Симбирцева Вера Алексеевна
Консультация для педагогов «Формирование грамматического строя речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Процесс усвоения ребенком грамматического строя речи очень сложный. Он связан с когнитивным развитием ребенка, познанием им отношений и связей окружающей действительности, которые выражены в грамматических формах.
Трудности усвоения грамматического строя речи объясняются рядом причин: особенностями возраста, закономерностями усвоения морфологической и синтаксической сторон речи, сложностью грамматической системы, особенно морфологии. Многие грамматические погрешности вызваны особенностями местного говора, диалектной речью окружающих.
Публикация «Консультация для педагогов „Формирование грамматического строя речи“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
В дошкольном возрасте дети не изучают законы языка, они познают грамматические правила в практике живой речи. Очень важно воспитывать привычку говорить правильно с детских лет.
Формирование грамматического строя речи у ребенка-дошкольника должно включать работу над морфологией (изменение слов по родам, числам, падежам, словообразованием (образование одного слова на базе другого с помощью специальных средств, синтаксисом (построение простых и сложных предложений, обеспечивать формирование грам-матических обобщений.
Морфологический строй речи дошкольников включает почти все грамматические формы; он усложняется с возрастом детей. Самое большое место занимают существительные и глаголы, однако, в процессе речевого развития детей растет употребление других частей речи - прилагательных, местоимений, наречий, числительных.
В работе с детьми дошкольного возраста большой удельный вес занимает работа над развитием понимания и использования в речи грамматических средств, активный поиск ребенком правильной формы слова. Обучение изменению слов по падежам, согласование существительных и прилагательных в роде и числе проводится в специальных играх и упражнениях.
Активизация пространственных предлогов (в, на, за, под, между, около) одновременно подводит ребенка к употреблению падежных форм (игра "Прятки"). В играх с предметами ("Чего не стало?") дети усваивают формы родительного падежа единственного и множественного числа ("не стало цыплят, игрушек", "нет кукол").
Обучение детей образованию форм глаголов в повелительном наклонении (беги, спляши, попрыгай, возьми) происходит в играх, когда дети дают поручения игрушкам, друзьям.
Старших дошкольников необходимо обучать тем грамматическим формам, усвоение которых вызывает у них трудности: согласование прилагательных и существительных (особенно среднего рода, образование трудных форм глагола в повелительном наклонении и др.
Постепенно задания усложняются и даются они в таком виде, что ребенок вынужден сам находить правильную форму : "Спроси у белочки, сколько у нее глаз? Спроси про уши, хвост, рот". Даются сочетания с несклоняемыми словами: "хотел выпить кофе", "играл на пианино".
Уточняется правильное употребление "трудных" глаголов (одеть - надеть, класть - положить) при этом внимание детей обращается на слова-антонимы: одеть - раздеть, а надеть - снять.
В работе над синтаксисом детской речи нужно развивать умение соединять слова в словосочетания и строить разные типы предложений - простые и сложные. Использование игровых сюжетов на составление предложений по картинам, демонстрируемым действиям и воображаемым ситуациям помогает ребенку строить предложения, связывая их по смыслу, используя разные средства связи.
Можно вводить "ситуацию письменной речи" (взрослый записывает то, что ребенок диктует) — это активизирует употребление сложносочиненных и сложноподчиненных конструкций и развивает самоконтроль.
Целесообразно проводить упражнения на распространение и дополнение предложений начатых взрослым.
Формирование синтаксической стороны речи детей, разнообразных синтаксических конструкций является необходимым для развития связной речи, так как они составляют основной ее фонд.
Для самостоятельного словообразования важно, чтобы дети усвоили механизм словообразования и научились им пользоваться.
Способы словообразования в русском языке многообразны:
суффиксальный (учить - учитель, префиксальный (писать -переписывать, смешанный (застольный; разбежаться).
Дети могут от исходного слова подобрать словообразовательное гнездо (снег - снежинка, снежный - снеговик, подснежник).
Особое место занимает работа по образованию звукоподражательных глаголов (воробей чик - чирик - чирикает, утенок кря - кря - крякает).
Необходимо формировать у детей и образование видовых пар глаголов (один ребенок уже встал, а другой еще встает; умылся - умывается, оделся - одевается)
Широко используется обучение способам отыменного образования глаголов от имени существительного (мыло - мылит, звонок - звенит, краска - красит, а также: учитель - учит, строитель - строит, но врач - лечит, портной - шьет).
Через специальные игры и упражнения у детей развивается умение образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами и понимать различие смысла слов ( береза - березка - березонька: книга -книжка - книжечка). Различение смысловых оттенков глаголов (бежал - забежал - подбежал) и прилагательных (умный - умнее - умнейший, плохой -плохонький, злой - злющий, толстый -толстенный, полный - полноватый) развивает умение точно и уместно использовать эти слова в разных типах высказывания, умение догадываться о значении незнакомого слова (почему шапку называют ушанкой).
У детей развивается умение из ряда слов выбрать словообразовательную пару слова, которые имеют общую часть рассказ интересный, рассказывать или образовать слово по образцу (веселый -- весело; быстро--- быстрый, громко---громкий; школа - школьник; скворец скворечник.) Дети подбирают родственные слова в контексте. Например, со словом "желтый". В саду растут (желтые) цветы. Трава осенью начинает (желтеть). Листья на деревьях. (желтеют).
Необходимо дать ребенку полную ориентировку в типичных способах словоизменения и словообразования, воспитать языковое чутье, внимательное отношение к языку, его грамматическому строю, критическое отношение к своей и чужой речи, желание говорить правильно.