Мария Аникина
Форирование математических представлений у дошкольника как один из способов развития социально личностных качеств ребенка
▼ Скачать +Заказ
Усилия педагогов и родителей в дошкольном возрасте сосредоточены на формирование гармонично развитой личности ребенка. Воздействие должно быть комплексным. Необходимо работать над каждым компонентом (во ФГОС ДО их обозначили как образовательные области, не забывая соотносить свои действия с развитием остальных. Одним из этих компонентов является образовательная область «Социально-личностное развитие».
Публикация «Форирование математических представлений у дошкольника как один из способов развития социально личностных качеств ребенка» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Как всем уже известно, образовательная область «Социально-личностное развитие» направлено: на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Способствовать установлению положительных контактов между детьми, основанных на общих интересах к действиям. Развивать эмоциональную отзывчивость.
Конечно, воздействовать на развитие ребенка в данном контексте можно с различных позиций и применять различные инструменты. В данном случае хотелось бы отметить результативность работы в этом направлении именно с точки зрения реализации развития математических представлений.
Математика наука точных представлений она не эфемерна, она точна и доказуема. Именно эта точность дополняет эфемерность таких понятий как «мораль», «нравственность» и т. д. Ребенок ориентируясь в окружающей действительности получает очень много информации и классифицируя её присваивает, оставляет в памяти, а затем использует. Рассмотрим несколько параметров личностного развития, в котором помогут именно формирования математические представления :
Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
Любая задача или игра, направленная на развитие математических представлений в своём контексте ориентируется на социальный мир, который окружает ребенка. Любая ситуация имеет различный эмоциональный окрас, который помогает решить поставленную задачу. Ярчайшим примером может служить сказка «Буратино», где Мальвина учит Буратино счёту, пользуясь наглядным примером с яблоками. Конечно, там всё гротескно и немного утрированно, но если задача затрагивает личность педагога и воспитанника она ярче и намного понятнее, и конечно решается намного проще.
Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками.
Поиск истины не возможен в одиночку. Решение любой проблемы требует обсуждения, особенно когда она трудная и новая для человека. Не зря говорят: «Одна голова хорошо, а две лучше». Обсуждение, происходящее в процессе решения предложенного игрового задания, помогает развитию толерантности, умения найти правильные слова для передачи своего взгляда на проблему. При дебатах ребенок становиться сам гибче и помогает своему оппоненту обогатиться на ещё одну точку зрения на известный предмет. Всё это не только помогает решить проблему, но и сплочению детского коллектива.
Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
Здесь очень поможет формирование элементарных представлений о времени, умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии с ним. Ребенок не может соотнести свою самостоятельность с действиями и ожиданиями взрослого пока он не усвоит знания о времени. Часы главный помощник ребенка в доказательстве взрослым, что он уже «вырос» и конечно стал самостоятельным.
Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
«В споре рождается истина» - говорили древние. Но спорить тоже необходимо уметь. Только в напряженной ситуации можно прочувствовать, насколько тяжело держать себя в руках, как трудно найти необходимые слова, когда эмоции накрывают с головой. Дети искренни в своих проявлениях, они непосредственно проявляют все свои эмоции. Особенно групповые задания на поиск необходимых данных или решения поставленной задачи (что и характеризует задания направленные на формирование и развитие математических представлений) эмоционально напряжены. Вот, то самое поле работы: на формирование самоконтроля, знания эмоций других людей, умение работать с собственными; на формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками
Способствовать установлению положительных контактов между детьми, основанных на общих интересах к действиям.
Любой успех приносит положительные эмоции. Каждый любит побеждать. И если это происходит в команде, то радость от успеха не менее ярка. Радость смешивается с успехом достижимым во взаимодействии в том командном духе, который сама команда, и конечно взрослый, смогли создать.
Как и сказано было выше, путей социально-личностного развития ребенка большое количество. Каждый педагог использует в своей профессиональной деятельности разные приёмы методы, подходы. Но в данной статье, я хотела бы обратить внимание педагогов на те, стороны формирования математических представлений, которые можно и нужно использовать в развитии ребенка.