Гульзат Утегенова
Формирование духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников через реализацию проекта «Бездомные животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников через реализацию проекта
«Бездомные животные — проблема всех и каждого».
Проблема существования бездомных животных является одной из актуальных проблем мира, России, Омской области и имеет неблагоприятные экологические и социальные последствия. К сожалению, огромная армия безнадзорных животных постоянно пополняется потерявшимися домашними любимцами. Мы часто встречаем бездомных животных. Они подбегают к нам на остановках, у подъездов домов и, заглядывая в глаза, ищут того единственного человека, которому они смогли бы стать нужными. С бездомностью животных надо бороться, но именно с бездомностью, а не с животными.
Темочки:
- Бездомные животные. Помогаем вместе с детьми
- В мире животных. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Как-то во время прогулки, к нам на площадку пришел гость - котенок. Он был голодный, грязный, но очень ласковый. У детей сразу возникло желание взять его на руки, накормить, помыть и приласкать. Дети задавали вопросы: «Почему этот котенок живет на улице? Где его дом? Почему он мяукает жалобно?». Мы с ребятами пришли к выводу, что этот котенок бездомный, а бездомным животным нужна помощь. Мы решили создать и организовать работу над проектом «Бездомные животные — проблема всех и каждого», чтобы подробнее ответить на вопросы детей.
Цель работы: привлечь внимание детей дошкольного возраста, их родителей к решению проблем, связанных с бездомными животными.
Задачи:
- создать условия для формирования духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников через реализацию проекта «Бездомные животные — проблема всех и каждого»;
- расширить знания детей о причинах возникновения бездомных животных; формировать ответственное отношение к домашним питомцам; помочь детям научиться отличать домашних животных от бездомных; знакомить детей с деятельностью людей, которые помогают бездомным животным;
- развивать умение детей внимательного и бережного отношения к животным; формировать такие ценности, как «доброта», «дружелюбие», «внимательность», «милосердие»[1];
- воспитывать доброжелательное отношение к бездомным животным. [1]
На начальном этапе, мы подбирали литературу и материалы, просмотрели фильмы: «Лучик надежды»[3], «Они есть»[4], «Бывшие домашние»[5] и тд; мультфильмы: «Про добрую собаку»[6], «Собачья дверца»[7] и тд; прослушали рассказы: «До и после»[8], «Почти как в сказке»[9] и тд; статьи: «Причины бездомности»[10], «Как уменьшить число бездомных животных»[11]. Посмотрели сайты, по которым можно провести онлайн экскурсии «Друг» и «Омские хвостики».[14]
Реализацию проекта мы начали через знакомство с героями художественной литературы, бесед-рассуждений, просмотр презентаций по теме, рассматривания тематических картинок. [2]
Мы помогли детям понять, почему бездомные животные оказались на улице, как сложно и тяжело им выжить в разное время года. Когда просматривали фильмы мы смогли помочь детям научиться отличать домашних животных от бездомных.
Мы провели онлайн экскурсии и познакомились с приютами для бездомных животных - «Друг»[13], «Омские хвостики»[14] и детским эколого-биологическим центром. Во время таких экскурсий, дети познакомились с взрослыми людьми, которые ухаживают за бездомными животными. С огромным интересом, дети отметили, особенные отличия животных, которые находятся в питомниках - это чипы на их ушах.
На этапе рассматривания сюжетных картинок, просмотра презентаций, прослушивания личных рассказов детей, - мы пояснили детям о том, что к животным нужно проявлять милосердие (накормить, приласкать).
Особое внимание обратили на то, что бездомные животные могут быть агрессивны и переносчиками различных болезней. Без присутствия взрослых, к ним не стоит подходить, брать их на руки. Бездомных животных необходимо защищать, но делать это совместно с родителями. Если кто-либо обижает животное, то только с родителями можно заступиться за него, если животное попало в непростую ситуацию (залез кот на дерево, попал в реку, то опять же, только с помощью взрослого человека нужно помочь ему.
Очень интересно и познавательно прошли «минуты доброты «Не обижайте кошек во дворах и брошенных собак, не обижайте»».
Мы провели занятия: аппликация «Домашние животные», рисование «Животных рисовать люблю», лепка «Мое любимое домашнее животное», где дети в своих творческих работах смогли выразить отношение к домашним животным. Мы провели музыкальную викторину «Отгадай, кто это и что делает?». Дети с интересом слушали и проявляли свое воображение, сообразительность в угадывании музыки. [12].
На одном из занятий по ознакомлению с окружающим миром, мы вместе с детьми изготовили листовки, с призывом «Помогите бродячим животным».
К реализации проекта мы привлекли родителей, познакомили с проектом, провели беседы, мы изготовили и раздали памятки родителям «Помоги нам, человек!». Родители совместно с детьми расклеивали листовки, с просьбой не оставаться безучастными к жизни животных и по возможности, помогать и защищать их. Активное участие дети и родители приняли в волонтерской акции «Пройти нельзя - помочь» (сбор кормов, лекарств, витаминов, предметов ухода за животными) для приюта бездомных животных «Омские хвостики».[14]
Совместная работа родителей и детей над проектом «Бездомные животные — проблема всех и каждого», помогла детям почувствовать, что они могут делать добрые дела и их забота, внимание, дружелюбие и любовь нужна братьям нашим меньшим. У детей появилось понимание, что земля - наш общий дом и для людей, и для животных, и мы несем ответственность, за то, чтобы она была уютным домом для всех живущих на ней.
Во время нашей работы над проектом, у нас появилась семья, которая с радостью взяла из приюта кошку и дали ей замечательное имя - Симка.
Мы с ребятами продолжаем работать над нашим проектом, следующая ступень данного проекта – минипроект «Протяни – руку лапам»!
Таким образом можно сделать вывод, что мы ответили детям на их вопросы. Дети научились проявлять через рассказы, индивидуальные опыты- милосердие, доброту, дружелюбие, внимательность. Узнали, что в городе Омске есть приюты для животных, родители стали участниками наших мероприятий.
Список использованной литературы
1. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» / науч. рук. Л. Г. Петерсон; под общ. ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. -5-е изд., перераб. и доп. -М. :БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.
2. Маршак – сборник стихотворений «Детки в клетке».
3. https://vk.com/video-39882792_165884366
4. https://youtu.be/kdSD-vg5yg8
5. https://yandex.ru/video/preview/3767235766127096559
6. https://vk.com/video63049642_456239017
7.https://yandex.ru/video/preview/8595935626914828757
8.https://vk.com/public161931780
9.https://informpskov.ru/news/301790.html
10.https://science-start.ru/ru/article/view?id=913
11.https://journal.tinkoff.ru/outcast-pets/
12. https://www.maam.ru/detskijsad Сайт педагогов дошкольного образования
13. https://dog-omsk.ru
14. https://hvostik-omsk.ru