Жанна Саенко
Консультация «Фонематические процессы у детей старшего дошкольного возраста и фонетико-фонематическое недоразвитие речи»
▼ Скачать + Заказать документы
1. В дошкольном возрасте ребёнок овладел словом слышимым и произносимым, в школе он должен овладеть словом видимым, то есть письменной речью. Написанный текст - особый вид сложного второсигнального раздражителя. По мнению Д. Б. Эльконина «Чтение есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели». Буквы изображают более или менее точно произносимые звуки, но полного сходства между написанием и произнесением нет. Слово слышимое произносится слитно, без разделения паузами, со слиянием звуков в слоги, видимое слово пишется буквораздельно. При обучении грамоте у ребёнка должен быть сформирован переход от слова слышимого к видимому (орфография) и от видимого к произносимому. Для осуществления этих переходов требуется перестройка речевых механизмов в части координации деятельности трёх анализаторов—зрительного, слухового, двигательного. Эта перестройка происходит при содействии второй сигнальной системы, то есть под руководством словесных указаний и при словесном подкреплении. Навык чтения формируется только после овладения слиянием звуков в слоги и слова. новой ступени речевого анализа и синтеза –научиться выделять отдельные слова в слитно произносимом предложении в общем звуковом потоке. В дальнейшем – анализ слогового и звукового состава слова (рекомендуется в подготовительный предбуквенный период). Затруднения в усвоении орфографии в большинстве случаев в том, что стереотип слышимого слова, вследствие центрированности ударения резко распадается на сильные (ударные) и слабые (безударные) компоненты, тогда как в видимом слове все слоги в одинаковых по силе позициях. В этих случаях возможно слогораздельное произнесение или даже звукораздельное. Таким образом, произносимое слово может в полной мере присособиться или уподобиться видимому, в котором уже нет различий по слоговой силе. Это обстоятельство – основа для выработки автоматической связи между словом видимым и слышимым через посредствующее звено в двигательном речевом анализаторе, то есть через орфографическое произнесение. Раньше в двигательном анализаторе вырабатывались дифференцировки под контролем слуха, теперь в зрительном анализаторе создаются дифференцировки под контролем двигательного речевого анализатора. Так возникает связь трёх анализаторов. В процессе образования автоматизированного навыка правильного письма ведущая роль принадлежит двигательному анализатору. У начинающего обучаться грамоте включение двигательного речевого анализатора является обязательным условием для образования механизма правильного перехода от слова слышимого к видимому. В процессе дальнейшего развития, когда этот закономерный переход уже автоматизировался, необходимость в активном проговаривании слов перед написанием отпадает, сохраняясь лишь в особо трудных случаях. Орфографическое проговаривание, замедленное и слогораздельное (сильные компоненты слова ослабляются, слабые усиливаются и произносимое слово в полной мере уподобляется написанному)—приём усиления речевых кинестезий. Чтение—процесс обратный письму. Для начинающего писать труден анализ, для обучающегося чтению—синтез. Синтез включает в себя умение узнать всё слово в целом (это достигается прочным ассоциированием видимого состава слова с находящимся всегда наготове двигательным слоговым стереотипом того же слова) и умение интонационно связать слова во фразу (это возникает в результате сложного соотношения между движениями глаз в процессе чтения и взаимосвязанными движениями всех систем речевых органов). Навык чтения формируется только после овладения слиянием звуков в слоги и слова. Процесс образования механизма элементарного беглого чтения состоит из трёх этапов. Аналитический—ребёнок читает по отдельным звукам, переходя скоро к слоговому чтению. Так как слова произносятся не слитно, а слогораздельно, то они плохо узнаются при произнесении. Анализ преобладает над синтезом. Второй этап, синтетический, характеризуется преобладанием синтеза над анализом. Ребёнок «угадывает» слово и произносит его слитно, но раньше, чем он различил составные элементы этого слова. Такое чтение часто является ошибочным. Частые поправки нарушают синтез всей фразы. Третий этап – аналитико-синтетический. Синтетические и аналитические процессы уравновешиваются и достигается правильный автоматизированный переход от слова видимого к слову слышимому.