Ольга Титова
Формирование доматематических представлений посредством развивающих игр у детей раннего возраста в условиях Дома ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Дом ребенка — это закрытое государственное учреждение, предназначенное для воспитания и обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от рождения до 5-7 лет. Воспитанники дома ребенка пребывают в учреждении круглосуточно и находятся на полном государственном обеспечении. Контингент детей, воспитывающихся в домах ребенка, отличается определенной спецификой : чаще всего это дети недоношенные, имеющие в анамнезе неблагополучное течение внутриутробного периода, родов, заболевания периода новорожденности, отягощенный генетический фон; дети, поступающие из социально неблагополучных семей, с неблагоприятным социальным анамнезом. Причины многочисленных нарушений развития у детей-сирот многообразны. Отказные дети часто имеют врожденные физические и психические аномалии вследствие алкоголизма или наркомании родителей. Дети, рожденные от нежелательной беременности, входят в группу особого риска по психическим и познавательным нарушениям. Кроме того, ранняя социальная депривация является фактором, усугубляющим нарушения психического и умственного развития детей-сирот.
Публикация «Формирование доматематических представлений посредством развивающих игр у детей раннего возраста в условиях Дома ребенка» размещена в разделах
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Младшая группа
- Темочки
Особенностью пребывания детей в Доме ребенка является то, что малыш сталкивается с большой сменяемостью медицинского и педагогического персонала работающих с детьми. Детей переводят из одной возрастной группы в другую. Смена окружающей обстановки, смена обслуживающего персонала оказывает влияние на адаптацию ребенка к изменяющимся условиям, которая протекает у каждого ребенка своеобразно, с разной степенью тяжести.
В Дом ребенка поступают дети с признаками сенсорной депривации. Недостаток сенсорных впечатлений у детей-сирот обедняет жизнь, резко снижает умственное развитие, его эмоциональную сферу. Учитывая особенности состояния и развития детей в доме ребенка, вся организация работы учреждения направлена на формирование и удовлетворение потребностей каждого ребенка в общении со взрослыми, являющими источником развития, в сенсорных впечатлениях и двигательной активности, положительных эмоциях, играющих огромную роль в развитии детей. Сенсорное воспитание предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о признаках и свойствах различных предметов и материалов : их форме, цвете, величине, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Основным средством сенсорного воспитания детей в период раннего возраста в Доме ребенка является их обучение предметным действиям, успешность выполнения которых предопределяется характером выделения и соотнесения свойств объектов действия. На занятиях, в свободной игровой деятельности малыши, манипулируя с предметами, открывая и закрывая матрешку, ставя один кубик на другой, снимая и снова надевая кольца на стержень пирамидки, они практически знакомятся с их свойствами. Наглядно-действенное мышление – это метод «проб и ошибок». Получая новый предмет, ребенок первым делом старается взаимодействовать с ним – попробовать на зуб, трясет, стучит им по полу, вертит со всех сторон. Совершенствуются первые исследовательские навыки малыша с предметами : он с энтузиазмом заполняет пустые емкости кубиками, шариками, а затем с удовольствием все высыпает на пол и опять собирает. Производя различные действия с предметами, ребенок познает их скрытые свойства. Когда ребенок видит, ощущает, щупает предмет, обучать его значительно легче. Именно в период раннего детства ребенок познает мир в деятельности так активно, как никогда позднее.
Сенсорное воспитание рассматривается как процесс, пронизывающий все стороны детской деятельности (развитие движений, игровую деятельность, речевое общение, музыкальное воспитание, изобразительную деятельность, однако основной формой работы признаются специально организованные занятия с дидактическим материалом, дидактическими игрушками, предметами-орудиями и строительным материалом (С. Л. Новоселова, Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина и др.). Данные занятия предусматривают формирование умения различать, сопоставлять, выделять, группировать предметы и элементов строительных наборов по форме, цвету, величине, пространственному расположению и т. д.
