Елена Аникина
Фонематический слух и признаки его нарушения
▼ Скачать + Заказать документы
Для начала выясним разницу между понятиями фонематический слух, фонематическое восприятие и звуковой анализ.
Фонематический слух – это врожденная способность слышать и различать отдельные звуки речи. Фонематический слух включает в себя три операции:
• Способность услышать и определить наличие данного звука в слове;
• Способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;
• Способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.
Публикация «Фонематический слух и признаки его нарушения» размещена в разделах
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
Фонематическое восприятие – это умения дифференцировать фонемы и определять звуковой состав слова, т. е. это способность различить особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно. Фонематическое восприятие включает в себя три операции:
• Умение определять линейную последовательность звуков в слове;
• Умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине, или концу;
• Осознание или подсчет количества звуков в слове.
Звуковой анализ - способность различить особенности и порядок звуков в словах, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме.
Несформированность фонематического слуха у детей влечёт за собой трудности в формировании фонематического восприятия, без которого невозможно становление его высшей ступени - звукового анализа, что явится впоследствии причиной нарушений чтения и письма. Таким образом, фонематический слух является основной составляющей грамотного письма и чтения.
Основным признаком несформированности фонематического слуха является неполнота формирования процессов звукопроизношения: при сохранном интеллекте и слухе у ребёнка нарушается восприятие звуков родной речи на слух и как следствие – нарушается произношение звуков.
Нарушение звукопроизношения могут проявляться разнообразно:
• Одна из особенностей – отсутствие в речи тех или иных звуков и замены звуков. Сложные по артикуляции звуки заменяются простыми по артикуляции. Например, вместо [с], [ш]-[ф], вместо [р], [л]-[л’], [j], звонкие заменяются парными глухими; недостаточно противопоставлены пары мягких и твердых звуков. Отсутствие звука или замена его другим по артикуляционному признаку создает условия для смешения соответствующих фонем, то есть ребёнок может произносить одно и то же слово по-разному, заменяя звуки близкими по звучанию или артикуляции. Например, слово «собака» может быть произнесено «шабака» или «фабака» в зависимости от ситуации;
• Вторая особенность - замена группы звуков диффузной артикуляцией. Вместо двух или нескольких артикуляционно близких звуков произносится средний, неотчетливый звук, вместо [ш] и [с] - мягкий звук [ш].
• Искаженное произношение одного или нескольких звуков, например, горловое произнесение звука "р", межзубное произнесение звуков "с","з" и т. д. ;
• Может нарушаться звукослоговая структура слов, т. е. возникают трудности при произнесении многосложных слов и слов с большим количеством согласных, например, «катиль» вместо «скатерть», «сипет» вместо «велосипед» и т. д.
Далее некоторые приемы проверки состояния звукопроизношения и фонематического слуха. Ребенка просят:
• услышать разницу между правильным и неправильным произношением звука в собственной и чужой речи (неразличение может происходить из-за ослабленного слухового контроля);
• воспроизвести за взрослым слоговые сочетания из легких для произнесения звуков: [па-ба-па] и т. п. (затруднение при воспроизведении вызывается неправильным восприятием слогов с оппозиционными звуками);
• выделить определенный звук из цепочки звуков, например [с] среди звуков [т], [ц], [ч], [с], [з], [ш], [р] и т. п. (ребенок, услышав заданный звук, поднимает руку (символ) или подает знак, как это заранее условлено);
• выделить слог из ряда слогов, например, [са] из ряда [за], [ша], [са], [ша] и т. п. (ребенок, услышав заданный слог, поднимает руку или подает знак иначе);
• определить наличие звука [с] в словах: санки, зонт, нос, щука и т. п. (ребенок, как и ранее, подает знак, если услышит нужный звук);
• разложить на столе в произвольном порядке несколько картинок, названия которых отличаются друг от друга только одним из дифференцируемых звуков; попросить ребенка показать названные взрослым картинки: например, кит и кот, кот и ком;
• усложняя условия, можно предложить ребенку повторить 3-4 простых слога, включающих как разные согласные или гласные звуки, например [на-та-ка], так и акустически близкие: [са-ша-за]. Этот прием выявляет не только нарушения дифференциации звуков речи, но и особенности речеслуховой памяти (удержание последовательности звуков или слогов, их количества).
Коррекционная работа по развитию фонематического восприятия делится на несколько этапов:
1. Первый этап коррекционной работы - Различение неречевых шумов.
2. Второй этап – Различение музыкальных звуков.
3. Третий этап – различение высоты, силы, тембра голоса
4. Четвертый этап – различение длинного и короткого слова
5. Пятый этап – различение слов, близких по звуковому составу
6. Этап шестой - различение слогов
7. Этап седьмой – дифференциация звуков.
Важно помнить, что развивать фонематический слух лучше в игре.
Уделяя должное внимание развитию фонематического слуха, как базе для развития фонематического восприятия, вы облегчите ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в будущем чтения и письма.