татьяна пятисотская
Фольклорно-музыкальное развлечение для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у бабушки Настасьи. Вечерние посиделки»
▼ Скачать
Фольклорно-музыкальное развлечение для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у бабушки Настасьи. Вечерние посиделки».
Сценарий (с использованием русской народной сказки «Снегурочка»)
Тема занятия: «Вечерние посиделки».
Цель:
Публикация «Фольклорно-музыкальное развлечение для детей старшего дошкольного возраста „В гостях у бабушки Настасьи, Вечерние посиделки“» размещена в разделах
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Посиделки
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством русских народных игр, активизация речевого развития через двигательную и театрализованную деятельность. Расширить словарный запас детей, развивать память, внимание. Формировать интерес к русской культуре, учить играть в игры с правилами. Воспитывать любовь и уважение к русской национальной культуре, быту.
Задачи:
Образовательные:
• учить создавать образ сказочного персонажа, пользуясь мимикой, жестами, выразительными движениями, интонацией;
активизировать речь детей через развитие диалогической речи (беседа, игра, игра-драматизация, введение в активный словарь новых слов – понятий.
• приучать детей к активному участию в подготовке праздников, в изготовлении атрибутов;
• поддерживать интерес к театрально – игровой деятельности.
Развивающие :
• развивать дикцию детей, интонационную речь, артикулярный аппарат;
• пополнять и активизировать словарь детей;
• развивать умение детей разыгрывать сценки по знакомым сказкам с использованием атрибутов, элементов костюма;
• развивать фантазию, воображение;
Воспитательные:
• поддерживать желание участвовать в театрализации сказки;
• воспитывать чувство радости, желание выступать перед публикой;
• вызвать эмоциональный отклик и желание двигаться под музыку;
• поощрять участие детей в подготовке к спектаклям;
• воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе, взаимовыручку, поддержку, помощь друг другу.
Методические приё мы:
Игровой (использование подвижных игр).
Наглядный (использование слайдов).
Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
Музыкальный (исполнение песен и частушек)
Поощрение.
Форма занятия: развлечение, театрализация.
Материал и оборудование: мультимедийная система, атрибуты для подвижных игр, снежинки в виде крупного пазла, костюмы.
Предварительная работа:
Беседы: «Русские Декорации: Музыкальный зал оформлен в виде русской деревни зимой (два домика-ширмы в «снегу», ёлочки в «снегу», перед одним домиком лавочка).
посиделки».
Разучивание стихов, разучивание русских народных игр; умение передавать образы персонажей средствами речи, мимики, жестов, движений.
Действующие лица:
Сказочница, в народном костюме – воспитатель;
Бабушка Настасья, в народном костюме – воспитатель;
Дедушка - мальчик;
Бабушка – девочка;
Снегурочка – девочка;
Дети в русских народных костюмах.
Ход развлечения:
1 этап. Знакомство с посиделками.
(За ширмой-домом спряталась бабушка Настасья. Дети входят в зал и поют песню, где их встречает ведущая Сказочница).
Дети встают полукругом и поют песню «К нам гости пришли».
Ведущая Сказочница:
Здравствуйте, гости дорогие!
Добро пожаловать в нашу деревеньку «Веселушки!»
Собрались мы с вами для беседушки,
Собрались мы с вами для забавушки!
Как когда-то наши прадедушки,
Ну, а с ними наши прабабушки!
Хорошо зимой – работы никакой.
Сидишь себе в избе, чаек попиваешь,
Да, про былое вспоминаешь.
Ребята, в старые времена был такой обычай у русских людей: как заканчивали полевые работы – собирали урожай, а хлеб в закрома засыпали – коротали осенние да зимние вечера вместе. Такие вечера называли посиделки.
Во время посиделок проводили время за любимым делом: кто за прялкой сидит, кто узоры вышивает, одни из глины посуду лепят, другие из дерева вытачивали ложки да плошки.
