Марина Маркина
Формирование активного словаря у детей дошкольного возраста средствами физкультурного воспитания (подвижными играми)
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ (подвижными играми)
М. В. Маркина
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г. Краснодар «Центр развития ребенка – Детский сад №107 «Русалочка»
Публикация «Формирование активного словаря у детей дошкольного возраста средствами физкультурного воспитания (подвижными играми)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Подвижные игры для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Аннотация. Задача физического воспитания в детском саду – охрана и укрепление здоровья детей, улучшение физического развития, повышение умственной и физической работоспособности. Для этого учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка. В последние годы по данным НИИ гигиены и охраны здоровья 20 – 30 % дошкольников имеют недоразвитие речи.
Ключевые слова : физическое воспитание, речевое развитие, подвижные игры.
Наука педагогики еще в начале XX века выделила общепринятое мнение о том, что речь, а вернее своевременное, верное ее формирование у ребенка дошкольного возраста является наиболее важным фактором его развития в силу того, что только развития речи полностью предопределяет возможность полноценного психического и физического развития ребенка дошкольного возраста.
Речь является ключевым фактором развития ребенка в дошкольном возрасте. Речь дает дошкольнику возможность высказать свои мысли, является ключевым аспектом познавательных возможностей ребенка, его коммуникативных умений.
Чаще всего речевое недоразвитие сопровождается нарушениями общей и мелкой моторики, у детей наблюдается замедленность, расторможенность, неточность, отставания в развитии двигательной сферы. Из-за недостаточности активного словаря, дети с нарушением речи не всегда понимают требования воспитателя и инструктора физической культуры.
Особое место в развитии, оздоровлении и реабилитации детей дошкольного возраста занимают подвижные игры. Игра для детей – это главный вид деятельности. Выдающийся советский педагог Н. К. Крупская, говоря о значении игр в формировании личности ребенка, отмечал: «Игра есть потребность растущего детского организма». Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. От богатства замысла, степени увлеченности им зависят сила эмоций и в большей мере, способность к умственному и волевому усилиям. Детей увлекает подвижная игра. Они делают его жизнь содержательной, полной, создают уверенность в своих силах.
Учитывая большую подвижность детей дошкольного возраста, необходимо проводить и организовать игры, в которых они могли бы двигаться, слушая команды и указания, сопровождая свои движения высказываниями на родном языке.
Подвижные игры с текстом самый доступный вариант для активизации речи детей. Они позволяют глубже вникнуть в содержание стишка, более полно понять характеристику персонажей, научиться выразительности родной речи, а также мимике, жестам и интонациям.
Подвижные игры способствуют достижению целей обучения диалоговой речи и монологическому высказыванию, активизации речемыслительной деятельности, формированию у них навыков и умений самостоятельного выражения мысли.
Подвижная игра с текстом служит фактором для развития речевого слуха и слухового внимания, дыхания и моторики артикуляционного аппарата. Разнообразные подвижные игры являются действенным средством профилактики и коррекции речи детей в процессе физического воспитания. С этой целью на практике можно применять следующие подвижные игры :
*Подвижные речевые игры на закрепления пройденного материала «Животные и их детеныши», «Овощи – фрукты», «Транспорт» : в центре круга стоит воспитатель, он бросает мяч ребенку, называет животного (собака, ребенок ловит мяч, называет детеныша (щенок, бросает мяч воспитателю.
*Подвижная игра на развитие внимания «Слушай внимательно» : дети идут по кругу и выполняют действия, соответствующие указанию ведущего – заяц (прыгать на двух ногах, дерево (Остановка, руки вверх, лошадь (бежать быстро) и т. д.
*Подвижные игры на ориентировку в пространстве – по залу разложены предметы, играющие выполняют команды : встань на скамейку, положи мяч в обруч, остановись около каната, перепрыгни через канат и т. д.
*Подвижная игра «Почта» - начало с переклички игроков и водящего:
- Динь, динь, динь! - Кто там? - Почта! - Откуда? - Из города…
- А что в том городе делают?
Водящий может сказать: танцуют, прыгают, бегают, поют, рисуют. Все играющие должны делать то, что сказал водящий.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М. : УЦ Перспектива, 2016. - 32 с.
2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей/ А. Г. Арушанова. - М. : Мозаика-Синтез, 2012. - 272 с.
3. Баршай В. М., Курысь В. Н., Стрельченко В. Ф. Подвижные игры. Учебное пособие по специальности «Физическая культура», - 1000 бестселлеров, 2018. - 352 с.