Екатерина Сидорова
Формирование доброжелательного отношения и позитивного настроя ребенка к миру в процессе игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Ребёнок входит в мир социальных отношений через общение, реальные и игровые отношения с взрослыми и сверстниками. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Социализация ребенка происходит в игровой деятельности. В формировании социального опыта ребёнка участвуют люди, которые окружают его в повседневной жизни. Это родители, дети, взрослые. Задача дошкольного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определенным запасом знаний, умений и навыков, н о и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств. В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта обучение детей производится в игре. Игра составляет основное содержание жизни ребёнка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребёнка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра нужна, чтобы ребёнок рос здоровым, жизнерадостным и крепким. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Стандарт дошкольного образования выдвигает ряд требований к социально-личностному развитию его воспитанников. К числу этих требований относятся :
Публикация «Формирование доброжелательного отношения и позитивного настроя ребенка к миру в процессе игровой деятельности» размещена в разделах
- развитие положительного отношения ребёнка к себе, окружающему миру;
- создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения — уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;
- формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав.
Формирование положительной самооценки, поощрение и признание достоинств ребенка рассматриваются как главные методы социального и морального воспитания. Такое воспитание направлено на самого себя, на совершенствование и подкрепление своей положительной оценки.
Главная цель воспитания гуманности и доброжелательности заключается в формировании общности с другими и возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров. Чувство общности и способность “увидеть” другого являются тем фундаментом, на котором строится нравственное, толерантное отношение к людям. Именно это отношение порождает сочувствие, сопереживание, сорадование и содействие.
Главной задачей этой системы является привлечение внимания ребенка к другому и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам. К середине дошкольного возраста уже складываются основные личностные качества ребенка, выявленные индивидуальные особенности нельзя считать окончательно завершенными и закрытыми для изменений. Основной стратегией этого формирования было снятие фиксации на собственном “Я” за счет развития внимания к другому, чувства общности и сопричастности. Такая стратегия предполагает существенную трансформацию ценностных ориентиров и методов нравственного воспитания, существующих в современной дошкольной педагогике, в частности, отказ от оценок, от совместной предметной деятельности и игрушек на первых этапах работы.
1-этап. Общение без слов
- наблюдение за действиями и отношениями взрослых в детском саду:
- чтение стихов, потешек, сказок на темы доброты, любви к родителям, заботы о животных ;
-рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций в целях обогащения социальных представлений о людях (взрослых и детях, ориентировки в ближайшем окружении (в группе ДОУ и в семье);
(показ игр и дидактических упражнений)
2-й этап. Внимание друг к другу
-общение и совместная деятельность с воспитателем как средство установления доверия, обогащения социальных представлений и опыта взаимодействия
(показ игр и дидактических упражнений)
3-й этап. Согласованность движений
-образные игры-имитации, хороводные, театрализованные игры для развития эмоциональной отзывчивости и радости общения со сверстниками;
(показ игр и дидактических упражнений)
4-й этап. Общие переживания
- организация жизненных и игровых развивающих ситуаций, обеспечивающих детям возможность осваивать опыт поведения и доброжелательного отношения к сверстникам и близким взрослым;
-сюжетные игры, объединяющие детей общим сюжетом, игровыми действиями, радостью отражения ролей взрослых (врач, продавец, парикмахер, моряк).
5-й этап. Взаимопомощь в игре
-инсценировки с игрушками, демонстрирующие детям образцы правильного поведения и взаимоотношений в детском саду и в семье;
(показ игр и дидактических упражнений)
6-й этап. Добрые слова и пожелания
Практические тренинги для разрешения ситуаций:
- помоги другу,
- как нужно обращаться с просьбой,
- как поступить, если хочется поиграть именно с этой игрушкой, которая у другого ребенка,
- как нужно здороваться (прощаться,
- как надо просить прощение.
(показ игр и дидактических упражнений)
7-й этап. Помощь в совместной деятельности
Решение проблемных ситуаций.
Задачи:
1) воспитывать отзывчивое отношение к окружающим;
2) активизировать собственный опыт переживаний детей в конкретной ситуации;
3) формировать умение находить разные способы решения.
(показ игр и дидактических упражнений)
Основным препятствием в развитии самостоятельной игры является неправильное воспитание в раннем возрасте. Не приученный действовать самостоятельно, ребёнок нуждается в помощи взрослых при столкновении с самыми незначительными трудностями. Вторым препятствием в развитии игр являются неблагоприятные жизненные условия, когда ребёнка изолируют от окружающих. В работе по социально-личностному развитию ребенка в игре, большое значение уделяется и взаимодействию с родителями. Воспитатели дают рекомендации, консультации по проведению и организации игр дома между детьми и совместно с ними. Как же взрослому вести себя в игровой деятельности, в которую включен ребенок? От поведения взрослых во многом зависит мера открытия ребенком через игру новых жизненных ситуаций. Играя, взрослый вводит в мир игры необходимые нормы общественной жизни, необходимые для усиления социального опыта ребенка