Папки-передвижки

Формирование графо-моторных навыков у детей с общим недоразвитием речи

Галина Мануйлова
Формирование графо-моторных навыков у детей с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование графо-моторных навыков у детей с общим недоразвитием речи.

Графомоторный навык–это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения. Правильно сформированный графомоторный навык позволяет писать буквы четко, красиво, разборчиво, быстро. Неправильно сформированный графомоторный навык создает комплекс трудностей письма: небрежный, неразборчивый почерк, медленный темп. Становление графомоторных навыков зависит от таких компонентов, как хорошее развитие общей и мелкой моторики, серийной организации движений, зрительно-пространственных представлений и зрительной памяти, поэтому важной психолого-педагогической и коррекционно-развивающей задачей является развитие ручной умелости, мелкой моторики рук, развития памяти и зрительных представлений.

Публикация «Формирование графо-моторных навыков у детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Актуальность проблемы обучения дошкольников с общим недоразвитием речи графо-моторным навыкам занимает особое место в системе их подготовки к обучению в школе. Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, «что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом., тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».

А количество детей, имеющих дефекты речи, с каждым годом увеличивается. И, как показывает практика, дети с речевой патологией чаще всего не укладываются в темп работы остальных детей, поэтому с ними необходимо вести специальную коррекционно-развивающую работу.

Проблема проекта - выявление состояния графомоторных навыков у детей с ОНР и разработка практического пособия по преодолению выявленных нарушений.

Цель - разработка и апробация практического пособия для занятий по развитию графомоторных навыков у старших дошкольников с ОНР.

Задачи - обосновать взаимосвязь ОНР с формированием графо-моторных навыков, проанализировать и обобщить коррекционно-развивающие методики по формированию графо-моторных навыков у детей с ОНР, усовершенствовать и внедрить продуктивную модель по формированию и развитию графо-моторных навыков, обеспечивающую повышение эффективности работы по предупреждению дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Ожидаемые результаты проекта - научить остроте зрения, научить устанавливать соответствие между двумя и более изображениями, находить ошибки в рисунках, следить взглядом за запутанными изображениями; учить следить за направлением движения картинки, предмета, карандаша, чтобы иметь возможность скорректировать свои действия; воспитание стойкого интереса к рассматриванию картинок, научить детей проводить различные линии по подражанию, по образцу; дорисовывать, закрашивать, копировать, штриховать, выполнять задания по речевой инструкции; правильно держать карандаш при письме, правильной осанке. Возраст 6-7 лет является позитивным для развития кисти руки, проект рассчитан от 2 до 6 месяцев, при индивидуальном подходе. Занятия проводятся логопедом не менее трех раз в неделю.

1. Коррекционные мероприятия.

Для всех коррекционных занятий применяем правильные эргономичные пишущие инструменты - специально для левшей и правшей, с нескользящей треугольной областью обхвата, что обеспечивает комфорт и максимально снимает напряжение кисти.

Коррекционные упражнения по развитию графо-моторных навыков у детей с ОНР соединяются в 3 блока:

1. Упражнения для рук (самомассаж, игры пальцами, чтобы снять напряжение кистей и пальцев рук, а также развить их подвижность и гибкость).

Пальчиковая игра "Две сороконожки"

Две сороконожки бежали по дорожке

Бежали, бежали и друг дружку повстречали

Так друг дружку обнимали, так друг дружку обнимали, так друг дружку обнимали, что едва мы их разняли. Широко расставив руки, шевеля палицами приближаем ладони друг к другу.

Делаем движения рукопожатия. Меняя руки.

Крепко обнимаем ладони и пытаемся их разорвать.

Пальчиковая гимнастика «Налим»

Жил в реке один налим,

Два ерша дружили с ним.

Прилетали к ним три утки

По четыре раза в сутки,

И учили их считать

Раз, два, три, четыре, пять. Медленные движения соединенными ладонями, имитирующие плавание.

Движения ладонями с двух сторон.

Взмахи ладонями.

Согнуть кулачки.

Разгибать пальчики из кулачков, начиная с больших.

Пальчиковая гимнастика «Шла кукушка»

Шла кукушка мимо рынка,

У нее была корзинка.

Вдруг корзинка на пол – бух,

Полетело десять мух! Ребенок «идет» по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, остальные пальчики поджаты.

Ребенок соединяет ладошки «ковшиком».

Ребенок ударяет сомкнутыми ладошками по коленям и разъединяет руки.