У детей, воспитывающихся в Доме ребенка, отмечаются количественные и качественные нарушения психического развития. У них выявлены задержки в умственном развитии, которые проявляются в нарушениях практического ориентирования на величину предметов, соотносящих действий, согласованности действий рук, отсутствии целенаправленности действий, нарушении зрительного восприятия предметных картинок, различение и называние цвета предметов, недоразвитие мелкой моторики, непонимания инструкций взрослого, низком уровне развития наглядно-действенного мышления. Профилактикой отклонений в развитии у детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка, служит вся атмосфера детского учреждения в форме эмоциональной любовной заботы о малышах. Первейшей задачей всех членов коллектива является - формирование у ребенка познавательного интереса к окружающему и потребности в эмоциональном взаимодействии со взрослым. В раннем возрасте содержанием совместной деятельности ребёнка и взрослого становится усвоение культурных способов употребления предметов. Взрослый становится для малыша не только источником внимания и доброжелательности, не только «поставщиком» самих предметов, но и образцом социально выработанных действий с предметами. Такое сотрудничество уже не сводится к прямой помощи или к демонстрации предметов. Ребенку необходимо соучастие взрослого, одновременная практическая деятельность вместе с ним, выполнение одного и того же дела. В ходе такого сотрудничества ребёнок одновременно получает и внимание взрослого, и его соучастие в действиях и новые, адекватные способы действия с предметами.
В совместной деятельности с ребё нком выполняю сразу несколько функций:
- передаю ребёнку смысл действий с предметом, его общественную функцию;
-организую действия и движения ребёнка, передаю ему технические приёмы осуществления действия;
-посредством поощрений и порицаний контролирую ход выполнения действий ребёнка.
Работая с детьми в возрасте от 1г. 6 мес. до 3-4 лет, выявила, что наиболее типичными действиями с предметами у малышей раннего возраста из домов ребенка являются неспецифические манипуляции (малыш трогает предмет, размахивает им, стучит по столу, сосёт). Интерес к предметам проявляют с опаской, робостью, а действия выполняются неуверенно и скованно. Одним из путей, обеспечивающих компенсацию возникающих недостатков развития воспитанников домов ребенка, считаю правильно организованное воспитание и обучение, осуществляющееся с учетом зоны ближайшего развития каждого ребенка, его индивидуальных особенностей.
Несмотря на частые перемещения детей из одной возрастной группы в другую, отслеживаю развитие малышей на всех его этапах, по всем линиям нервно-психического развития. Для этого разработала перспективное планирование, составила занятия приемлемые для этой категории детей, учитывая индивидуальные особенности детей, веду коррекционную работу индивидуально с каждым ребенком. Считаю, что существенным фактором в планировании работы по сенсорному воспитанию является взаимосвязь образовательной деятельности, осуществляемой на занятиях при выполнении дидактических заданий и упражнений; при проведении режимных процессов (на прогулке и т. д., а также во время самостоятельной деятельности.
Условия, сопутствующие развитию сенсорных представлений создаю в ходе игр. Учу разнообразно действовать с предметами : собирать однородные предметы вместе, отсоединять часть предметов от основной группы, отбирать игрушки одинакового цвета, величины, формы, передвигать в различных направлениях. Тем самым способствую развитию у детей доматематического мышления. При организации игр учитываю доступность и привлекательность, дозировку содержания, их игровой характер, использую различные сюрпризные моменты. На первых играх учу детей выделять какой-то один сенсорный эталон. Успешности обучающих воздействий способствуют резкие контрастные формы (шар-куб, цвета (красный-синий, величины (большой-маленький). Для игр подбирать знакомые игрушки, чтобы детям было знакомо не только их название, но и возможность использования в играх. В работе с детьми использую принцип личностно-ориентированного подхода, подбираю содержание, формы и методы работы с учетом уровня развития ребенка. В начале обучения предоставляю каждому ребенку возможность работать в присущем ему темпе, постепенно увеличивая его. Положительно оцениваю каждый его удавшийся шаг ребенка, тем самым содействовать его самостоятельности и активности.
Для освоения у детей начальных представлений о величине и форме предметов окружающего мира, обращаю внимание на размер предметов. Например, показав большую матрешку и, передав ее в руки ребенка, сказать: «Матрешка большая». После того как ребенок исследовал большую матрешку, передаю ему маленькую матрешку и комментирую: «Это маленькая». Можно поставить две матрешки на стол и сравнить, а затем прошу ребенка показать, где большая или маленькая матрешка. Для знакомства с формой предметов использую игрушки ярко выраженную форму сенсорных эталонов. Чтобы дети научились различать предметы по форме, например, шарик и кубик, учу их сравнивать. Показываю, что шарик катиться с горки, а кубик нет, потому что мешают уголки. Из шариков нельзя построить башенку, прикладывая шарик на шарик, а из кубиков можно. Прошу ребенка самому попытаться построить башню вначале из шариков, а потом из кубиков. На всех этапах обучения действиям по обследованию формы использую прием обведения контура предмета пальцем ребенка.
С целью развития представлений о величине и форме предметов с детьми провожу разнообразные манипулятивные действия с предметами : собирание шаров и кубиков, разбирание и собирание игрушек-вкладышей – матрешки, грибочки, бочонки; собирание пирамидки; составление разрезных картинок из двух частей. Такие дидактические игры также способствуют развитию мелкой моторики руки, координации движения глаз и рук, расширению словарного запаса. Дидактические задания даю в игровой форме. Ребенок играя, не подозревает, что осваивает знания, овладевает навыками действий с определенными предметами. Одни дети быстро усваивают материал, другим для этого требуется более длительное время. В таких случаях стараюсь применять принцип повторности привлекая новый материал сохраняя программное содержание.
В течении года, исходя из показаний уровня развития детей, прослеживалась такая динамика роста по сенсорному воспитанию:
Форма
Отставание на начало года (эпикриз) Отставание на конец года Продвижение за год
На 1эп. – 1 ребенок Нет отставаний – 2 детей Нет продвижений – 11 детей
На 2эп. – 6 детей На 1эп. – 4 детей На 1эп. – 4 ребенка
На 3эп. – 5 детей На 2эп. – 3 детей На 2эп. – 4 ребенка
На 4эп. – 2 ребенка На 3эп. – 5 детей На 3эп. – 1ребенок
На 5эп. – 3 детей На 4эп. – 1 ребенок На 4эп. – 1 ребенок
На 6эп. – 1 ребенок На 5эп. – 3 детей
На 9эп. – 2 ребенка На 6эп. – 1 ребенок
На 10эп. -1 ребенок На 7эп. – 1 ребенок
На 10эп. – 1 ребенок
Величина
Отставание на начало года (эпикриз) Отставание на конец года Продвижение за год
На 2эп. – 9 детей Нет отставаний – 2 детей Нет продвижений – 11 детей
На 3эп. – 5 детей На 1эп. – 4 детей На 1эп. – 3 ребенка
На 5эп. – 3 детей На 2эп. – 4 детей На 2эп. – 6 ребенка
На 6эп. – 1 ребенок На 3эп. – 5 детей На 3эп. – 1ребенок
На 8эп. – 2 ребенка На 5эп. – 2 детей
На 11эп. – 1 ребенок На 6эп. – 3 детей
На 9эп. – 1 ребенок
Цвет
Отставание на начало года (эпикриз) Отставание на конец года Продвижение за год
На 2эп. – 6 детей Нет отставаний – 3 детей Нет продвижений – 10 детей
На 3эп. – 4 ребенка На 1эп. – 3 детей На 1эп. – 3 детей
На 4эп. – 5 детей На 2эп. – 4 детей На 2эп. – 4 детей
На 5эп. – 1 ребенок На 3эп. – 3 детей На 3эп. – 2 детей
На 6эп. – 2 ребенка На 4эп. – 2 детей На 4эп. – 2 детей
На 9эп. – 1 ребенок На 5эп. – 2 детей
На 10эп. – 1 ребенок На 6эп. – 3 детей
На 12эп. – 1 ребенок На 10эп. – 1 ребенок
В результате сравнительного анализа сенсорного развития детей пришла к выводу, что: при условии соблюдения индивидуального подхода к ребенку, применения дидактических принципов и условий проведения игр и занятий с детьми раннего возраста, планомерности их проведения; наблюдается положительная динамика сенсорных представлений.
Раннее обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии – это сложный, многоаспектный процесс. В его успех вносят свою лепту социальные условия развития, образовательный уровень взрослых и, конечно, соматическое здоровье малыша. Если ребенок находиться в условиях сенсорной изоляции, то происходит резкое отставание и замедление всех сторон его развития. Дидактические игры, упражнения, занятия по сенсорному развитию должны повторяться неоднократно с детьми с отклонениями в развитии для достижения положительного результата. Систематическая коррекционная работа по формированию сенсорных представлений у детей в раннем возрасте является важным условием полноценного развития ребенка. Она служат необходимой основой дальнейшего обогащения знаний об окружающем мире.