Екатерина Малинова
Формирование читательский коммуникации в условиях детского сада и семьи
▼ Скачать + Заказать документы
Читательская коммуникация – это общение, обсуждение прочитанного материала. Развитие речи, памяти, мышления, внимания восприятия основной запас сведений и знаний, понимание то, что происходит вокруг ребенка, в процессе совместного чтения, в те моменты, когда мы взрослые читаем ребенку и с ним обсуждаем прочитанное анализируем ситуацию, размышляют над поступками героев отвечают на вопросы. У детей 5-7 лет очень высока потребность восприятия текстов, их обсуждения, анализа пересказа. Именно в данном возрасте активно формируется речь. Ребенок развивает диалогическую речь. В этом возрасте чтение вслух помогает создать основу для монологической речи.
Публикация «Формирование читательский коммуникации в условиях детского сада и семьи» размещена в разделах
Беседа по произведению – это комплексный прием, который включает ряд прямых – словесных и наглядных. Различают вводную (предварительную) беседу до чтения и краткая разъяснительная (заключительная) беседа после чтения.
После первого чтения произведения дети находятся под сильным впечатлением от услышанного, обмениваются репликами. Воспитатель напоминает ряд ярких эпизодов, затем читаем произведение вторично и рассматривают иллюстрации. Цели разъяснительной беседы разнообразны. Иногда важно акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков.
В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивацию оценок: почему неправильно поступили ребята, забросав шапками утят? Хотел бы ты иметь такого друга и почему?
Во время обсуждения нужно привлекать внимание детей к языку произведения, в вопросы включать слова и словосочетания из текста. Использовать прием беседы нужно особенно тонко и тактично.
Формирование правильного произношения еще одна задача – речевого развития, которую можно эффективно решать в процессе совместного чтения. Если ребенок нечетко произносит, какие то звуки можно попросить его повторить слова, содержащие эти звуки. Если ребенок хорошо произносит все звуки, можно проговаривать по ходу чтения новые, незнакомые слова.
Расширение запаса глаголов позволяет ребенку свободнее излагать свои мысли, описывать разные действия. Например, игра «кто, что делает»
- Что сделала девочка? Посадила братца…заигралась, загулялась.
- Что сделали гуси лебеди? Налетели, подхватили…унесли на крыльях.
Подобные вопросы привлекают внимание ребенка к последовательности основных событий, что помогает при составлении рассказа по картинкам и при пересказе.
Дети также увлечённо играют «в слова» и образуют новые слова (уменьшительно ласкательные) : доченька (дочка, киселек (кисель, молочко (молоко).
Обсуждение событий, действий героев, их поведения способствует формированию диалогической речи. Сделать это можно также в игре «я вопрос – ты ответ и наоборот». Важно обучить ребенка, не только развернуто отвечать на вопросы, но и самому задавать их.
Составление связного рассказа по картинкам – важный шаг формирования монологической речи :
- пересказ близкий к тексту;
- рассказ о героях, их приключениях, событиях выделять главную идею текста. Ребенок не сразу научится выделять главную мысль текста. Сначала он будет пытаться пересказать все события, но постепенно научится. Причем детям могут по разному выделить для себя главное: одного это будет сказка о девчонке, которая не послушала наказ родителей, для другого – она искала своего братца, для третьего – о чем то еще. Каждый раз их них будет прав, если сможет объяснить, почему он так думает.
В своей работе мы начали использовать «дружеские беседы» по прочитанному литературному произведению как вид образовательной коммуникации взрослого и ребенка. Данные беседы представляют собой нерегламентированное общение детей и педагога в естественных условиях о прочитанном литературном произведении. «Дружеская беседа» инициируется педагогом, специально конструируется им как коммуникативная ситуация, моделирующая реальные процессы общения детей и взрослых в разнообразных видах деятельности. В основе такой беседы лежит ситуация содержательного общения со взрослым, в процессе которого они искренне делятся друг другом чувствами и мыслями, происходит «живое» переживание содержания произведения художественной литературы.
Ведущим методом при этом выступает диалог. В ходе диалога между педагогом и ребенком, ребенком и ребенком происходит вспоминание рассказывающего прочитанного произведения литературы. Основным приемом, который используется в ходе «Дружеской беседы», является – вопрос. Большое значение имеют обобщающие вопросы, направленные на активизацию у ребенка желания выражать свою точку зрения о прочитанном, на понимание чувств и эмоций «героев», осмысление поступков «героев».
Таким образом, при систематическом проведении «дружеских бесед» по прочитанному у старших дошкольников расширяется кругозор, формируется культура размышления и творческого воображения. Важная составляющая деятельности воспитателя при организации «дружеских бесед» по прочитанному литературному произведению – возрождение и укрепление традиций семейного чтения.
Диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов способствует саморазвитию всех участников педагогического процесса на основе их приобщения к культурной практике чтения художественной литературы и ее обсуждения