Ребенок разводит руки в стороны и шевелит пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Мышонок»

Сел мышонок на масленок,

А масленок – липкий гриб,

Посидел на нем мышонок

И прилип, прилип, прилип. Ребенок ладонью левой руки накрывает кулачок правой.

Ребенок вращает кулачком правой руки.

Ребенок трет ладонью левой руки по кулачку правой.

Ребенок «отрывает» левую ладошку от кулачка, а она «держится».

Ассиметричная гимнастика.

Кулак-ладонь. Руки сгибаем в локтях. При этом одну руку быстро сжимаем в кулак, а другую выпрямляем в ладошку. Необходимо следить, чтобы пальцы были плотно сжаты. И начинаем последовательно сжимать и разжимать ладони: кулак- ладонь. Для обучения делаем упражнение медленно, а когда оно начинает получаться – ускоряем темп.

Рожки и ножки. Одна рука показывает ножки, а вторая рожки (большой палец, указательный и мизинец). Меняем руки.

Ухо-нос. Левую руку ставим на нос, а правой перекрещивая руки, захватываем кончик уха. Делаем хлопок и быстро меняем руки местами. Делаем сначала медленно, но со временем можно значительно ускорить смену рук.

Капитанское. Правая рука приложена козырьком к бровям, а левая рука в это время показывает знак «Класс». Меняем руки местами. Стараемся не путаться. Сначала это может не получаться. Но через несколько занятий — это упражнение можно даже усложнить, добавив хлопок между сменой рук.

Су-Джок терапия.

Описание: Движения шарика выполняются в соответствии с текстом.

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем

на левой.

Мы научимся орехи

Между пальцами катать.

(Дети катают шарик между пальцами сначала одной руки, по­том другой).

Это в школе нам поможет

Буквы ровные писать.

Описание: Дети поочередно прокатывают массажные кольца по каждому пальцу, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папенька,

Этот пальчик — маменька,

Этот пальчик — я,

Вот и вся моя семья!

2. Ознакомление с приемами выполнения различных видов предметно-практической деятельности, развивающих мелкую моторику.

Выполнение по показу и самостоятельно по заданию следующих действий с предметами:

-катание мяча в определенном направлении;

-бросание мелких предметов в емкость с узким горлышком;

-складывание геометрических объемных предметов в коробку аккуратно так, чтобы ее можно было закрыть крышкой;

-открывание и закрывание коробок, деревянных матрешек;

-выкладывание букв предметов из счетных палочек;

-перебирание бобовых (отделение гороха от чечевицы);

-завязывание и развязывание шнурков;

-нанизывание бус на шнур;

-собирание мелких пазлов и мозаики.

3. Упражнения на развитие зрительного внимания, памяти, логического мышления при обучении элементам письма.

Найди в каждом ряду рисунок, который похож на образец.

Найди тень и обведи ее.

Назови наложенные друг на друга рисунки.

Графические диктанты.

Раскраски по номерам.

Обведение контуров линейки и их штриховка.

Рисование спирографом.

2. Календарный план.

Основным инструментом, с помощью которого осуществляется управление временем проекта, является календарный план проекта. Каждый месяц идет постепенное усложнение заданий.

Ноябрь. Мотивирующий или подготовительный проведение диагностического исследования. Выявление уровня развития мелкой моторики рук, как средство развития речи детей, создание картотеки пальчиковых игр, упражнений, заучивание пальчиковых игр. Совершенствовать знания детей о точке, линии, штрихе. Учить правильно держать карандаш при письме, знакомить с правилами посадки при письме. Катание мяча в определенном направлении; бросание мелких предметов в емкость с узким горлышком; нанизывание бус на шнур; складывание геометрических объемных предметов в коробку аккуратно так, чтобы ее можно было закрыть крышкой. Раскраски по номерам, знакомство со спирографом.

Декабрь. Консультация для воспитателей по развитию мелкой моторики дошкольников. Пальчиковая гимнастика, массаж СУ-Джок, выкладывание букв предметов из счетных палочек, перебирание круп, ассиметричная гимнастика, раскраски по номерам, собирание мелких пазлов, обведение контуров на линейке, игра чья тень.

Январь. Консультация для родителей (законных представителей). Полезные советы: «Для чего нужна пальчиковая гимнастика». Пальчиковая гимнастика, массаж СУ-Джок, выкладывание букв предметов из счетных палочек, перебирание круп, бросание мелких предметов в емкость с узким горлышком; нанизывание бус на шнур; ассиметричная гимнастика, раскраски по номерам, собирание мелких пазлов, обведение контуров на линейке, игра чья тень, назови наложенные друг на друга рисунки.

