татьяна симачкова
Формирование грамматического строя речи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование грамматического строя речи у дошкольников.
Пути формирования грамматически правильной речи определяется на основе знания общих закономерностей становления речи, изучения грамматических навыков детей данной группы и анализа их грамматических ошибок.
создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; повышение речевой культуры взрослых;
специальное обучение детей трудным грамматических формам, направленное на предупреждение ошибок;
формирование грамматических навыков в практике речевого общения;
Публикация «Формирование грамматического строя речи у дошкольников» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2024
исправление грамматических ошибок.
Создание благоприятной среды- одно из условий грамотной речи детей. Следует помнить, что речь окружающих может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. В силу большой подражательности ребёнок заимствует от взрослых не только правильные, но и ошибочные формы слов, речевые обороты, стиль общения в целом.
Формирование грамматически правильной речи осуществляется двумя путями: в обучении на занятиях и в воспитании грамматических навыков в повседневной жизни.
Занятия дают возможность предупредить грамматические ошибки детей.
На занятиях по родному языку дети усваивают те грамматические формы, которые невозможно усвоить в повседневном общении. В основном, это самые трудные, нетипичные формы изменения слов : образование повелительного наклонения глагола, изменение существительного в родительном падеже множественного числа, употребление разноспрягаемого глагола хотеть.
На занятиях дети учатся изменять слова (морфологи, строить предложения (синтаксису) и образовывать формы слов (словообразованию).
Эти задачи реализуются в комплексе, во взаимосвязи и взаимодействии с решением других речевых задач в процессе словарной работы и обучения связной речи.
Грамматический строй дети усваивают постепенно, в определенной последовательности.
Системой словоизменения овладевают в младшем и среднем возрасте, системой словообразования- начиная со средней группы. В средней и старшей группах процесс формирования словообразовательных умений характеризуется интенсивностью, творчеством. В подготовительной к школе группе начинает складываться знанием норм словообразования.
Этапы усвоения грамматических средств и способов языка.
1. Вначале ставится задача понимать смысл сказанного (ориентируясь на окончание существительного, различать, где один предмет, где много).
2. Использовать то или другое грамматическое средство в своей речи, говорить так, как говорят другие, заимствовать грамматическую форму из речи окружающих.
3. Самостоятельно образовывать формы нового слова по аналогии со знакомым (жеребята, котята, щенята и др.)
4. Оценивать грамматическую правильность своей и чужой речи, определять можно или нельзя так сказать.
Среди занятий направленных на обучение детей грамматическим навыкам, можно выделять следующие:
Специальные занятия, основное содержание которых- формирование грамматически правильной речи.
Часть занятий по развитию речи.
Грамматические упражнения проводятся на материале занятий
Грамматическое упражнение может быть частью занятий, но не связанной с его программным содержанием (упражнение на согласование существительного и прилагательного в роде, числе, словообразовательные и др.)
На занятиях по другим разделам программы.
Постоянно предоставляется возможность упражнять детей в правильном употреблении грамматических форм.
В процессе элементарных математических представлений дети упражняются в правильном сочетании числительных и существительных (пять карандашей, шесть утят)
-Определяя величину предмета, образуют сравнительную степень прилагательного: длиннее, короче, шире.
-Сравнивая рядом стоящие числа, учатся изменять числительные: шесть больше пяти.
При ознакомлении с природой дети упражняются:
- в употреблении сравнительной и превосходной степени прилагательного: осенью дни короче, ночи длиннее.
-в употреблении глаголов: весной день удлиняется, осенью трава вянет.
При планировании занятий важно правильно определять программное содержание. Рекомендуется отбирать те формы и те способы их образования, которые затрудняют детей.
Материал для упражнений подбирается так, чтобы были представлены не только слова одной грамматической формы или одной грамматической категории, но и близкие им, уже известные детям. (для отработки навыков формы среднего рода берутся слова не только: платье, пальто, но и существительные женского и мужского рода, таким образом дети могут сравнивать, выделять существительные среднего рода.
Для прочного усвоения словоизменения, для выработки динамического стереотипа на различные грамматические конструкции необходимо многократное повторение трудных форм. Продуктивне всего повторять одно и то же содержание, используя разные приё мы: в новой игре, в дидактическом упражнении и т. д.
Важным условием усвоения ребёнком грамматического строя языка является формирование ориентировки в звуковой форме слова, воспитание у детей внимания к звучанию грамматических форм.
Существенную роль играет правильный выбор речевого материала.
Например, отбирая игрушки и предметы для занятий, нужно учитывать, чтобы при изменении по падежам существительных разных родов были разные типы окончаний (платье- платья- платьев; окно- окна- окон; стол- столы -столов;)
С этой целью воспитатель выделяет голосом окончания существительных.
Методы и приёмы формирования грамматически правильной речи.
К методам относятся :
дидактические игры
игры- драматизации
словесные упражнения
рассматривание картин
пересказ коротких рассказов и сказок
Эти методы могут выступать и в качестве приёмов при использовании других методов.
Дидактические игры и игры-драматизации проводятся, главным образом, с детьми младшего и среднего возраста. Упражнения- преимущественно с детьми старшего дошкольного возраста.
Методические приёмы разнообразны, они определяются содержанием занятия, степенью новизны материала, речевыми особенностями детей, их возрастом.
Ведущими приёмами обучения грамматическим навыкам можно назвать:
Образец
Объяснение
Указание
Сравнение
Повторение
Они предупреждают ошибки детей, помогают сосредоточить внимание ребёнка на правильной форме слова или конструкции предложения.
Образец: правильной речи педагога играет важную роль на первоначальных этапах обучения. Детям предлагают поучиться правильно говорить слова, запомнить их:
Ехать- приезжай; махать- маши; искать- ищи;
Снять (что) пальто, но раздеть (кого) -куклу;
Надеть (что)- шапку, но одеть (кого)- мальчика.
Объяснение, как следует употреблять трудные формы. Например, все слова изменяются, но есть такие, как пальто, кофе, кино, какао, метро, радио, которые никогда не изменяются, поэтому надо говорить: одно пальто, на вешалке много пальто. Эти слова надо запомнить.
Сравнение двух форм (чулок- носков; карандашей- апельсинов- груш; столов - окон). Для прочного запоминания трудной формы применяется многократное повторение её детьми вслед за педагогом, вместе с ним, хором и по одному.
Используются и такие приё мы:
-создание проблемной ситуации;
- показ нужной формы;
-исправление ошибки;
-напоминание о том, как сказать правильно.
В морфологии, синтаксисе, словообразовании используются типичные только для этого раздела приёмы работы с детьми.
Усвоение грамматических форм- сложная интеллектуальная деятельность требующая накопления фактов и их обобщения. На каждом занятии ребёнок решает поставленную перед ним умственную задачу. Поэтому занятия и отдельные упражнения должны вызывать у детей положительные эмоции, проходить интересно и живо. Играя, изменяя слова и образуя новые словоформы, дети много раз их повторяют и запоминают непроизвольно.
Практика речевого общения- важнейшее условие формирования грамматических навыков.
Повседневная жизнь даёт возможность незаметно, в естественной обстановке упражнять детей в употреблении нужных грамматических форм, фиксировать типичные ошибки, давать образец правильной речи.
Разговаривая с воспитанником за завтраком, во время дежурства, в уголке природы, на прогулке, педагог поощряет и побуждает общение детей друг с другом, сам вызывает их на разговор.
Овладение грамматическим строем языка находится в зависимости не только от речевого общения с окружающими и от подражания речи взрослых, но также от восприятия окружающей действительности, от непосредственной практической деятельности и потребностей ребенка Поэтому так важно организовать деятельность детей с предметами, знакомство с их свойствами и качествами, наблюдения за природными явлениями. Установление и осознание ребёнком существующих в природе связей и зависимости находят отражение в увеличении объёма предложений, в построении сложных речевых конструкций, в употреблении союзов чтобы, так как, поэтому.
Формирование грамматических норм у детей младшего дошкольного возраста.
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро : быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство. Их наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов, нарушение слоговой структуры ( сокращение слов: “ апиед “ вместо велосипед, неправильное ударение и пр.
На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Неустойчив еще и голос младших дошкольников : некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно (особенно, если не уверенны в правильности произношения, другие - крикливо. Педагог обращает внимание детей на то, что слова можно произносить с различной громкостью (шепотом, тихо, умеренно, громко, учит детей различать на слух, как громко говорят окружающие и они сами.
В среднем дошкольном возрасте у детей значительно улучшается произношение. Они реже допускают пропуски и замену звуков, способны сохранять слоговую структуру даже в многосложных словах; окреп и стал более подвижным их артикуляционный аппарат, более развитым стало слуховое восприятие, фонематический слух.
Задача педагога на этом этапе учить детей внимательно слушать речь окружающих, подбирать слова похожие по звучанию (ложка-кошка, мошка и т. д., вычленять из ряда слов только те, в которых есть заданный звук, узнавать знакомый звук в названиях игрушек, предметов или подбирать игрушки и предметы, в которых есть этот звук и т. д. Одновременно воспитатель ведет работу по уточнению и закреплению правильного произношения отдельных звуков. Особое внимание при этом уделяется правильному произношению в словах группы свистящих (с, сь, з, зь, ц, шипящих (ж, ш, ч, щ, сонорных (л, ль, р, рь).
К концу пребывания в средней группе многие дети усваивают и правильно произносят все звуки родного языка. Но если ребенок испытывает затруднения в выполнении перечисленных заданий, педагог может использовать предлагаемые ниже игры и упражнения. Их цель - развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова похожие по звучанию правильно ставить ударение.
Формирование грамматических норм у детей старшего дошкольного возраста.
Овладение родным языком, развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей.
У старшего дошкольника появляется интерес к речи, как особому объекту познания. Его интересует звучание и значение слова, звуковая форма сочетание и согласование слов в речи. Строится работа по развитию лексико- грамматических форм для того, чтобы подготовить детей к школе, научить их связно строить свои высказывания, составлять интересные рассказы.
Ребенок старшего дошкольного возраста активно овладевает бытовым словарём. Словарная работа осуществляется через ознакомление детей с окружающим. Одно из главных направлений в работе воспитателя- это упражнение детей в правильном использовании основных грамматических форм для точного выражения мыслей и знакомство их со сложными случаями использования русской грамматики.
Работая над развитием словаря детей подготовительной группы и формированием грамматического строя речи, решаются следующие задачи:
- точно правильно использовать, обозначающие названия предметов быта и природы; их свойства и качества, строение;
-осознанно использовать слова, обозначающие видовые и родовые обобщения;
- уметь сравнивать предметы, находить существенные признаки, объединять на их основе предметы;
- замечать грамматические ошибки в речи и исправлять их;
-самостоятельно активно использовать различные грамматические формы;
-употреблять разные типы предложений в соответствии с содержанием своего высказывания;
-самостоятельно осуществлять звуковой анализ слов;
-понимать и использовать в речи термин»предложение», составлять предложение их 3-4 слов.
Работа над формированием грамматического строя направлена на обогащение речи детей разнообразными грамматическими формами и конструкциями.
Работа над согласованием существительных и прилагательных в роде, числе и падеже постепенно усложняются, дети вынуждены сами находить правильную форму : «Спроси у белочки, сколько у неё лап? Спроси про уши, хвост, глаза, рот».
Правильное употребление трудных глаголов (одеть- надеть, обращаем внимание на слова- антонимы (одеть- раздеть; надеть- снять).
Большая работа проводится на словообразование. В образовании новых существительных обращаем внимание как подбирается словообразовательная пара (чистый пол, чистить, тряпка, как с помощью одного и того же суффикса образуются слова, указывающие на лицо (школа- школьник, огород- огородник) или на предмет (чай- чайник, скворец- скворечник).
Усложняются задания по образованию глаголов с помощью приставок и суффиксов. В игре «Назови действие», где ребёнок с помощью картинки привязанной к карточке манипулирует- машинка въезжает в гараж, выезжает из ворот, подъезжает к дому.
Игры и упражнения по обогащению словаря и формированию грамматического строя речи включены в занятия по развитию речи, ознакомлению с природным и социальным миром.
На занятиях по обучению грамоте особое внимание уделяем игровым приёмам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения дошкольников.
Большую роль для развития словаря и грамматических форм речи играют наблюдения на прогулке. В процессе наблюдения у детей активизируется и пополняется словарный запас, совершенствуется навык построения отдельных грамматических конструкций. Используются такие словарные игры и упражнения: «Назови части дерева», «С какого дерева листочек?», «Какие птицы прилетели на участок?», «Назови семью воробья».
В совместной речевой деятельности закрепляем, расширяем знания, полученные на занятиях через организацию индивидуальной работы, посредством развивающих и дидактических игр, творческих заданий и упражнений.
Многократное повторение звуков и слогов в упражнениях на выработку правильного произношения можно закреплять помощью игр : «Угадай, кто спрятался за ширмой?».
Развитию слухового восприятия и внимания способствуют игры: «Поручение», «Эхо», «Телефон», «Послушаем, о чём рассказывает улица, комната».Они не должны литься более трёх минут, так как требуют особой сосредоточенности.
На занятиях также можно использовать игры- драматизации, театрализованные игры. Дети, разыгрывая сюжеты литературных произведений, знакомятся с художественным словом, обогащают словарный запас. Ребёнок, беря на себя роль, подражает поступкам, манерам и речи своего героя.