Ирина Кривая
Формирование духовно нравственной культуры дошкольников средствами игровых технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование духовно нравственной культуры дошкольников средствами игровых технологий
Актуальность изучения отношений в детском коллективе очевидна, так как именно социально-психологические проблемы взрослого человека берут свое начало в дошкольном детстве. Именно в дошкольном возрасте формируются основы личности человека.
Исследования психологов Л. С. Славиной, Я. Л. Коломинского показали, что ощущение принадлежности ребенка к группе сверстников строятся на создании успешных отношений, общения, что очень важно для общего эмоционального благополучия дошкольника, уверенности в себе, а также для формирования адекватной самооценки [1].
Публикация «Формирование духовно нравственной культуры дошкольников средствами игровых технологий» размещена в разделах
В многочисленных исследованиях Т. А. Репиной, Я. Л. Коломинского, В. Р. Кисловской, В. С. Мухиной, А. В. Кравчук и др. было показано, что в дошкольном детстве общее отношение к детскому коллективу и эмоциональное самочувствие, во многом зависят от духовно-нравственной культуры дошкольника. Проблемой духовно-нравственного воспитания занимались такие ученые как: Б. Г. Ананьев, Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, А. Л. Венгер, Л. С. Выготский, Н. Галигузова, В. А. Горянина, В. П. Зинченко, М. С. Каган, С. В. Корницкая, А. А. Леонтьев, М. И. Лисина, Б. Ф. Ломов и др. [1].
Предметом изучения педагогов и психологов всегда была проблема формирования духовно-нравственного воспитания дошкольников. Разработку вопроса о формировании духовно-нравственного воспитания дошкольников можно проследить в работах А. И. Аржановой, Р. И. Ибрагимовой, в которых прослеживается связь между формированием у дошкольников духовно– нравственной культуры и содержанием общения детей в детском коллективе [4].
А. П. Усова в своих трудах придает огромное значение таким детским отношениям, которые строятся вследствие наличия у детей способности вступить в общество играющих дошкольников, действовать в нем определенным образом, устанавливать связи с другими детьми. На пути формирования «общественности» раскрываться потенциал для воспитания у дошкольников норм и привычек нравственного поведения, причем сам детский коллектив большое будет оказывать влияние на формирование духовно-нравственной культуры [2].
Анализ исследований авторов по проблеме для формирования духовно-нравственного воспитания позволяет сделать вывод о том, что, именно старший дошкольный возраст является сензитивным для формирования духовно-нравственной культуры.
Цель данной статьи – изучить особенности формирования духовно-нравственной культуры дошкольников средствами игровых технологий.
Формирование духовно-нравственной культуры – это формирование жизненной позиции ребенка, на основе которой в дальнейшем, он будет строить взаимоотношения с социумом, окружающим миром, обществом.
Старший дошкольный возраст играет особую роль в личностном развитии ребенка: в данный период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.
Старший дошкольный возраст – последний из периодов дошкольного детства, когда в психике ребёнка появляются новые образования. Это произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия и т. д. – и исходящее отсюда умение руководить своим поведением. Более насыщенные и содержательные отношения со сверстниками и взрослыми оказывают прямое влияние на представления детей о самих себе, их самосознание и самооценку. Грамотно поддержать этот процесс развития и создать условия для наиболее успешного проживания ребёнком своего дошкольного детства является первостепенной задачей воспитателя и родителя [5].
Взаимоотношения со сверстниками отличается избирательностью, которая проявляется в предпочтении одних детей другим. Заметно преобладание в группе детского сада общение со сверстниками того же пола, принятие в среде которых имеет существенное значение для самоутверждения и самоуважения. Появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры; в отношениях возникает конкуренция, соперничество. В основном для детей старшего дошкольного возраста присуща коммуникабельность и потребность в дружбе.
В старшем дошкольном возрасте общение со сверстниками имеет внеситуативно-деловую форму. Главное желание некоторых дошкольников - сотрудничество, которое происходит в играх с правилами. Такая форма общения способствует развитию произвольного, волевого поведения, развитию осознания своих обязанностей, поступков и их последствий, что является необходимым условием для дальнейшего обучения [2].
В организации процесса воспитания присутствуют два направления:
- от подражания взрослому к собственному поведению, получая в контакте с взрослыми понимание результатов человеческой деятельности, разделяя чувства, пробуждающиеся в общении и совместной деятельности с ними, дошкольник знакомиться с ценностями взрослых людей;
- от зарождающихся в самой деятельности ребёнка представлений, намерений, эмоций к рождению мотивов более высокого уровня, которые оцениваются взрослыми. Полноценно участвовать в совместных делах, приобщатся к ценностям и средствам человеческой жизнедеятельности, решается ориентацией на свою значимость для других [5].
Игра является эффективным средством формирования духовно-нравственной культуры дошкольников. Смысл игры заключается в том, что в ней ценится не только результат, а сам процесс переживаний, объединенный с игровыми действиями. Чувства, переживаемые ребенком, реальны, хотя ситуации, проигрываемые ребенком, воображаемы. Эта характерное свойство игры несет в себе огромный воспитательный потенциал, так как, направляя сюжет игры, включая в содержание конкретные роли, педагог может тем самым программировать определенные положительные чувства играющих детей.
Старший дошкольный возраст является лучшим временем для расцвета ролевой игры. Подчинение правилу игры, заданному в роли, определяет содержание игровой деятельности. В такой игре наиболее интенсивно формируются психические качества и особенности личности ребенка. В игре, как в будущей деятельности дошкольника, осуществляются те поступки, к которым он будет способен в реальном поведении лишь через некоторое время.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что взаимоотношения - это субъективное переживаемое, личностно - значимое, эмоционально - когнитивное отражение детьми друг друга в процессе межличностного взаимодействия. Они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у детей по отношению друг к другу.
Исходя из этого, в дошкольном учреждении МДОО «Ясли-сад №20 «Ромашка» города Зугрэса» был разработан коррекционный план работы по формированию дружеских отношений между старшими дошкольниками.
Целью данной работы стало: привлечение внимания ребенка к другому и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам. Предлагаемые игры помогают детям пережить чувство общности друг с другом, учат замечать достоинства и переживания сверстника и помогать ему в игровом и реальном взаимодействии.
Планирование строится на семи этапах, каждый из которых имеет определенные цели и задачи.
Основной задачей первого этапа является общение при помощи жестов и мимических средств коммуникации, которые предполагают от общающихся взаимное внимание друг к другу.
На втором этапе основной задачей является привлечение внимания детей к сверстникам. Уподобляясь товарищу в игровых действиях, дошкольники учатся замечать мелкие детали движений, мимики, интонации.
На третьем этапе прорабатывается умение согласовывать движения и действия с товарищем, которое требует акцентирования внимания на действиях партнеров и умения подстраиваться под них.
Четвертый этап предполагает углубление детей в совместные для всех переживания – как веселые, так и грустные. Объединяет и связывает дошкольников мнимое чувство общей опасности, создаваемое в играх.
На пятом этапе вводятся ролевые игры, в которых дети оказывают друг другу помощь и поддержку в сложных игровых ситуациях.
На шестом этапе становится возможным вербальное выражение своего отношения к сверстнику (комплименты, добрые пожелания, подчеркивание достоинств и т. д., которое по правилам игры должно быть исключительно позитивным.
И наконец, на седьмом этапе проводятся игры и мероприятия, в которых дети оказывают друг другу настоящую помощь в совместной деятельности.
Коррекционно-развивающая программа по развитию дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста :
Этап Цель Игры
1-й этап
«Общение жестами» отказ от принятых вербальных и предметных способов взаимодействия. Общее правило – запрещение разговоров между детьми.
«Жизнь обитателей леса»;
«Бабочки и эльфы»;
«Птенчики-малыши»;
«Морской прибой»;
«Муравьиная семья»;
«Театр теней»;
«Ожившие игрушки»
2-й этап
«Внимание к другому» Развивать способности замечать и обращать внимание на сверстника и становиться подобным ему. «Круг, кружочек»;
«Веселые переходы»;
«Ну-ка, зеркальце, скажи»;
«Долгое эхо»;
«Испорченный телефон»;
«Бабушка Настасья»;
-«Не зевай, настроение передай»;
«Я и моя тень»;
«Разговор под водой»;
«Из зернышка – в росток».
3-й этап
«Согласованность действий» Научить ребенка согласовывать собственное поведение с поведением товарища. «По дорожке бегут сороконожки»;
«Юные скульпторы»;
«Картинка оживи»;
«Слепой и поводырь»;
«На тропинке»;
«Божья коровка»;
«Часы»;
«Заводные игрушки»;
4-й этап
«Общие переживания» Научить ребенка переживать общие эмоции. «Злой змей»;
«Мышата в мышеловке»;
«Самый заразительный смех»;
«Ежата заблудились»;
«Обнимашечки»;
«Дискотека зверей»;
5-й этап
«Взаимопомощь в игре» Научить ребенка сопереживать другому, дать возможность помочь и поддержать сверстника. «Бабушка на дороге»;
«Куклы Карабаса Барабаса»
««Заблудившийся ребенок»
6-й этап
«Добрые слова и пожелания»
Используется словесное выражение своего отношения к другому Научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей, делая сверстнику комплементы, говоря ему свои пожелания. «Спящая красавица»;
«Пожелания»;
«Добрый волшебник»;
«Волшебные очки»;
«Связующая нить»;
«Царевна Несмеяна»;
«Садовники и цветы»;
«Волшебные ожерелья»
7-й этап
Помощь в совместной деятельности Учить детей различным формам социального поведения: делиться со сверстником, помогать ему в процессе совместной деятельности. «Закончи рисунок»;
«Рукавички»;
«Мастер и подмастерья»;
«Общая картина»
В результате изучения проблемы развития дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста как деятельности, были сделаны следующие выводы:
1. Формирование взаимоотношений в старшем дошкольном возрасте являются необходимым условием для успешной социализации личности.
2. Взаимоотношения старших дошкольников могут рассматриваться как интегративное качество личности, проявляющееся в осознании сложности и многогранности человеческих отношений, стремлении к ценностно-осмысленному выбору на основе умения воспринимать другого и мыслить категориями соучастия, признании диалога как необходимого условия эмоционально-насыщенного общения через проявление доброжелательности к высказываниям, действиям и поступкам другого.
Наблюдения за детьми в процессе целенаправленной игровой деятельности указывают на качественные сдвиги, произошедшие в формировании духовно-нравственной культуры. Результаты педагогических наблюдений свидетельствуют о том, что дети стали больше играть совместно, самостоятельно разрешали многие конфликты, требовали от взрослых меньше внимания к себе. Кроме того, заметно снизилась агрессивность детей; уменьшилось количество демонстративных реакций; замкнутые дети, игравшие раньше в одиночестве или не отходившие от воспитателя ни на шаг, стали чаще участвовать в совместных играх. Это свидетельствует об эффективности работы по формированию духовно-нравственной культуры дошкольников средствами игровых технологий.