А еще такие вечера становились вечерами загадок, шуток; водили хороводы, то песню споют, устраивали соревнования – кто кого переговорит. Вот работа у них и спорилась. Весело было! (во время рассказа показываются слайды русские посиделки в картинках.)
Дети читают стихи:
1 ребенок: Что такое посиделки? Это вовсе не безделки: Это творчество и труд, Это дружба и уют. Это песни, это смех, Это радость для нас всех!
2 ребенок: Мир вам, гости дорогие, Вы явились в добрый час - Встречу теплую такую Мы готовили для вас.
3 ребенок: Хлебосольством да радушием Знаменит родной наш сад.
4 ребенок: И места гостям приметные -
Будет праздничный вам стол:
Ведь сегодня радость светлая
Вместе с вами входит в дом.
2 этап. Театрализация сказки.
(Дети садятся на стулья, а ведущая Сказочница продолжает свой рассказ.)
Ведущая Сказочница:- Ну, а, теперь посидим рядком, да поговорим ладком. Расскажу я вам сказочку, да не простую, а зимнюю, волшебную. А, вы, мне поможете.
Всякое дело в мире творится, про всякое в сказке у нас говорится…
Дед и бабка как-то жили.
Куры, гуси у них были,
Поросята и бычки.
Славно жили старички.
Выходят дед и бабка, садятся на скамейку около избы.
Сказочница: Об одном они тужили
Бабка: Ребятишек не нажили
Нету внучки, нету внука.
А без них не жизнь, а скука.
Не с кем нам поговорить,
Некому развеселить.
Дед: Я весь день колол дрова,
Будет печка горяча.
Бабка: Я обед тебе варила,
К празднику рубашку сшила.
Хорошо с тобой живем,
Только скучно нам вдвоем.
Дед: Давай лепить из снега дочь?
Говорят в такую ночь
Всякое случается,
Что задумаешь, то и сбывается.
Бабка: Внучку вылепим мы ловко
И Снегуркой назовем.
Уж тогда втроем на славу
Все мы дружно заживем.
Лепят Снегурочку.
Сказочница: на улице зима.
Все в снегу: кусты, дома.
Дети поют песню М. Красева «Зимняя песенка»
Появляется Снегурочка.
Бабка: Дед, да это же у нас доченька живая
Снегурочка дорогая!
Дед: ждали мы тебя сто лет
Снегурочка: Здравствуй, баба, здравствуй дед.
Долго ждали вы меня,
Вашей внучкой буду я.
Буду вам я помогать,
Избу чисто убирать,
Вышью скатерть вам на стол,
Подмету, помою пол,
Спать пораньше уложу
И за водой для вас схожу.
Дети хором: Идем с нами, Снегурочка, гулять, играть, песни петь, да плясать.
Дед и бабушка : Иди, внученька, погуляй, повеселись с подружками!
Сказочница: - Ребята, самая веселая игра на Руси, хороводная! Веселись, народ! Заведем хоровод!
3 этап. Игровой.
Русская народная хороводная игра «Золотые ворота» .
Правила игры: Двое детей стоят с поднятыми руками, изображая «ворота». Все остальные проходят через «ворота» и четко проговаривают слова.
Дети:
Золотые ворота пропускают не всегда,
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается.
Ну, а в третий раз не пропустим вас! (Стоящие опускают руки. Тот из детей, кто «попался», выбывает).
Игра «Собери снежинку».
Правила игры: Для игры необходимо трое детей. Каждому ребенку дана снежинка (в разрезанном виде, необходимо по команде быстро собрать снежинку. Первый ребенок, собравший снежинку, побеждает.
Сказочница: Молодцы, ребята, какие вы ловкие да мастеровые!
А сейчас устроим соревнования. Дети, берите в руки «Палки - Моталки» (шнур привязан к палочке, с одной стороны, с другой – любая игрушка. В нашем случае – это палка, с привязанными к ней лентами.)
Игра «Палки - Моталки».
