Елена Николаевна Рокачёва
Личностно ориентированный подход в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ детский сад № 2 «Золотой ключик»
ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД
В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ
Творческая работа
учителя-логопеда
Рокачевой Елены Николаевны
г. Евпатория, 2014г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 .Теоретическая часть
1.1. Логопсихология как одна из отраслей специальной
психологии
1.2. Классификация речевых нарушений:
а) лингвистическая характеристика речи
б) клиническая характеристика речи
Публикация «Личностно ориентированный подход в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
в) характеристика речи детей с общим недоразвитием речи уровня
г) причины возникновения речевых нарушений
1.3. Особенности развития познавательной сферы детей с нарушениями
речи :
а) ощущения и восприятие
б) внимание
в) память
г) мышление и воображение
д) речь и общение
1.4. Особенности развития личностной и эмоционально-волевой сферы
детей с нарушениями речи
1.5. Клинико-психологические характеристики расстройства психологи-
ческого развития
1.6. Общее недоразвитие речи и расстройство психологического развития
1.7. Клинические виды общего недоразвития речи
1.8. Логопедическое воздействие при общем недоразвитии речи (этапы
коррекционной работы)
1.9. Личностный и личностно ориентированный подход в образовании
1.10. Осуществление личностно ориентированного подхода в логопедии-
ческой практике
2. Практическая часть
2.1. Дифференциальная диагностика речевой патологии при норме и
нарушении интеллекта
2.2. Методы определения функциональной ассиметрии полушарий (тест
Павлова И. П.)
2.3. Развитие межполушарного взаимодействия. Кинезиология
2.4. Психокоррекционная и профилактическая работа с детьми,
имеющими общее недоразвитие речи
2.5. Работа учителя-логопеда с семьей, имеющей ребенка с речевыми
нарушениями. Профилактика речевых нарушений
2.6. Использование в коррекционной работе картин с проблемным
сюжетом для развития мышления и речи детей дошкольного возраста
2.7. Игры на развитие фонематических процессов
2.8. Комплексы упражнений для профилактики зрительного утомления
в игровой форме
2.9. Работа над развитием подвижности артикуляционного аппарата
2.10. Игры на формирование словарного запаса и грамматического строя
речи
2.11. Логопедические занятия
2.12. Консультации для родителей
2.13. Консультации для педагогов
Выводы
Литература
Приложение
Выводы
1. Дети дошкольного возраста с общим недоразвитием имеют вариативно выраженные особенности коммуникативной, познавательной, речевой сфер и личностной активности, что вызывает необходимость дифференцированного выбора задач, направлений и приемов коррекционно-логопедической работы.
2. Воспитание и развитие детей с ОНР эффективно при условии личностно ориентированного подхода в логопедической работе, при реализации развивающих направлений, среди которых приоритетное значение имеют социально-личностное воспитание, познавательное и коммуникативно-речевое развитие детей, при решении вариативных задач и использовании приемов, учитывающих индивидуально-типологические особенности детей.
3. Реализация междисциплинарного личностно ориентированного подхода в коррекционно-логопедической работе обеспечивает положительную динамику развития каждого ребенка с общим недоразвитием речи.
Литература
1. Дубровина Т. И. Развитие памяти в системе коррекционно-развивающего обучения у детей с общим недоразвитием речи / Т. И. Дубровина // Логопедия, 2007
2. Климентович Е. Ю. Коррекционная работа с детьми, страдающими
общим недоразвитием речи II степени / Е. Ю. Климонтович // Школа
здоровья, 2007. Коррекционная работа с детьми, страдающими общим
недоразвитием речи III степени / Е. Ю. Климонтович / Школа здоровья, 2008
3. Климонтович Е. Ю. Психолого-педагогическая характеристика общего
недоразвития речи / Е. Ю. Климонтович// Школа здоровья. - 2006
4. Корнев А. Н. Основы лого патологи и детского возраста : клинические и
психологические аспекты: учебное пособие для пед., психол. фак. и педиатрических мед. вузов / А. Н. Корнев. - Санкт-Петербург: Речь, 2006
5. Логопедия: методическое наследие: в 5 кн. : пособие для логопедов и дефектологов фак. пед. вузов : доп. Министерством образования РФ. Кн. 5: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи : нарушение речи у детей с сенсорной иинтеллектуальной недостаточностью / авт. -сост. Л. С. Волкова, Т. В. Туманова, Т. Б. Филичева и др. ; под ред. Л. С. Волковой. – Москва: Владос, 2003
6. Микляева Н. В. Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста : методическое пособие / Н. В. Микляева. - Москва: Айрис-пресс,2006
7. Микляева Н. В. Развитие языковой способности у детей с общим
недоразвитием речи // Дефектология, 2001
8. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе
для детей с общим недоразвитием речи / Н. В. Нищева. - Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007
9. Рожкова Л. А, Нейрофизиологические механизмы внимания при
восприятии зрительной вербальной информации у детей с нарушениями
речевого развития / Л. А. Рожкова// Дефектология, 2004
10. Соботович Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции :
Дети с нарушением интеллекта и моторной алалией: учебное пособие / Е. Ф. Соботович - Москва: Классике Стиль, 2003
11. Современные проблемы общей и коррекционной педагогики и
психологии детства: в 2 кн. : сборник научных трудов / под ред. Е. Ю. Куликовой; Новосибирск гос. пед. ун-т. - Новосибирск: НГПУ, 2007
12. Филичева Т. Б. Психолого-педагогическая характеристика детей с
общим недоразвитием речи / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова// Логопедия,
2006
13. Фишман М. Н. Мозговыемеханизмы, обусловливающие отклонения в
речевом развитии у детей 7 Дефектология, 2001
14. Черкасова Е. Воспитание речевого слуха у детей с общим
недоразвитием речи / Е. Черкасова // Дошкольное воспитание. 2006
15. Шиян Л. И. Профилактика и коррекция нарушений личностного
развития детей с ОНР / Л. И. Шиян // Дошкольная педагогика, 2008