татьяна дрожилкина
Формирование грамматического строя языка посредством организации игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое развитие, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, включает следующие задачи, решаемые в рамках образовательной области «Речевое развитие» : владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
Публикация «Формирование грамматического строя языка посредством организации игровой деятельности» размещена в разделах
Достаточно сложной задачей является развитие умения грамматически правильно, согласованно и связно выражать мысли, строить выводы и умозаключения. Своевременное формирование лексико-грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей [1].
Владение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опосредствованных словом, в общении с взрослым и детьми. Источники и факторы развития языка ребенка и его грамматического строя многообразны, и, соответственно многообразны педагогические условия, средства и формы педагогического воздействия [2].
Трудность в овладении грамматической стороной состоит в том, что ребенок не осознает значений слов, употребляет их интуитивно, до определенного момента вычленяет только план общего содержания, сосредотачивая внимание лишь на общем смысле слова, лексическом его значении. Грамматические же средства языка остаются вне сферы его восприятия, поэтому так необходимо вести работу по их формированию [3].
Трудности и постепенность усвоения грамматического строя объясняются несколькими причинами: особенностями возраста, закономерностями усвоение морфологической и синтаксической сторон речи, сложностью грамматической системы, особенно морфологии. В русском языке, много нетипичных форм, т. е. исключений из правил. Употребляя нетипичные формы, дети часто ошибаются.
Причинами речевых ошибок, по мнению профессора С. Н. Цейтлин, являются:
- давление языковой системы, которое приводит к необоснованному словообразованию, выбору ненормативного варианта из числа, предлагаемых языковой системой, устранению их языковой системы фактов, воспринимаемых детьми как «чужие», устранению идиоматичности;
- влияние культурно-языковой среды, обусловливающее появление в речи детей ненормативных языковых единиц;
- сложность механизма порождения речи, провоцирующая появление в речи детей композиционных ошибок (композиционный сбой, лексический повтор, пропуск компонентов, дублирование компонентов).
Вместе с тем, детская речевая ошибка – это положительное явление в речевом развитии дошкольника, так как она является индикатором активного становления языковой системы, формирование психических процессов, необходимых для языковой способности [4].
Пути формирования грамматически правильной речи в практике работы дошкольного учреждения:
• создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи, повышение речевой культуры взрослых;
• специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок;
• формирование грамматических навыков в практике речевого общения;
• исправление грамматических ошибок.
Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, через которую и реализуется весь процесс обучения и воспитания в дошкольный период.
Игровая среда для развития лексико-грамматического строя речи старших дошкольников может быть представлена в виде игротеки, где подобранные наглядно-игровые средства, дают возможность дошкольникам наглядно представить конкретную ситуацию, необходимую для порождения определенного речевого высказывания.
Очевидно, что необходима система работы, учитывающая индивидуальные возможности ребенка, психолого-педагогические возможности группы (коллектива детей, позволяющая в комплексе и системно подойти к вопросу развития грамматического строя речи воспитанников.
Литература:
1. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детских садах/А. К. Бондаренко.
-М. : Просвещение, 1991.-160с.
2. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи/А. Н. Гвоздев. – М. :Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 213с.
3. Колунова, Л. Работа со словом в процессе развития речи старших дошкольников/Л. Колунова, О. Ушакова//Дошкольное воспитание. – 1994. - № 9.
4. Цейтлин, С. Н. Речевые ошибки и способы их предупреждения/С. Н. Цейтлин. – СПб, 1997. – 192с.
5. ФГОС дошкольного образования//URL :https://www.rg.ru/.