Наталья Камзаракова
Формирование готовности педагогов к взаимодействию с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Все мы знаем, что полноценное воспитание дошкольника невозможна без помощи родителей. Поэтому, наша основная задача сделать так, чтобы родители стали нашими активными помощниками и единомышленниками. В детском саду педагогам и родителям важно быть партнерами, союзниками в деле образования и воспитания, понимать друг друга, говорить на одном языке, идти в одном направлении. Иначе невозможно гармоничное развитие ребенка, его полноценная социализация, а также успешный переход к новой ступени – обучению в школе.
Публикация «Формирование готовности педагогов к взаимодействию с родителями» размещена в разделах
Сегодня в дошкольных учреждениях в том или ином виде осуществляется деятельность по установлению и укреплению взаимодействия в системе детский сад – семья: используются традиционные (родительские собрания) и нетрадиционные формы работы различные виды наглядной информации, проводятся специальные педагогические советы, разнообразные мероприятия и т. д.
Причины возникающих трудностей в организации сотрудничества между педагогами и родителями воспитанников :
1. Первая причина: заключается в особенности коммуникативного взаимодействия. Педагоги и родители не умеют или не хотят слушать и принимать позицию другой стороны, пытаются навязать свою точку зрения, заставить другого изменить установки взамен организации конструктивного диалога.
2. Вторая причина – личностные особенности педагогов. Несформированная профессиональная позиция, непонимание собственной значимости, ценности, как профессионала, неадекватная самооценка, сниженная или, напротив, завышенная самокритика приводят к неумению наладить контакт с родителями. Зачастую педагоги просто не готовы к деловому взаимодействию с семьями воспитанников.
3. Третья причина: избыток теоретических знаний у педагогов и отсутствие опыта их применения на практике. Педагоги знают, что сказать родителям, но не знают как, поэтому возникают трудности коммуникативного взаимодействия. Например, «Лучше я промолчу – все равно ничего им не докажу!» или «Я им сейчас скажу все, что я знаю и думаю, пусть только попробуют не понять!» В результате вместо эффективного взаимодействия возникает молчаливое противоборство сторон.
4. Четвертая причина: Педагоги не знают основных правил взаимодействия, Не умеют планировать и выстраивать процесс общения с родителями, выстраивают стихийно, раздробленно и случайно.
Только целенаправленная, систематическая работа с педагогами позволит достичь определенных результатов в деятельности по укреплению партнерства с родителями воспитанников. Формирование готовности педагогов к взаимодействию с родителями воспитанников является важным направлением деятельности ДОУ по установлению сотрудничества с родителями воспитанников. Крайне значимым в этом процессе является пересмотр содержания и форм работы с педагогами с учетом их личностных особенностей, конкретных причин трудностей в общении, а также введением активных, нетрадиционных форм взаимодействия с коллективом.
Необходимо применять новую систему взаимодействия с родителями воспитанников. Наряду с традиционными формами работы (родительские собрания, необходимо рассмотреть такие формы как презентации дошкольного учреждения родителям, посещение семьи, педагогические беседы с родителями, тематические консультации, консультации – шпаргалки, "Круглый стол" с родителями, родительские гостиные, конференции с использованием ИКТ и современного мультимедийного оборудования, тематические выставки, вовлечение родителей в жизнь группы, анкетирование.
Педагоги ассоциируют процесс взаимодействия с семьями воспитанников с ситуацией конфликта. Конфликт «педагог – родитель» обычно предполагает протекание по типу «начальник – подчиненный», что и обусловливает поведение воспитателя как обвиняющей стороны. Если раньше такое положение устраивало обе стороны, то теперь родители, обладая определенными знаниями и опытом в области психологии, стремятся не допустить давления на себя со стороны работников детского сада. Кроме того, подобное поведение может вызвать агрессивное поведение даже у миролюбивого родителя. Поэтому во избежание углубления и расширения конфликтной ситуации желательно осознать и осуществить на практике линию партнерского взаимодействия «на равных». В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективными способами выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество.
Правила поведения при конфликте:
1. Если между вами и родителями воспитанников возникают противоречия, не старайтесь избегать их или обвинять во всём родителей, вызовите человека на общение
2. Если вы понимаете, что собеседник будет скандалить, сделайте так, чтобы ваше общение проходило наедине
3. Во время общения жёстко контролируйте свои эмоции, не срывайтесь на крик, не позволяйте себе неэтичных высказываний
4. Подавите в себе отрицательное отношение к собеседнику и попробуйте понять, в чём причина его недовольства
5. Оцените своё поведение, может вы действительно в чём- то не правы
6. В спокойной форме постарайтесь высказать собеседнику ваше мнение по данной ситуации
7. Общайтесь с собеседником на равных, не показывайте своего превосходства, одинаково оценивайте свои поступки и поступки собеседника
8. Оцените ситуацию и попробуйте найти решение, которое будет устраивать вас обоих.
Хотелось бы сказать, что многое в построении отношений «воспитатель - родитель» зависит от нас. Помните это и стремитесь быть доброжелательными, общительными, тактичными и интересными для родителей.