Надежда Руппель
Проект «Моя семья». Работа по взаимодействию с родителями, детьми, педагогами
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Моя семья»
Тип проекта : долгосрочный (с октября 2013 по май 2014г) групповой, познавательно – творческий)
Участники проекта : педагоги, специалисты, дети дошкольных групп, родители.
Цель: Формирование у детей понятие «Семья» и повышения роли семейных ценностей в становление личности ребенка.
Задачи: Сформировать у детей представления о семье;
Формировать представление о родственных отношениях;
Закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек, дедушек,
Публикация «Проект „Моя семья“, Работа по взаимодействию с родителями, детьми, педагогами» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Темочки
Развивать речевые умения детей вести монолог и диалог, рассказывать о себе, своей семье, используя свой личный опыт;
Развивать познавательно – поисковую деятельность детей;
Воспитывать уважение к труду и занятиям членам семьи;
Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т. е потребность к формированию семейных ценностей.
Гипотеза:
Если начать формировать ценностные представления о семье с младшим дошкольным возрастом, то ценность семьи, как социальной единицы, будет расти в положительной прогрессии.
Прогнозируемые результаты:
Воспитание чувства гордости за свою семью и любви к членам своей семьи;
Знать историю своей семьи; семейные традиции и праздники;
Повысить педагогическую культуру родителей;
Установить с родителями доверительные и партнёрские отношения.
МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
Познавательно – речевое развитие:
Беседа с детьми, чтение;
Разучивание стихотворений.
Художественно – творческая деятельность:
Разучивание песен, танцев;
Рассматривание альбомов и иллюстраций;
Рисование на темы:
Игровая деятельность:
Взаимодействие с родителями.
Структура проекта :
1 Аналитический блок:
- анкетирование;
- мониторинг;
- тестирование;
- интервью.
На данном этапе были проведены несколько встреч с родителями, анкетирование родителей и опрос детей. В результате выявлены знания детей о семье.
2. Информационно – накопительный;
- изучение интересов детей для определения целей проекта;
- подбор наглядной информации: иллюстрационный материал, литературных произведений, репродукций, картин, дидактических, сюжетно – ролевых, театральных и строительных игр;
- проведение выставок, презентаций;
- оформление стендов для родителей;
- составление памяток для родителей;
- работа со специалистами.
Второй этап направлен на подбор литературы, иллюстративного материала, изучение семей и составлению социального паспорта на каждого ребенка.
3. Организационно – практический блок.
Реализация проекта на данном этапе предполагает организованную образовательную и совместно – партнерскую деятельность.
Познавательно – речевая:
- проведение цикла познавательных занятий;
- чтение художественной литературы;
- разъяснение и заучивание пословиц, поговорок, стихов о семье;
- беседа по картинкам;
- составление рассказов о семье;
- рассматривание семейных фотографий.
Игровая деятельность:
- дидактические игры;
- сюжетно – ролевые игры;
- строительные игры;
- театрализованные игры;
- подвижные игры.
Творческая деятельность:
- выставки рисунков;
- фото – выставки;
- коллажи;
- художественное творчество с детьми по темам проекта.
Культурно – досуговая деятельность:
- совместные праздники;
- творческие конкурсы и выставки;
- семейные состязания;
- утренники;
- спортивно – семейные досуги;
Сотрудничество с семьёй :
- консультации для родителей;
- родительские собрания;
- создание семейных альбомов;
- дни открытых дверей;
- консультации специалистов;
- оформление семейных фотоколлажей
- участие в конкурсах детского сада
- совместная деятельность детей, родителей и педагогов.
4. Презентационно – завершающий
Презентация проекта «Моя семья»;
Акция к Дню семьи «Объединим семью» с запуском плаката на воздушных шарах.
5. Контрольно – рефлексивный
- подведение итогов;
- анализ результатов и выводы.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
Перспективное планирование разработано по образовательным областям:
Социализация:
1. Сюжетно – ролевые игры:
- «Дом», «Семья», «Детский сад», «Кто работает в детском саду?»,
«Профессия моих родителей», «День рождения», «В гости к бабушке»;
2 Дидактические игры:
«Что такое хорошо, и что такое плохо?», «Мои хорошие поступки», «Моя семья», «Моё имя»,
«Моя комната», «Чьи детки?», «Кому, что нужно для работы?»,
3. Создание альбомов:
«Моя семья», «Наши праздники в детском саду», «Что означает моё имя»,
4. Игры драматизации по сказкам:
В. Осеева «Обычная старушка», «Сказка для мамочки»
Познание:
1. Познавательные занятия: «Состав семьи» («Семь Я», «Работа моих родителей»,
«Состав семьи» («Семь Я», «Работа моих родителей», «С кем я живу», «Коли семья
вместе, то и душа на месте».
2. Беседы: «Я и моё тело», «Любимый отдых членов семьи», «Как я помогаю дома»,
«Имена, отчества, фамилии и их значение», «Домашний адрес, квартира, моя комната»,
«Наш домашний праздник», «Мои бабушка и дедушка», «Традиции нашей семьи».
3. Экскурсия по детскому саду.
4. Рассматривание сюжетных картинок:
«Моя семья», «У мамы день рождения», «Поездка на дачу».
5. Заучивание пословиц о семье.
6. Отгадывание загадок о семье.
Коммуникация:
1. Тематические занятия:
«На кого я похож?», «Моя родословная», «Я и моё имя».
2. Беседы: «Как росли родители, дедушка и бабушка»
«Кто такие – родные, друзья, соседи»
3. Составление рассказов на тему: «С кем я живу?», «Хорошо у нас в саду», «Мамины, бабушкины руки», «Чем я люблю заниматься в детском саду и дома», «Каким я хочу быть».
4. Составление рассказов из личного опыта на тему: «Семейные праздники», «Как мы отдыхаем всей семьёй».
5. Общение: «Чем можно порадовать близких», «За что бы меня похвалили дома?», «Почему мама поздно ложится спать?».
6. Коммуникативные игры: «Я расту», «Назови ласково», «Пустим имя по ветру», «С днём рождения»
Чтение художественной литературы:
1. Чтение произведений:
С. Капутикян «Моя бабушка», Э. Успенский «Если был бы я девчонкой»,
Е. Благинина «Посидим в тишине», В. Осеева «Сыновья», С. Беруздин «Мамина работа»,
а также произведения Н. Носова, А. Барто, С. Маршака, К. Ушинского, В. Осеевой,
Обсуждение проектного материала.
2. Заучивание стихотворений:
Л. Квитко «Бабушкины руки», Г. Виеру «Не мешайте мне трудиться»,
Е. Благининой «Вот так мама», Я. Аким «Моя родня» и др.
3. Загадки на тему: «Семья», «Родной дом», «Детский сад».
4. Заучивание пословиц и поговорок о семье.
Художественное творчество и продуктивная деятельность
1. Рисование на тему: «Выходные в семье», «Семейные праздники»,
«С кем я живу», «Портреты членов семьи», «Моя семья», «Генеалогическое древо семьи».
2. Аппликация:
«Украсим фартук для бабушки», «Цветы для мамы» и др.
3. Лепка
«Испечём торт для братика», «Красивое блюдце для сестрёнки», «Розы для мамы» и др.
4. Оформление выставок:
«Цветы для моей мамы», «Портрет моей мамы».
Физкультурно – оздоровительная деятельность:
1. Пальчиковая гимнастика «Семья» и др.
2. Беседы: «Правила безопасного поведения», «Из чего я сделан?», «Эта вредная еда»
«В здоровом теле – здоровый дух»,
3Дидактические игры: «Опасно – неопасно», «Полезная и вредная еда»,
Беседа о правильном поведении, профилактика простудных заболеваний.
- Ситуативный разговор с детьми о бережном отношении к своему здоровью и здоровью других;
- Ситуативный разговор о правилах личной гигиены;
- Физкультурные досуги и развлечения.
Безопасность:
1. «Если ты остался дома один», «Безопасность в доме», «Как мы отдыхаем на природе с семьёй»
2. «Что делать если ты потерялся?»
3. Составление правил безопасного поведения на улице, в группе, дома.
Труд:
1. Коллективный труд в группе:
«Мы помощники», «День добрых дел»;
2. Трудовой десант с детьми и родителями :
«Помощь детскому саду».
3. Оформление участка с родителями.
4. Беседа: «Моё любимое занятие»,
«помогу – ка я другу», «Мы поссоримся и помиримся»;
5. Мастерская «Добрых дел» (поделки для Акции «Добрые дела» для Дома «Милосердия»)
6. Знакомство с трудом взрослых.
Работа с родителями :
1. Анкетирование «Знаете ли вы своего ребенка?», «Семейные традиции»;
2. Тест: «Какие вы родители?»;
3. Тематические консультации: «Авторитет родителей»,
«Игры нашего детства», «Знакомство ребенка с историей семьи», «Семейные традиции»,
«Как создать родословную семьи»;
4. Памятки и рекомендации для родителей :
«Законы семьи», «Пять путей к сердцу ребенка», «Путешествие в прошлое семьи»;
5. Оформление альбомов: «Я и моя семья», коллаж «Моя семья»
6. Проведение музыкально – спортивных праздников: «Мамин день», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Праздник Осени», «В гостях у Дедушки Мороза», «День семьи».
7. Сотворчество детей с родителями :
- Выставка кормушек «Покормите птиц»;
- Конкурс национальных блюд (ко Дню толерантности);
- Конкурс поделок «С любовью - от мамы» (ко Дню Матери);
- Конкурс на лучшую новогоднюю игрушку;
- Акция «Добрые дела» (изготовление поделок, «книжки – малышки» - для Дома «Милосердия»)
Совместное творчество детей и родителей :
- «Ладошка в ладошке» с пожеланиями и мечтаниями о семье (Акция «Объединим семьи»);
- «Семейная гостиная». Проект : «Тепло родного очага»
Тема: «Роль родного дома и семьи в формировании личности ребенка»
"Характер и нравственное поведение ребёнка - это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение" Эрих Фромм
- Цель:
1. Выявление особенностей взаимоотношений между ребёнком и родителям;
2. Разработка основных правил семейного воспитания.
3. Создание условий для рефлексии опыта сплочения семьи на нравственных, гуманистических основаниях.
- День открытых дверей:
«Наша жизнь день за днём»
- Родительские собрания
Результативность проекта :
ДЕТИ:
- Получили необходимую информацию о своей семье
- О том, что такое семья, что у неё есть традиции и история
- Имеют представления о родственных отношениях
- Имеют представления о родословной как об истории семьи
- Проявляют уважительное отношение и любовь к родным и близким, окружающим людям.
РОДИТЕЛИ :
- Повышается компетентность родителей в вопросах семейного воспитания
- Повышается уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей.
- Происходит обмен опытом семейного воспитания и традиций
- Поиск новых форм взаимодействия педагогов и родителей.
РЕФЛЕКСИВНАЯ ЗАПИСКА
В ходе совместного проекта выясняется, что взаимосвязь с семьей нам жизненно необходима. Родители и педагоги – партнеры в общем деле, все члены одного коллектива.
Совместное участие в проектной деятельности поможет лучше узнать друг друга, поделиться опытом семейного воспитания, активизировать творческое общение родителей с детьми.
Родители стали более коммуникабельными, доброжелательными и дипломатичными.
Установились доверительные детско – родительские отношения. У родителей появились заинтересованность в продолжительном сотрудничестве.
Особенностью данного проекта является то, что вместе мы не только будем активно познавать и осваивать новое, но и будем активно трудиться и отдыхать в одной команде «Воспитатели – дети – родители», где родители превратятся из наблюдателей в активных участников в жизни детского сада.
И главный результат проделанной работы, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, любви к родным и близким, в стремлении его к добру.