сенсорное развитие с одной стороны составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой - имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в дошкольном учреждении, а затем в школе.

В развитии сенсорной сферы большое значение имеет речь. Слово взрослого фиксирует приобретенный ребенком сенсорный опыт, обобщает его. Введение в словарь ребенка названий разных признаков помогает развить способность к сравнению - важнейшей мыслительной операции.

Вышеуказанное побудило нас разработать и представить свое пособие, помогающее формированию сенсорных представлений у детей и решению следующих задач по сенсорному воспитанию детей с ОВЗ:

формировать сенсорные эталоны;

развивать восприятие детей, активно включая все анализаторы;

развивать мелкую моторику, пространственную ориентировку;

• обучать способам обследования предметов;

• обогащать чувственный опыт детей в разных видах деятельности;

• упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название;

формировать умение называть свойства предметов.

Второй важный момент мы отметили, что разработанные нами игры напрямую способствуют формированию грамматического строя речи у детей, что является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития. Поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения в планировании и организации деятельности ребёнка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.

Если ребенок «в норме» учится изменять слова и правильно их употреблять в словосочетаниях и предложениях в условиях постоянного общения с окружающими, то ребенок с речевой патологией имеет ограниченные возможности овладения грамматическими категориями и формами на основе непосредственного подражания речи окружающих. Если определенный уровень овладения родным языком, не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

Формирование грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем современной логопедии. В дальнейшем нарушение формирования грамматического строя у младших школьников с общим недоразвитием речи влечет за собой появление ошибок на письме и в устной речи.

Структура комплекта игр:

1. Игры и упражнения по формированию представлений о красном цвете.

2. Игры и упражнения по формированию представлений о зеленом цвете.

3. Игры и упражнения по формированию представлений о желтом цвете.

4. Игры и упражнения по формированию представлений о синем цвете.

5. Игры и упражнения по формированию представлений об оранжевом оттенке.

6. Игры и упражнения по формированию представлений о коричневом оттенке.

7. Игры и упражнения по дифференциации красного и синего цветов.

8. Игры и упражнения по дифференциации красного и желтого цветов.

9. Игры и упражнения по дифференциации красного, зеленого и синего цветов.

10. Игры и упражнения по дифференциации синего и зеленого цветов.

11. Игры и упражнения по дифференциации синего и желтого цветов.

12. Игры и упражнения по дифференциации красного, синего, зеленого и желтого цветов.

13. Игры и упражнения по дифференциации оранжевого и коричневого оттенков.

14. Игры и упражнения по формированию представлений о круге.

15. Игры и упражнения по формированию представлений о треугольнике.

16. Игры и упражнения по формированию представлений о квадрате.

17. Игры и упражнения по формированию представлений о прямоугольнике.

18. Игры и упражнения по формированию представлений об овале.

19. Игры и упражнения по дифференциации форм : круг и квадрат.

20. Игры и упражнения по дифференциации форм : круг и прямоугольник.

21. Игры и упражнения по дифференциации форм : круг и овал.

22. Игры и упражнения по дифференциации форм : круг, треугольник и квадрат.

23. Игры и упражнения по дифференциации форм : овал и треугольник.

24. Игры и упражнения по дифференциации форм : овал и квадрат.

25. Игры и упражнения по дифференциации форм : круг, овал, треугольник и квадрат.

Использование игр способствуют формированию грамматического строя речи у дошкольников с ОВЗ в следующих разделах:

1. Словоизменение:

- категории числа: «Один - много» (круг-круги);

- категории рода: «Он, она, оно» (он – треугольник, желтая кружка, желтое солнце);

- категории падежа:

родительный падеж (Кого? Чего) : («У Деда Мороза костюм красного цвета»);

дательный падеж (кому? Чему) : «Утенок идет к утке»;

винительный падеж (Кого? Что) : «Собираю гусеницу»;

творительный падеж (Кем? Чем) : «Мяч закрою кругом»;

- образование уменьшительно-ласкательных форм существительных (звезда-звездочка);

- образование существительных от существительных (утка, утенок);

- образование прилагательных от существительных (круг-круглый);

3. Согласование:

- существительных с прилагательными (синяя машина, красный помидор, круглые часы);

- существительных с числительными (два круга);

-существительных с глаголами («Снегурочка шла по синей дорожке»).

4. Формирование фразы :

- простые нераспространённые предложения;

- распространённые предложения (распространение предложения путём введения определений, однородных членов предложения);

- предложения с использованием предлогов (на, по, к, у);

- сложносочинённые предложения (с союзом «а», ««Лишний предмет «машина», потому что она красного цвета, а ель, кружка и футболка зеленого цвета»);

- сложноподчинённые предложения (с союзами «потому что» «Лишний предмет «зонт», потому что он желтого цвета…»).

Таким образом, использование данных игр в работе с детьми с ОВЗ предполагает помимо:

формирования сенсорных эталонов;

развития восприятия детей, мелкой моторики, пространственной ориентировки;

• практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

формирование и развитие словаря;

формирование правильного произношения;

развитие навыков связной речи.

А так же, пожалуй, немало ценным и значимым для нас является то, что дети эмоциональнее, с желанием относятся к заданиям, проявляют к ним устойчивый интерес.

Публикации по теме:

«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи Сегодня хочу представить вашему вниманию игру, поднимающую настроение и активизирующую речевую активность. Цель игры: упражнять в образовании.

Дидактическая игра на формирование грамматического строя речи «Дом, в котором ничего нет» для старшего дошкольного возрастаДидактическая игра на формирование грамматического строя речи «Дом, в котором ничего нет» для старшего дошкольного возраста Всем доброго времени суток! Представляю вам авторскую игру "Дом, в котором ничего нет"! Участника и победителя на ярмарке педагогических.

Дидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНРДидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНР Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу предложить вашему вниманию дидактическую игру «Весёлые старты». Эта игра помогает детям с нарушением.

Фотоотчет «Формирование правильной речи у детей с ФФН через организацию деятельности по сенсорно-моторному развитию»Фотоотчет «Формирование правильной речи у детей с ФФН через организацию деятельности по сенсорно-моторному развитию» Речь – одна из линий развития ребёнка. При помощи речи ребёнок может выразить свои желания, мысли, требования. Но этот чудесный дар природы.

Комплекс упражнений «Формирование грамматического строя речи детей на уроках русского языка» Фрагмент урока 1 Тема: Имя существительное. Цель: формировать правильное употребление в нужной грамматической форме слов в словосочетаниях.

Конспект интегрированного занятия по формированию грамматического строя речи в старшей группе «Прогулка в лес» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» Цель: Развитие.

Конспект занятия по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей группе «Насекомые» ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи. ЗАДАЧИ: В ходе непосредственно образовательной деятельности необходимо:.

Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.

НОД по формированию грамматического строя речи на тему «Весна» в подготовительной группе Цель: развивать связную речь, грамматический строй речи. Задачи: - упражнять детей в подборе действий к предметам, - развивать логическое.

Проект «Формирование правильной речи у детей через организацию деятельности по сенсорно-моторному развитию и воспитанию» Формирование правильной речи у детей с Ф Ф Н через организацию деятельности по сенсорно моторному развитию и воспитанию» Введение: Речь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование грамматического строя речи у дошкольников с ОВЗ через использование игр по развитию сенсорных эталонов
Опубликовано: 29 декабря 2019 в 18:26
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование грамматического строя речи у дошкольников с ОВЗ через использование игр по развитию сенсорных эталонов» (включая файлы) размещена пользователем Осипова Екатерина Николаевна (УИ 365700) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД