Наталия Владимировна Белоусова
Формирование геометрических представлений у детей с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
С самого рождения человек активно взаимодействует с окружающим миром, используя сложные и совершенные органы чувств. Одним из важнейших органов чувств является зрение, которое позволяет человеку воспринимать окружающую действительность во всём её многообразии.
У детей с нарушениями зрения формирование зрительных образов имеет свои особенности. Они воспринимают предметы неточно и фрагментарно, не могут охватить их взглядом целиком. Это затрудняет восприятие наглядности, выделение и соотнесение частей объектов, а также их признаков. У таких детей снижена способность к анализу, синтезу, сравнению и интеграции информации.
Темочки:
- Геометрические фигуры и формы
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
В этой статье рассмотрим новый подход к методике формирования геометрических представлений у детей с нарушениями зрения. Этот подход основан на использовании специальных методов и приёмов, которые помогают не только усвоить знания о форме предметов, но и сформировать целостный зрительный образ, развить навыки зрительного анализа, а также способность выделять, дифференцировать, классифицировать, видоизменять и преобразовывать объекты.
Система работы по формированию геометрических представлений включает в себя несколько этапов.
- На начальном этапе основное внимание уделяется обучению зрительно-осязательному способу обследования фигур. Дети знакомятся с плоскими и объёмными геометрическими фигурами. Для знакомства с фигурами рекомендуется использовать по две фигуры на начальном этапе и по три-четыре уже знакомые фигуры для сравнения. Это поможет детям сравнивать фигуры, находить сходства и различия, а не просто запоминать названия.
Как объяснить детям различия между плоскими и объёмными фигурами без использования терминов? Можно показать, что плоские фигуры можно спрятать под лист бумаги, а объёмные нельзя. Плоские фигуры лежат, и мы видим их только с одной стороны, а объёмные фигуры стоят, и мы можем рассмотреть их с разных сторон: спереди, сверху и сбоку. Это поможет детям понять отличия шара и круга, куба и квадрата.
Для обучения обследовательским действиям с геометрическими фигурами широко используются «волшебные» сумочки с двумя отверстиями — с правой и с левой стороны. Они удобнее для работы, чем «чудесные мешочки», так как ребёнок работает двумя руками, получая более полную информацию о фигуре. Детям предлагаются различные варианты поиска:
-определение фигуры, лежащей в сумочке;
-нахождение заданной фигуры среди множества других;
- нахождение фигуры, показанной на рисунке и другие.
Поскольку успешность предметно-практической деятельности зависит от уровня развития произвольных движений рук, необходимо использовать специальные средства и приёмы, которые обеспечивают успешное овладение зрительно-двигательными действиями. Это могут быть такие упражнения как -выкладывание геометрических фигур из палочек, цветных полосок, проволоки, фасоли;
-рисование геометрических фигур по трафаретам, шаблонам, обводка их через кальку, плёнку;
- рисование по трафаретам простых по форме предметов;
- лепка фигур, раскатывание колбаски и выкладывание из неё контура плоскостных геометрических фигур. Эти упражнения способствуют развитию моторики руки и мышечного чувства при неполноценном зрительном контроле.
На следующем этапе происходит расширение знаний о геометрических фигурах и развитие умения узнавать их на ощупь и визуально. Большое внимание уделяется сопоставлению каждой фигуры с рядом предметов или их изображений, имеющих сходную форму. После усвоения этого навыка задания усложняются за счёт перехода от использования реальных образцов к представлениям. Эти упражнения способствуют обогащению зрительно-сенсорного опыта детей.
На этом этапе происходит постепенное усложнение материала. Основные задачи направлены не только на узнавание, различение и называние геометрических фигур, но и на развитие анализа и синтеза, способности устанавливать логические связи и производить необходимые обобщения. Дети учатся зрительно расчленять геометрические фигуры на части и составлять их из таких же частей. Продолжается совершенствование обследовательских действий и осязательной чувствительности.
На третьем этапе происходит обучение детей различению разных видов фигур (треугольников и четырёхугольников) и их характеристик. Меняется характер перцептивных действий: они становятся более свёрнутыми и незаметными, выполняются быстро.
Основные задачи этого этапа:
-Развитие зрительного анализа, внимания, памяти, логического мышления и комбинаторных способностей.
-Формирование представлений об изменении геометрических фигур и обучение их преобразованию.
-Знакомство со схематическим изображением геометрических фигур и конструкций, составленных из них.
Основные методы и приё мы работы на этом этапе: соотнесение, обобщение, систематизация, группировка вокруг образца-эталона, словесное обозначение, называние, измерение, изображение и выполнение сложных глазомерных действий.
При знакомстве с графической моделью (схемой) объёмных форм и обучении детей умению схематически изображать фигуры и конструкции из них в двух проекциях (спереди и сверху) важно обратить внимание на то, что конструкция, как и геометрическая фигура, выглядит по-разному с разных сторон. Конструкция должна быть простой, чтобы ребёнок мог не только выстроить её, но и проанализировать.
Затем задания усложняются: даётся схема, не соответствующая конструкции. Дети учатся находить и исправлять ошибки в ней, что способствует развитию зрительного внимания, операций анализа, сопоставления и элементов логического мышления.
На этом этапе начинается обучение преобразованию геометрических фигур в соответствии с заданным кодом — символическими изображениями, обозначающими различные признаки: цвет, форму и размер. Такие задания формируют у детей представления об изменении геометрических фигур и развивают зрительное внимание и элементы логического мышления.
На заключительном этапе особое внимание уделяется обучению детей умению зрительно разделять форму предмета на составные части и воссоздавать форму предмета из геометрических фигур. Глубокое восприятие формы предполагает умение выделить в предмете отдельные элементы, соответствующие определённым геометрическим образцам.
Выкладывая из частей геометрические фигуры, предметы, орнаменты и т. д., дети учатся не только выделять их форму, но и определять размер и пространственное положение. Основной акцент делается на мыслительные процессы: умение анализировать, сравнивать, делать выводы и умозаключения.
На этом этапе продолжается обучение «чтению» графической модели (схемы) и созданию их по конструктивному образцу, а также воссозданию конструкции в соответствии со схемой.
Методы работы на данном этапе:
-Целевая ориентировка на опознающий объект: поиск и обнаружение информативных признаков, соотнесение с эталоном, речевая регуляция, отнесение к классу и идентификация.
-Тренировка — повторное предъявление одних и тех же изображений в различных ситуациях, сравнение, абстрагирование, обобщение и конкретизация.
На этом этапе широко используются «графические диктанты» на листах бумаги в крупную клетку и упражнения по делению фигур на части разными способами.
Предложенная комплексная организация коррекционной работы способствует решению актуальной проблемы формирования геометрических представлений у детей с нарушениями зрения :
-обучению детей способам исследования геометрических фигур и предметов;
-формированию представлений об эталонах формы и их разновидностях;
-развитию способности систематизировать сенсорные эталоны;
-формированию действий по использованию сенсорных эталонов формы (идентификации, соотнесению, анализу и синтезу сложной формы);
-развитию познавательных способностей детей.
Основными методами и приё мами работы на этом этапе являются: соотнесение, обобщение, систематизация, группировка вокруг образца-эталона, словесное обозначение, называние, измерение, изображение и выполнение сложных глазомерных действий.
Используемая литература
1. Зинченко, И. С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе/ И. С. Зинченко. - М., 2002.
2. Лебедева, А. Н. Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста/ А. Н. Лебедева. – М. : Школьная пресса, 2002.
3. Плаксина, Л. И. Содержание медико–педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения/ Л. А. Григорян. - М., 1998.
4. Подколзина, Е. Н. Вопросы работы тифлопедагога детского сада для детей с нарушением зрения/ Е. Н. Подколзина. - М., 1999.
5. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду/ по ред. Л. И. Плаксиной. - М. : Экзамен, 2003. – 256с.
6. Ремезова, Л. А. Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушением зрения в процессе обучения конструированию/ Л. А Ремезова. - М., 2000.