Ольга Переяславцева
Формирование ценности Родины и природы в работе учителя-логопеда ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование ценности природы и Родины
в работе учителя-логопеда
Знакомство дошкольников с родной природой является первым шагом в познании родного города, воспитания любви к Родине. Природа увлекает ребенка, благодаря своему необычному, красивому миру, который дает ребёнку море светлых, запоминающихся впечатлений, вызывает приятные чувства радостные переживания. Для формирования заботливого и осознанного отношения дошкольников к объектам природы большое значение имеет знакомое им природное окружение, которое они видят каждый день по дороге в детский сад, на территории детского сада во время прогулки. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы. Он склонен наблюдать, экспериментировать, обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире.
Публикация «Формирование ценности Родины и природы в работе учителя-логопеда ДОУ» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа логопеда. Логопедия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе также включает в себя привитие практических навыков в решении задач, относящихся к взаимодействию с окружающей средой, выработки поведения, способствующего улучшению качества окружающей среды.
Важным компонентом ценностного отношения к природе является формирование у детей целостного понимания, что такое добро, что такое зло, а также воспитание доброжелательного, заботливого отношения к живым существам.
Сложившаяся ситуация говорит о необходимости воспитания ценностного отношения к окружающей среде у подрастающего поколения, формирования представлений о существующих в природе взаимосвязях и месте человека в них. Таким образом, вопрос о взаимоотношениях человека и природы является одним из важнейших, а экологическое образование одним из ведущих направлений образования.
Использование таких методов способствует развитию самокритики детей, способности анализировать их действия, сравнивать их с действиями других. Педагогически целесообразно знакомить детей с заботливым отношением к природе в городе, государстве. Это кормление животных зимой, изготовление кормушек, посадка деревьев, создание резервов, сохранение Красной книги и тому подобное.
Работа учителя –логопеда в ДОУ по формированию ценности природы у дошкольников включает в себя несколько направлений:
- изучение методической литературы, подбор художественной литературы, стихов, пословиц, поговорок, загадок, подбор и изготовление дидактических, речевых, подвижных игр на экологическую тему обуславливает эмоциональный отклик детей; эти методы способствуют понятию и усвоению заключенных в художественных произведениях различного жанра нравственных оценок и норм поведения по отношению к миру природы.
В группах для детей с тяжелыми нарушениями речи большое внимание уделяется знакомству дошкольников с миром природы, окружающей действительностью. Тщательно спланированная работа помогает сделать этот процесс творческим и увлекательным, задействовав наибольшее количество анализаторов. Лексические темы «Овощи», «Фрукты», «Сад- огород», «Деревья», «Цветы» просты и понятны дошкольникам, способны вызвать живой интерес к растительному миру своего края, желание еще глубже и полнее узнавать новое. Лексические темы «Перелетные и зимующие птицы», «Труд людей весной», «Насекомые», «Цветы» знакомят детей с сезонными изменениями в природе, учат видеть красоту и многообразие животного и растительного мира, воспитывают желание беречь и сохранять природу родного края.
В организованной образовательной деятельности педагог может организовать игры с использованием натурального материала (песок, снег, вода, листья, в процессе которых дети накапливают сенсорный опыт и изучают различные качества объектов природы. Во время экскурсий педагог задает вопросы, чтобы дети, наблюдая за явлениями, сравнивали их и делали некоторые самостоятельные выводы.
Сложившаяся ситуация говорит о необходимости воспитания ценностного отношения к окружающей среде у подрастающего поколения, формирования представлений о существующих в природе взаимосвязях и месте человека в них.
Таким образом, в вопросе формирования ценностного отношения к миру природы у детей старшего дошкольного возраста накопленный теоретический и практический опыт требует дальнейшего исследования, перспективным направлением которого может стать исследование эффективности сотрудничества ДОО и семьи в развитии экологической воспитанности старших дошкольников. Это обуславливается тем, что немаловажным аспектом при формировании ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста выступает осуществление тесного сотрудничества с родителями, так как именно семья во многом является для ребенка примером, первоисточником информации, носителем традиций, норм и правил, принятых в обществе (в том числе, касаемо природопользования, природосбережения, природосозидания).
Для формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе необходимо, в-первую очередь, увеличить возможности общения ребенка с природой непосредственно на практике. Данная деятельность становится возможной благодаря экологизации всех сфер жизни ребенка, а также активному диалогу между детьми и взрослыми, свободе выражать свою точку зрения. Реализация данных принципов позволит повысить экологические знания участников образовательного процесса, наблюдать за явлениями, сравнивать их и делать некоторые самостоятельные выводы, научит находить нестандартные решения поставленных проблем, применять полученные знания на практике, поможет осознать то, что состояние природы зависит от действий человека.
Каждому ребенку необходимо осознавать ценность природы, как и любому жителю планеты, т. к. экологическая обстановка становится все более значимой в жизни каждого из людей.