Лучший педагог года

Формирование духовно нравственной культуры дошкольников средствами игровых технологий

Ирина Кривая
Формирование духовно нравственной культуры дошкольников средствами игровых технологий
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование духовно нравственной культуры дошкольников средствами игровых технологий

Актуальность изучения отношений в детском коллективе очевидна, так как именно социально-психологические проблемы взрослого человека берут свое начало в дошкольном детстве. Именно в дошкольном возрасте формируются основы личности человека.

Исследования психологов Л. С. Славиной, Я. Л. Коломинского показали, что ощущение принадлежности ребенка к группе сверстников строятся на создании успешных отношений, общения, что очень важно для общего эмоционального благополучия дошкольника, уверенности в себе, а также для формирования адекватной самооценки [1].

Публикация «Формирование духовно нравственной культуры дошкольников средствами игровых технологий» размещена в разделах

В многочисленных исследованиях Т. А. Репиной, Я. Л. Коломинского, В. Р. Кисловской, В. С. Мухиной, А. В. Кравчук и др. было показано, что в дошкольном детстве общее отношение к детскому коллективу и эмоциональное самочувствие, во многом зависят от духовно-нравственной культуры дошкольника. Проблемой духовно-нравственного воспитания занимались такие ученые как: Б. Г. Ананьев, Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, А. Л. Венгер, Л. С. Выготский, Н. Галигузова, В. А. Горянина, В. П. Зинченко, М. С. Каган, С. В. Корницкая, А. А. Леонтьев, М. И. Лисина, Б. Ф. Ломов и др. [1].

Предметом изучения педагогов и психологов всегда была проблема формирования духовно-нравственного воспитания дошкольников. Разработку вопроса о формировании духовно-нравственного воспитания дошкольников можно проследить в работах А. И. Аржановой, Р. И. Ибрагимовой, в которых прослеживается связь между формированием у дошкольников духовно– нравственной культуры и содержанием общения детей в детском коллективе [4].

А. П. Усова в своих трудах придает огромное значение таким детским отношениям, которые строятся вследствие наличия у детей способности вступить в общество играющих дошкольников, действовать в нем определенным образом, устанавливать связи с другими детьми. На пути формирования «общественности» раскрываться потенциал для воспитания у дошкольников норм и привычек нравственного поведения, причем сам детский коллектив большое будет оказывать влияние на формирование духовно-нравственной культуры [2].

Анализ исследований авторов по проблеме для формирования духовно-нравственного воспитания позволяет сделать вывод о том, что, именно старший дошкольный возраст является сензитивным для формирования духовно-нравственной культуры.

Цель данной статьи – изучить особенности формирования духовно-нравственной культуры дошкольников средствами игровых технологий.

Формирование духовно-нравственной культуры – это формирование жизненной позиции ребенка, на основе которой в дальнейшем, он будет строить взаимоотношения с социумом, окружающим миром, обществом.

Старший дошкольный возраст играет особую роль в личностном развитии ребенка: в данный период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

Старший дошкольный возраст – последний из периодов дошкольного детства, когда в психике ребёнка появляются новые образования. Это произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия и т. д. – и исходящее отсюда умение руководить своим поведением. Более насыщенные и содержательные отношения со сверстниками и взрослыми оказывают прямое влияние на представления детей о самих себе, их самосознание и самооценку. Грамотно поддержать этот процесс развития и создать условия для наиболее успешного проживания ребёнком своего дошкольного детства является первостепенной задачей воспитателя и родителя [5].

Взаимоотношения со сверстниками отличается избирательностью, которая проявляется в предпочтении одних детей другим. Заметно преобладание в группе детского сада общение со сверстниками того же пола, принятие в среде которых имеет существенное значение для самоутверждения и самоуважения. Появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры; в отношениях возникает конкуренция, соперничество. В основном для детей старшего дошкольного возраста присуща коммуникабельность и потребность в дружбе.

В старшем дошкольном возрасте общение со сверстниками имеет внеситуативно-деловую форму. Главное желание некоторых дошкольников - сотрудничество, которое происходит в играх с правилами. Такая форма общения способствует развитию произвольного, волевого поведения, развитию осознания своих обязанностей, поступков и их последствий, что является необходимым условием для дальнейшего обучения [2].