Февраль. Пальчиковая гимнастика, массаж СУ-Джок, выкладывание букв предметов из счетных палочек, перебирание круп, бросание мелких предметов в емкость с узким горлышком; нанизывание бус на шнур; ассиметричная гимнастика, раскраски по номерам, собирание мелких пазлов, обведение контуров на линейке, игра чья тень, назови наложенные друг на друга рисунки, рисование узоров спирографом.

Март. Катание мяча и подбрасывание в определенном направлении, пальчиковая гимнастика, массаж СУ-Джок, выкладывание букв и предметов из счетных палочек, перебирание круп, бросание мелких предметов в емкость с узким горлышком; нанизывание бус на шнур; ассиметричная гимнастика, раскраски по номерам, собирание мелких пазлов, обведение контуров на линейке, игра чья тень, назови наложенные друг на друга рисунки, рисование узоров спирографом.

Апрель. Массаж СУ-Джок, выкладывание букв и предметов из счетных палочек, перебирание круп, Назови наложенные друг на друга рисунки, графические диктанты, ассиметричная гимнастика, раскраски по номерам, собирание мелких пазлов, обведение контуров на линейке, штриховка, рисование узоров спирографом, графический диктант.

Май. Проведение контрольного диагностического исследования. Используя метод наблюдения, упражнения, выявить положительные результаты проделанной работы. Пальчиковая гимнастика, массаж СУ-Джок, завязывание и развязывание шнурков; нанизывание бус на шнур; собирание мелких пазлов и мозаики, ассиметричная гимнастика, раскраски по номерам, собирание мелких пазлов, обведение контуров на линейке, штриховка, графический диктант, назови наложенные друг на друга рисунки, рисование узоров спирографом.

3. Предполагаемый результат.

Механизмом оценки получаемых результатов прежде всего является эмоционально-положительное состояние ребенка на занятиях. Педагог должен чувствовать и видеть, что именно происходит с ребенком, как и насколько он «включен» в атмосферу сотрудничества, какова степень его «отдачи». К концу проекта можно сказать, что пальчики у воспитанников должны стать более ловкими, гибкими, дети должны быстрее овладевать сложными упражнениями, речь детей значительно улучшиться.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга, но и улучшается техника рисования, а в дальнейшем письмо. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

В дальнейшем планирую продолжить работу по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста, при этом расширяя ее диапазон собственными наработками.

Публикации по теме:

Формирование речевой активности старших дошкольников с общим недоразвитием речи Дошкольный возраст – период интенсивного развития ребенка, и своевременное овладение правильной речью является одним из основных условий.

Физиологическое и речевое дыхание детей с общим недоразвитием речи Важнейшим условием правильной речи является спокойным глубокий вдох, плавный длительный выдох и чёткая артикуляция. Дыхание ребёнка в своём.

Формирование графо-моторных навыков у детей с ОНР Процесс формирования графомоторных навыков Графомоторный навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие.

Формирование лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (из опыта работы) Речь – это важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека.

Формирование моторных и речевых навыков посредством пальчиковых игр у дошкольников с общим недоразвитием речи Проблема развития моторики у детей с недоразвитием речи является одной из актуальных проблем детской психологии и педагогики. Именно к 6.

Консультация для педагогов «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико. Во-первых, качество речи определяет готовность ребенка к школьному обучению. Во-вторых,.

Логосказки как форма работы по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речиЛогосказки как форма работы по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи Одной из важных задач в коррекционной работе с детьми с ОНР является развитие связной речи. Для детей с общим недоразвитием речи характерны.

Особенности вербальной памяти у детей с общим недоразвитием речи Особенности вербальной памяти у детей с Общим недоразвитием речи. Учитель-логопед Гунченко Е. Н. ГКУСО «Ставропольский социальный приют Росинка».

Пальчиковые игры для детей с общим недоразвитием речи Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Сегодня все знаем, что.

Устное народное творчество как средство развития связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Работая с детьми с ОНР старшей группы, я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование графо-моторных навыков у детей с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 1 декабря 2019 в 18:52
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование графо-моторных навыков у детей с общим недоразвитием речи» (включая файлы) размещена пользователем Галина Мануйлова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД