Евгения Мелещенко
Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через знакомство с мультфильмами
▼ Скачать + Заказать документы
БДОУ города Омска «Центр развития
ребёнка – детский сад № 302»
Брикса Елена Евгеньевна
Мелещенко Евгения Сергеевна
Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего
дошкольного возраста через знакомство с мультфильмами
советского времени.
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. (В. А. Сухомлинский)
Темочки:
Исследования отечественных педагогов и психологов, таких как Н. Е. Маркова, И. Я. Медведева показывают, что герои любимых мультфильмов для детей – довольно эффективное воспитательное средство. Они демонстрируют ребенку самые разные способы общения и взаимодействия с окружающим миром, показывают эталоны хорошего и плохого поведения.
Дети часто копируют поведение и манеру речи героев мультфильмов, точно о так же, как копируют поведение взрослых.
Известно, что мультфильмы могут быть средством развития и формирования нравственных качеств детей только при условии правильного их отбора для просмотра детьми. Таким образом, одним из средств духовно-нравственного развития дошкольников являются мультфильмы, которые формируют нравственные чувства и нормы нравственного поведения, также способствует развитию многих высших психических процессов: мышления, восприятия, воображения, памяти.
Дети во все времена любят смотреть мультфильмы. Предполагается, что на примере героев они учатся строить отношения, копируют положительные и отрицательные эмоции, учатся чему-то новому, познают мир и развиваются. Не все современные мультфильмы полезны малышам, особенно в раннем возрасте, и помогают в воспитании детей. Какие мультфильмы лучше — старые советские или современные, иностранные? Все ли мультфильмы можно смотреть?
К сожалению, многие транслируемые сегодня мультфильмы, особенно зарубежного производства (американские, японские) построены психологически и педагогически безграмотно и могут иметь опасные для ребёнка последствия. Теперь, делать кому-то больно- весело, зло становиться всемогущим и побеждает добро, помогать другим и испытывать чувство сострадания - не выгодно. Такое ощущение, что современные мультфильмы целенаправленно формируют жестокость и ломают детскую психику.
К сожалению, когда смотришь современный мультфильм, не всегда можно определить его воспитательное значение.
Мультфильмы должны вызывать у детей позитивные эмоции, сопереживание героям, подражание им и стремление быть на них похожими. Очень важно, чтобы добро побеждало зло, принцессы были спасены, а злые драконы — повержены. Не стоит забывать, что чем младше дети, тем меньше они понимают, что мультфильмы — это не реальный мир, поэтому все то, что они видят на экране, они переживают вместе с героями.
Цель работы: формирование личностных качеств детей младшего дошкольного возраста через знакомство с советскими мультфильмами.
Задачи:
1. Создать необходимые условия для знакомства детей с советскими мультфильмами.
2. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни детей младшего дошкольного возраста через просмотр мультфильмов советского времени
3. Обогащать словарный запас детей и побуждать их к речевой активности.
Развивать память, фантазию и воображение.
4. Воспитывать нравственные ценности у детей : сочувствие, сопереживание, желание помочь друг другу и поделиться с другими.
Мы хотим познакомить с нашим опытом работы, как знакомили детей с советскими мультфильмами, используя метод проекта.
На первом этапе мы определили цели, задачи данного проекта, изучили методическую литературу, сделали подборку советских мультфильмов, подходящих по возрасту детей - это «Под грибом», «Мешок яблок», «Апельсин», «Мой друг зонтик», «Пятачок» которые, по нашему мнению, соответствуют цели нашей работы.
Затем мы использовали разные формы взаимодействия с детьми и родителями. Мы обратились к родителям с просьбой, подобрать нам книги и прочитали сказки детям в группе, затем мы посмотрели мультфильм «Под грибом» по сказке Владимира Сутеева, побеседовали с детьми о героях и пришли к выводу, что друзья познаются в беде.
Во время режимных моментов, мы учили с детьми пословицы: «В тесноте, да не в обиде», «Назвался другом-помогай в беде», объясняли их значение, рассматривали иллюстрации в книге к сказке «Под грибом». Мы решили организовать с детьми игру-драматизацию по сказке «Под грибом». Помощь в подготовке атрибутов оказали родители. Игра прошла интересно и очень понравилась детям.
Обсуждали с ребятами: как хорошо не жадничать, а делиться с окружающими тем, что у тебя есть, и добрые дела к тебе вернутся, после просмотра мультфильма «Мешок яблок». Ребятам очень понравился мультфильм. Мы предложили ребятам вспомнить ещё раз сюжет сказки, когда разукрашивали персонажей. Родители приобрели детям раскраски, помогли нам сделать пазлы с героями мультфильма. Ребята охотно их собирали.
Каждый ребёнок понял, что быть жадным - плохо, что делить нужно всё поровну, после того, как все посмотрели мультфильм «Апельсин»
Дети нарисовали апельсин, разрезали его на дольки, и проиграли ситуацию, вспомнив сюжет мультфильма, проговаривая слова. Каждый ребёнок старался поделиться своей долькой, если оставалась лишняя долька, то ребёнок отдавал её воспитателю. Было очень весело, никто не жадничал и хотел поделиться с другим.
Мультфильм «Мой друг зонтик» очень простой и добрый. Он учит детей дружить по-настоящему. Мы организовали с детьми театрализацию этого мультфильма. Ребята активно принимали участие в игре, где персонажи из мультфильма были резиновые игрушки. Этот мультфильм научил наших деток дружить.
Мультфильм «Пятачок» развивает в ребенке чувство сострадания, порядочности, смелости и доброты! В группе мы с детьми инсценировали этот мультик.
Дети говорили о том, что когда маленький Барсучок нашел монетку – пятачок, он не стал тратить на себя, преодолел соблазн купить себе мороженное и пошел искать того, кто потерял монетку, разумно предположив, что кто-то может плакать, то есть проявил заботливость и честность, а мог бы пожадничать и забрать себе! Тем самым помог котенку, потерявшему этот пятачок вернуться домой!
С родителями мы провели анонимное анкетирование: смотрят ли ваши дети советские мультфильмы? какие мультфильмы больше нравятся вашим детям: советские или современные? Как оказалось, в наше время дети предпочитают смотреть современные мультфильмы, так как они более яркие, красочные. Их чаще всего сейчас показывают на каналах нашего телевидения. Родителям возможно не хватает денежных средств, чтобы купить диски с советскими мультфильмами или времени, чтобы сделать подборку из интернета.
Мы предложили родителям подборку советских мультфильмов, которые соответствуют данному возрасту и провели консультацию «Могут ли мультфильмы принести вред детям?»
Вся наша работа проходила в тесном контакте с родителями, они были нашими помощниками и оценили пользу нашего проекта.
В ходе реализации проекта мы достигли определенных результатов, но работа будет продолжена.
Советские мультфильмы учат добру, нравственности, уважению к старшим и многим другим добродетелям. Эти мультфильмы учат нас дружить, помогать, не обижать друг друга, они оберегают нас от лжи, предательства, лицемерия. В них всегда очевидно противопоставление добра и зла. Если есть зло, то оно выражено комично, смешно и слабо. Всегда виден перевес добра над злом.
Для советских мультфильмов характерна особая неторопливая динамика вместе с "театрализованной" постановкой голосов под старину, когда артисты подчеркнуто эмоционально говорили, что позволяло детям глубже понять простые истины, которые сейчас забываются. В сфере советской мультипликации трудились настоящие профессионалы - замечательные актеры, художники, отличные музыканты.
Хороший мультфильм, показанный вовремя, – прекрасное средство для воспитания хорошего человека!
Литература:
1. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» Л. Г. Петерсон -М. : Издательский дом «Цветной мир», 2016.
2. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Основы сказкотерапии. - М. : Речь, 2006
3. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. «Театрализованные игры в детском саду» - М. : Школьная пресса, 2000.
4. Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. «Развитие творческих способностей у детей от 1 до 3 лет средствами кукольного театра», АЙРИС ПРЕСС, М., 2008.