Наталья Давыдова
Формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания»
Давыдова Н. А. инструктор по физической культуре д/с №169 «Лесная сказка» АНО ДО «Планета детства «Лада»
В современном обществе интерес к здоровью детей обусловлен все возрастающей тенденцией к росту заболеваемости, снижением функциональных способностей детей и темпов их физического и умственного развития. Детство является ключевым периодом жизни, когда формируются все морфологические и функциональные структуры, определяющие потенциальные возможности взрослого человека. Поэтому на этапе дошкольного возраста, когда жизненные установки детей еще недостаточно прочны и нервная система отличается особой пластичностью, необходимо формировать мотивацию на здоровье и ориентацию их жизненных интересов на здоровый образ жизни (ЗОЖ).
Публикация «Формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Формирование у детей ответственности за индивидуальное здоровье – это педагогическая проблема, и только медицинскими средствами ее не решить.
Многие ученые (Н. М. Амосов, И. А. Аршавский, В. К. Бальсевич, А. Г. Щедрина и др.) главным фактором укрепления и сохранения здоровья считают систематическую двигательную активность, формирующуюся в процессе физического воспитания. Именно физическое воспитание в образовательных учреждениях, в том числе дошкольных, призвано формировать у ребенка правильное и осознанное отношение к себе и своему здоровью.
В дошкольном возрасте биологическая потребность в движении является ведущей и оказывает мобилизирующее влияние на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка, его привычки и поведение. Поэтому наиболее эффективным является приобщение детей к ценностям ЗОЖ в процессе физического воспитания, где в полной мере реализуется потребность в двигательной активности.
Внедрение оздоровительных педагогических технологий в образовательную систему физического воспитания детей, физических упражнений, применение адекватных нагрузок и методов развития физических качеств с учетом возрастных особенностей, состояния здоровья и образовательного процесса способствует улучшению индивидуального здоровья, формированию духовно-нравственных ценностей и качеств личности, позитивным изменениям мотивации и здорового образа жизни детей, что свидетельствует о формировании культуры здоровья личности на различных этапах возрастного развития.
На интересе детей к физкультурной деятельности следует формировать умения и навыки здоровой жизнедеятельности, мотивацию на здоровье.
Структурно процесс формирования ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ можно представить следующем образом :
1. Создание проблемы (письмо – просьба) с участием знакомого детям персонажа.
2. Формирование знаний о ценности здоровья и способах его укрепления.
3. Освоение, закрепление и совершенствование практических действий по организации здорового образа жизни.
В процессе формирования ценностного отношения детей к здоровью и ЗОЖ рекомендуется использовать комплекс как традиционных, так и специфических средств физической культуры.
Традиционные - это упражнения, составляющие базовое содержание программы по физической культуре для детей дошкольного возраста. Традиционные средства физической культуры совершенствуют физические качества, формируют двигательные умения и навыки, укрепляют здоровье, но они не позволяют в полной мере сформировать ценностное отношение к здоровью и ЗОЖ. Поэтому с учетом анатомо – физиологических и психологических особенностей детей дошкольного возраста были разработаны специальные игры и игровые упражнения (специфические средства). К их числу можно отнести игры, используемые для формирования представлений о здоровье, функциях организма, а также практические действия по организации здоровой жизнедеятельности – эстафеты и специальные игровые задания.
Сюжетные - все упражнения, объединенные одним игровым сюжетом, быстро сменяют друг друга. Использование имитации и подражания, образных сравнений, соответствует психологическим особенностям дошкольников, облегчает процесс запоминания, освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию психических процессов, творчества, познавательной активности.
Игры – путешествия включают все виды двигательной активности. Каждая игра имеет цель, сюжет и итог. Каждое из физических упражнений, составляющих такую композицию, оказывает определенное воздействие на ребенка, решает конкретные задачи программы.
Игровой самомассаж – основа закаливания и оздоровления. Выполняя его, дети обычно приходят в хорошее настроение. Такие упражнения способствуют также формированию у них сознательного стремления быть здоровыми.
Игропластика - основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости, включающей элементы йоги – терапии и упражнения на растягивание.
Пальчиковая гимнастика - служит основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук, оказывает положительное воздействие на память, мышление, фантазию.
Креативная гимнастика - включает нестандартные упражнения, специальные задания, творческие игры, направленные на развитие выдумки, творческой инициативы, познавательной активности, мышления, свободного самовыражения.
Гимнастика после сна - проводится с детьми всех возрастных групп ежедневно после дневного сна. Необходима для обеспечения детям плавного перехода от сна к бодрствованию, подготовке к активной деятельности. Выглядит следующим образом : гимнастика в постели, упражнения, направленные на профилактику плоскостопия и нарушений осанки, дыхательная гимнастика, индивидуальная или дифференцированная работа.
Жизнь выдвигает перед нами требование рассматривать физическое воспитание не только как охраняющую и укрепляющую здоровье, но и как закаливающую силу.
Закаливание, как один из элементов здорового образа жизни, является эффективным и доступным средством сохранения и укрепления здоровья детей в условиях детского сада и семьи. Самыми естественными факторами закаливания, необходимыми для жизни и здоровья, являются солнце, воздух и вода.
Важную роль в решении задач формирования у детей мотивации на здоровье и ориентацию их жизненных интересов на здоровый образ жизни играет семья, которая совместно с ДОУ является основой социальной структурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям ЗОЖ. Известно, что ни одна, даже самая лучшая программа и методика не может гарантировать полноценного результата, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если в ДОУ не создано детско – взрослое сообщество (дети – родители – педагоги, для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей. Важным результатом является расширение кругозора детей в вопросах сохранения здоровья и организации ЗОЖ, повышение уровня психофизических способностей и общего уровня здоровья.
Таким образом, ценностное отношение к своему здоровью у детей проявляется в оценке значимости, важности определенного вида деятельности не только на уровне сознания, но и в реальных действиях и поступках. Это личностные проявления детей, ориентированные на овладение знаниями и навыками сохранения собственного здоровья. Роль образовательной среды и педагога, правильно выстроенная система работы обеспечивают целенаправленное формирование культуры самосохранения и ответственности за собственное здоровье у детей, способствуют достижению положительных результатов в овладение знаниями и навыками сохранения собственного здоровья, помогают сформировать ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни.
Литература.
1. Алямовская, В. Г. Как воспитать здорового ребенка / В. Г. Алямовская-М., 1993г.
2. Амосов, Н. М. Раздумья о здоровье / Н. М. Амосов. М., 1987г.
3. Ивановская С. Н. Здоровьесберегающие приемы работы с детьми. «Методист» №7/ 2007г.
4. Щедрина, А. Г. Понятие индивидуального здоровья центральная проблема валеологии: Лекция для врачей-валеологов, педиатров, учителей средней школы, воспитателей дошкольных учреждений / А. Г. Щедрина. - Новосибирск, 1996г.