В организации процесса воспитания присутствуют два направления:

- от подражания взрослому к собственному поведению, получая в контакте с взрослыми понимание результатов человеческой деятельности, разделяя чувства, пробуждающиеся в общении и совместной деятельности с ними, дошкольник знакомиться с ценностями взрослых людей;

- от зарождающихся в самой деятельности ребёнка представлений, намерений, эмоций к рождению мотивов более высокого уровня, которые оцениваются взрослыми. Полноценно участвовать в совместных делах, приобщатся к ценностям и средствам человеческой жизнедеятельности, решается ориентацией на свою значимость для других [5].

Игра является эффективным средством формирования духовно-нравственной культуры дошкольников. Смысл игры заключается в том, что в ней ценится не только результат, а сам процесс переживаний, объединенный с игровыми действиями. Чувства, переживаемые ребенком, реальны, хотя ситуации, проигрываемые ребенком, воображаемы. Эта характерное свойство игры несет в себе огромный воспитательный потенциал, так как, направляя сюжет игры, включая в содержание конкретные роли, педагог может тем самым программировать определенные положительные чувства играющих детей.

Старший дошкольный возраст является лучшим временем для расцвета ролевой игры. Подчинение правилу игры, заданному в роли, определяет содержание игровой деятельности. В такой игре наиболее интенсивно формируются психические качества и особенности личности ребенка. В игре, как в будущей деятельности дошкольника, осуществляются те поступки, к которым он будет способен в реальном поведении лишь через некоторое время.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что взаимоотношения - это субъективное переживаемое, личностно - значимое, эмоционально - когнитивное отражение детьми друг друга в процессе межличностного взаимодействия. Они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у детей по отношению друг к другу.

Исходя из этого, в дошкольном учреждении МДОО «Ясли-сад №20 «Ромашка» города Зугрэса» был разработан коррекционный план работы по формированию дружеских отношений между старшими дошкольниками.

Целью данной работы стало: привлечение внимания ребенка к другому и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам. Предлагаемые игры помогают детям пережить чувство общности друг с другом, учат замечать достоинства и переживания сверстника и помогать ему в игровом и реальном взаимодействии.

Планирование строится на семи этапах, каждый из которых имеет определенные цели и задачи.

Основной задачей первого этапа является общение при помощи жестов и мимических средств коммуникации, которые предполагают от общающихся взаимное внимание друг к другу.

На втором этапе основной задачей является привлечение внимания детей к сверстникам. Уподобляясь товарищу в игровых действиях, дошкольники учатся замечать мелкие детали движений, мимики, интонации.

На третьем этапе прорабатывается умение согласовывать движения и действия с товарищем, которое требует акцентирования внимания на действиях партнеров и умения подстраиваться под них.

Четвертый этап предполагает углубление детей в совместные для всех переживания – как веселые, так и грустные. Объединяет и связывает дошкольников мнимое чувство общей опасности, создаваемое в играх.

На пятом этапе вводятся ролевые игры, в которых дети оказывают друг другу помощь и поддержку в сложных игровых ситуациях.

На шестом этапе становится возможным вербальное выражение своего отношения к сверстнику (комплименты, добрые пожелания, подчеркивание достоинств и т. д., которое по правилам игры должно быть исключительно позитивным.

И наконец, на седьмом этапе проводятся игры и мероприятия, в которых дети оказывают друг другу настоящую помощь в совместной деятельности.

Коррекционно-развивающая программа по развитию дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста :

Этап Цель Игры

1-й этап

«Общение жестами» отказ от принятых вербальных и предметных способов взаимодействия. Общее правило – запрещение разговоров между детьми.

«Жизнь обитателей леса»;

«Бабочки и эльфы»;

«Птенчики-малыши»;

«Морской прибой»;

«Муравьиная семья»;

«Театр теней»;

«Ожившие игрушки»

2-й этап

«Внимание к другому» Развивать способности замечать и обращать внимание на сверстника и становиться подобным ему. «Круг, кружочек»;

«Веселые переходы»;

«Ну-ка, зеркальце, скажи»;

«Долгое эхо»;

«Испорченный телефон»;

«Бабушка Настасья»;

-«Не зевай, настроение передай»;

«Я и моя тень»;

«Разговор под водой»;

«Из зернышка – в росток».

3-й этап

«Согласованность действий» Научить ребенка согласовывать собственное поведение с поведением товарища. «По дорожке бегут сороконожки»;

«Юные скульпторы»;

«Картинка оживи»;

«Слепой и поводырь»;

«На тропинке»;

«Божья коровка»;

«Часы»;

«Заводные игрушки»;

4-й этап

«Общие переживания» Научить ребенка переживать общие эмоции. «Злой змей»;

«Мышата в мышеловке»;

«Самый заразительный смех»;

«Ежата заблудились»;

«Обнимашечки»;

«Дискотека зверей»;

5-й этап

«Взаимопомощь в игре» Научить ребенка сопереживать другому, дать возможность помочь и поддержать сверстника. «Бабушка на дороге»;

«Куклы Карабаса Барабаса»

««Заблудившийся ребенок»

6-й этап

«Добрые слова и пожелания»

Используется словесное выражение своего отношения к другому Научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей, делая сверстнику комплементы, говоря ему свои пожелания. «Спящая красавица»;

«Пожелания»;

«Добрый волшебник»;

«Волшебные очки»;

«Связующая нить»;

«Царевна Несмеяна»;

«Садовники и цветы»;

«Волшебные ожерелья»

7-й этап

Помощь в совместной деятельности Учить детей различным формам социального поведения: делиться со сверстником, помогать ему в процессе совместной деятельности. «Закончи рисунок»;

«Рукавички»;

«Мастер и подмастерья»;

«Общая картина»

В результате изучения проблемы развития дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста как деятельности, были сделаны следующие выводы:

1. Формирование взаимоотношений в старшем дошкольном возрасте являются необходимым условием для успешной социализации личности.

2. Взаимоотношения старших дошкольников могут рассматриваться как интегративное качество личности, проявляющееся в осознании сложности и многогранности человеческих отношений, стремлении к ценностно-осмысленному выбору на основе умения воспринимать другого и мыслить категориями соучастия, признании диалога как необходимого условия эмоционально-насыщенного общения через проявление доброжелательности к высказываниям, действиям и поступкам другого.

Наблюдения за детьми в процессе целенаправленной игровой деятельности указывают на качественные сдвиги, произошедшие в формировании духовно-нравственной культуры. Результаты педагогических наблюдений свидетельствуют о том, что дети стали больше играть совместно, самостоятельно разрешали многие конфликты, требовали от взрослых меньше внимания к себе. Кроме того, заметно снизилась агрессивность детей; уменьшилось количество демонстративных реакций; замкнутые дети, игравшие раньше в одиночестве или не отходившие от воспитателя ни на шаг, стали чаще участвовать в совместных играх. Это свидетельствует об эффективности работы по формированию духовно-нравственной культуры дошкольников средствами игровых технологий.

Публикации по теме:

Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности школьника «Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности» Бессоновка – село, богатое культурными традициями. В.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка»Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 компенсирующего вида» Участники проекта: Едемская Лариса.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Консультация для воспитателей «Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников» В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов.

Отчет по инновационному проекту «Интеллектуально-творческое развитие дошкольников средствами игровых технологий» Отчёт о реализации инновационного проекта по теме:«Интеллектуально – творческое развитие детей средствами игровых технологий и музейной.

Педсовет «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников»Педсовет «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников» Педсовет Тема "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников" Цель: объединить усилия коллектива для повышения.

Использование игровых технологий в процессе художественно — эстетического развития дошкольников В связи с введением «Федеральных государственных образовательных стандартов Дошкольного Образования активизировался поиск современных технологий.

Использование игровых технологий в эмоциональном развитии дошкольниковИспользование игровых технологий в эмоциональном развитии дошкольников Современные дети трудно приспосабливаются к жизни в коллективе сверстников, что выражается в: неумении контролировать свой гнев, выражая.

Влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольниковВлияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников Сформированность нравственных ценностей является одним из важных показателей целостной личности, самостоятельной и ответственной. Интуитивно.

Экологическое воспитание и формирование экологической культуры у дошкольников Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и звон серебристых колокольчиков в бездонном.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование духовно нравственной культуры дошкольников средствами игровых технологий
Опубликовано: 13 декабря 2020 в 19:08
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование духовно нравственной культуры дошкольников средствами игровых технологий» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Кривая в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД