Светлана Курик
Фольклорные произведения в круге детского чтения детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Важнейшими источниками развития детской речи является художественная литература и устное народное творчество, огромная сила воздействия которых традиционно использовалась в отечественной и зарубежной педагогике как мощный фактор воспитания и образования подрастающего поколения. Воспитательная и художественная ценность этого вида искусства обусловлена спецификой средств воплощения в нем художественного образа, прежде всего, языковых средств выразительности, ведь речь художественного произведения является лучшей, наивысшей форме литературного языка, которой дети стремятся подражать.
Темочки:
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Старшая группа
- Чтение, детская литература
- Темочки
Животворным источником развития художественной литературы является устное народное творчество. Фольклорное произведение подается ребенку в единстве содержания и художественной формы. Но восприятие его будет полноценным только при условии, если ребенок к этому подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительность языковых средства произведений художественной литературы, то есть привлечь ребенка к художественно-речевой деятельности.
Первоначальное знакомство человека с фольклором начинается с малых жанров народного творчества. Малые жанры фольклора довольно разнообразны и по-разному действуют на развитие ребенка, то есть у каждого жанра есть свое предназначение. В работах, посвященных малому фольклору, классификация его жанров имеет отличия, поскольку авторы в основном делают акцент на определенные жанры малого фольклора. Наиболее полную и раскрытую картину можно увидеть в классификации А. Ф. Белоусова, который в своих трудах обращает внимание на большинство жанров малого фольклора.
Классификация по А. Ф. Белоусову:
припевки,
приговорки;
считалки;
дразнилки;
мирилки;
заклички;
«поддевки»;
скороговорки;
«небылицы-перевертыши»;
загадки
З. А. Гриценко в своей книге выделяет лишь три малых фольклорных жанра : пословицы, поговорки и загадки, обуславливая это тем, что именно эти жанры с разной степенью активности бытуют в жизни ребенка-дошкольника. Такая же классификация приведена и в работе Е. Е. Зубаревой, В. К. Сигова.
В программе развития и обучения дошкольника авторы – В. Н. Семеренко и И. Г. Семеренко используют пять жанров малого фольклора : считалки, скороговорки перевертыши, приметы и дразнилки, потому что благодаря этим произведениям развивается мышление, речь, внимание и память ребенка.
Классификация малых жанров фольклора может быть по объему довольно скромной, однако для полноценного представления о значении данных жанров необходимо познакомиться с более подробным их описанием, которое отражается в классификации А. Ф. Белоусова.
Приговорки и припевки. Два этих жанра довольно схожи друг с другом и отличаются лишь тем, что иногда поются, а иногда сказываются. Стихотворные короткие тексты используются детьми, как сопровождающий текст для игр.
Чашки, ложки, поварёшки,
Искупалися матрёшки,
Бульк!
Считалки. В игровой деятельности для определения водящего используются короткие рифмованные стихи, которые называются считалками.
Шла коза по мостику
И виляла хвостиком
Зацепила за перила,
Прямо в речку угодила.
Кто не верит – это он,
Выходи из круга вон!
Существуют также такие считалки, в которых задается какой-нибудь вопрос:
На золотом крыльце сидели
Царь, Царевич, Король, Королевич, Сапожник, Портной,
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай добрых
И честных людей.
Дразнилки. Существует весьма необычный, но очень полезный жанр малого фольклора – дразнилки. Данный жанр используется детьми для возможности постоять за себя в случае обиды на другого ребенка.
Мирилки. Стихотворные строчки, предназначенные для примирения называются мирилками.
Заклички. Детские обращения к явлениям природы тоже имеют свое название – заклички. Детям очень нравится использовать в своей речи заклички, потому что с помощью них дети могут общаться с природой.
Дождик, лей, лей, лей!
Будет травка зеленей, вырастут цветочки
На зелёненьком лужочке! Поддёвки. Очень интересным малым жанром фольклора являются тексты-диалоги, которые ставят собеседника в смешное положение – поддёвки.
- Скажи медь.
- Медь.
- Твой отец – медведь!
Скороговорки. Количество скороговорок не столь велико по отношению к другим жанрам малого фольклора, однако они также играют важную роль в развитии речи ребенка. Скороговорки очень разные по мере исполнения – короткие, длинные, сюжетные и бессюжетные, логичные и абсурдные, а также рифмованные и нерифмованные.
Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей;
Две мыши поплоше
Несли два гроша.
Небылицы-перевыртыши – озорные стишки, в которых смещены все реальные связи. Данный жанр способствует укреплению у ребенка реального понимания соотношения вещей и явлений.
Выбегла дубина
С мальчиком в руках.
А за ней тулупчик
С бабой на плечах.
Загадки являются жанрами фольклора и тоже должны быть включены в круг детского чтения. Загадки – иносказательные изображения предметов и явления, которые необходимо отгадать
Ходит печка,
Вся в колечках.
Многие загадки представляют минимизированный аналог сказки. Дети этого возраста любят, когда им загадывают загадки, и с удовольствием участвуют в их отгадывании. Разгадывание загадок позволяет развивать способность к обобщению, анализу, помогает сформировать умение делать самостоятельные выводы, развить умение лаконично и четко выделять наиболее выразительные, характерные признаки явления или предмета. В круг детского чтения могут быть включены загадки о животных, растениях, технике и по другим темам.
В классификации малых жанров фольклора авторов Е. Е. Зубаревой и В. К. Сигова выделяются два немаловажных и в современном мире распространенных жанра – пословицы и поговорки.
Пословицами называются краткие изречения, в которых ясно высказана мысль, находящая многократное подтверждение в жизни: «Добро помни твердо».
По определению В. И. Даля поговорка это складная, короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы.
Малые жанры фольклора имеют специфику изменяться и дополняться, образовывая новые названия, поэтому классификация у разных авторов отличается. Фольклор открывает ребенку мир, знакомит с бытом и традициями народа, способствует всестороннему полноценному развитию ребенка. Невозможно представить себе воспитательную деятельность без использования малых жанров фольклора, ведь именно на них основываются игровые моменты, которые полностью овладевают вниманием и интересом детей. Фольклор оказывает психофизиологическое воздействие на детей : вызывает радостные эмоции, помогает координировать движения, развивать речь.
Составной и важной частью малых жанров фольклора является устная подача данного материала, поэтому фольклор – незаменимое средство в речевом развитии детей, а особенное влияние малые жанры оказывают на развитие интонационной и образной выразительности речи.