Крылова Татьяна
Фольклорно-экологический проект «Деревья, листья, плоды» для детей старшего возраста
Актуальность проблемы Экологическое воспитание детей является одной из значимых проблем дошкольного образования на современном этапе. Именно дошкольное детство является периодом, когда закладываются основы правильного отношения к окружающему миру, к природе родного края. Дети узнают об экологических нормах и правилах поведения в природе, учатся чуткому отношению к природе. Взаимоотношения человека с природой актуальный вопрос современности. Дети мало общаются с природой. Можно наблюдать небрежное, порой жестокое отношение детей к природе, в частности, к деревьям. Деревья окружают нас постоянно, но дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Деревья прекрасные объекты для наблюдений, так как имеют ярко выраженные сезонные изменения. Осень – благоприятное время года для наблюдений за деревьями и изменений с ними. Участие детей в проекте позволит : максимально обогатить знания и представления о жизни деревьев в осеннее время. Чтобы процесс познания природы был более увлекательным и занимательным, необходимо использовать фольклор. Русская песня, попевка, потешка, загадка, пословица, частушка – это первый и самый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире. Дети слушают, поют, размышляют и задумываются. Тип проекта : познавательно–творческий. Вид проекта : групповой. Продолжительность проекта : краткосрочный (2недели) Участники: воспитатели, дети старшей группы, родители воспитанников. Методы и приё мы: наглядные, словесные, игровые, практические: наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, игры (дидактические, подвижные, народные, музыкальная и художественно-творческая деятельность. Проблема исследования: во время осенних наблюдений, рассматривая осенние деревья, дети стали интересоваться: «Куда исчезают опавшие листья?», «Чем полезно дерево?» Чтобы получить ответы на вопросы детей, необходимо было, как можно больше собрать информации.
Публикация «Фольклорно-экологический проект „Деревья, листья, плоды“ для детей старшего возраста» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Проекты
- Народная культура, фольклор
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Фольклор. Проекты, планы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2023
Цель проекта : формировать первичные представления о разнообразии растительного мира; о взаимосвязи человека и природы; приобщать детей к народному творчеству; воспитывать любовь к природе. Задачи проекта : Формировать представление детей о значении деревьев в жизни человека, насекомых, животных. Учить различать лиственные и хвойные деревья, находить части дерева. Упражнять детей в нахождении листьев и плодов заданного дерева. Упражнять в конструировании поделок из природного материала, из ткани. Развивать память, мышление, речь. Формировать интерес к народным песням, частушкам, играм. Продолжать знакомить детей с народным земледельческим календарем. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, к народному творчеству. Этапы реализации проекта I. Подготовительный этап: постановка целей, определение актуальности и значимости проекта; подбор методической литературы для реализации проекта; подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, репродукций картин, организация развивающей среды в группе; сбор информации о видах деревьев, их росте и развитии, об осенних изменениях в природе, о деятельности людей в старину в этот период времени. II. Основной этап: 1. Беседы с детьми. НОД «Лесной дом»; НОД «Дерево – дом и столовая для птиц и животных» 2. Ознакомление детей с художественной литературой; изучение энциклопедий. 3. Рассматривание картин с изображением деревьев в разное время года. 4. Музыкальная деятельность: разучивание стихов, частушек, танцев; слушание русских песен о рябине. 5. Экскурсия: рассматривание деревьев на участке. 6 Дидактические игры «Что делают из дерева?», «Подбери к дереву листья, плоды», «Этажи леса»; подвижные игры и народные игры. 7. Совместная и самостоятельная художественно-продуктивная деятельность. Рисование «Осеннее дерево»; лепка «Веточка рябины» Конструирование из листьев и природного материала «Лесные животные», «Жители моря», «Лесовичок», «Гусеница»; из ткани кукла – берегиня «Рябинка» 8. Создание коллекций «Осенние листья», «Плоды и семяна», 9. Эксперименты с плодами растений. 10. Конструирование ЛЭПбука «Деревья осенью» 11. Создание мини-музея «Золотая осень» Работа с родителями Конкурс осенних поделок для родителей «Что нам осень принесла?» Консультации «Наши друзья деревья», «Природа как воспитатель» Участие родителей в организации мини-музея и осеннего праздника. Презентация результатов проекта : Развлечение для детей «День рождение рябинки» Презентация для педагогов и родителей «Рябина - знакомая незнакомка» Ожидаемый результат: Повышение уровня экологической грамотности детей; Формирование осознанной потребности в общении с природой; Расширение знаний детей о деревьях, их значении в природе и жизни человека; Формирование у детей системы знаний об изменениях жизни деревьев осенью; Формирование умения видеть разнообразие оттенков красок в природе, отображать свои впечатления в творческой деятельности; Воспитать у детей бережное отношение к деревьям. Воспитать у детей любовь и уважение к культуре и традициям русского народа. Способствовать более активному участию родителей в жизни детского сада. Используемая литература Энциклопедии о природе. А. В. Аджи «Открытые мероприятия для детей старшей группы» Г. А. Лапшина «Фольклорно - экологические занятия с дошкольниками»