Правила игры: Дети берут в руки палочки, и по сигналу воспитателя наматывают шнур или ленту до конца. Побеждает тот, кто справился с заданием первым. Игра повторяется 2-3 раза.
Сказочница: Ребята, смотрите, чья-то изба пойдемте в гости на посиделки!
(Сказочница и дети подходят к дому, стучат в дверь дома, где живёт бабушка Настасья)
Здравствуйте!Чем, хозяюшка, нас одарите?
Что, хозяюшка, нам подарите?
Кувшин молока или каши горшок?
Кусок пирога или денег мешок?
Бабушка Настасья :
- Не плясали и не пели, угощенья захотели?
- Погодите же, постойте, поиграйте да загадки отгадайте!
Загадки.
1. «Есть они у детворы, Лихо мчат меня с горы!
И Егорку, и Оксанку по дорожке катят.» (санки)
2. «Дали братьям теплый дом, чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился и отдельно поселился.» (варежки)
3. «Глянули в оконце – лежит белое суконце.» (снег)
4. «Невидимкой, осторожно он является ко мне,
И рисует, как художник, он узоры на окне.» (мороз)
5. «Без досок, без топоров через речку мост готов.
Мост — как синее стекло: скользко, весело, светло.» (лед)
6. «Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица.» (метель)
7. «Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка.
Собаки лают, а достать не могут.» (месяц)
Бабушка Настасья : Молодцы, справились с моим заданием, отгадали все загадки! А теперь поиграем в старинную игру «Горелки».
Игра «Горелки»
Дети стоят в две колонны, держась за руки. На расстоянии от них стоит водящий с платочком. Дети поднимают свободные руки вверх и головы (глаза, поют припевку:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят,
Раз – два – три беги!
Дети последней пары бегут вдоль колонок. Кто вперед возьмет у водящего платочек, тот становиться водящим. Кто не успел составить пару с бывшим водящим, встают впереди колонок. Игра повторяется.
Сказочница: Весело поиграли, молодцы. Садитесь, отдохните и бабушка Настасья отдохнёт с нами, да посмотрит какие вы ловкие и умелые. А вы знаете, что в любой деревне в старину люди знали много шуток-прибауток, пословиц-поговорок да скороговорок.
Игра «Потешки и скороговорки»
Скороговорки:
1. «Всех скороговорок не переговоришь, не выговоришь»;
2. «Белый снег, белый мел, белый заяц - тоже бел,
А вот белка не бела, белой даже не была»;
3. «У Сережки в сапожки попали сережки»;
4. «Галка-копалка, куда-то подевалка»;
5. «У дороги крутороги повалили сена стоги»;
6. «В зимний холод всякий молод. Всякий молод в зимний холод»;
7. «Валин валенок провалился в прогалинок»;
Дети повторяют по одному быстро скороговорки.
Сказочница: - Молодцы, и с моим заданием справились!
- А теперь следующее задание! Я начну пословицу, а вы закончите. Хором, дружно отвечайте!
Пословицы.
1. «Без труда…не вынешь рыбку из пруда»;
2. «Делу время…- потехе час»;
3. «Кто любит трудиться… тому, без дела не сидится»;
4. «Рукам работа…- душе праздник»;
5. «Труд человека кормит… а лень портит»;
6. «Терпенье и труд… все перетрут»;
7. «Друга ищи, а найдешь…- береги»;
8. «Других не суди…на себя погляди»;
9. «Играть играй, да дело… знай»;
10. «Красота приглядится, а ум…пригодится»;
11. «Конец…- делу венец»;
Сказочница: скажу ещё одну пословицу: «Дерево держится корнями, а человек друзьями». Как вы думаете, о чём она? (ответы детей) Давайте повторим и запомним её.
Ай да, молодцы, красны девицы да добры молодцы. Все умеете! И петь и играть, на вопросы отвечать. Ну, какие же посиделки без вкусного ароматного чая.
Дети поют частушки:
1. На столе у нас пирог, пышки да ватрушки.
Так споем же под чаек чайные частушки.
2. В пляске не жалей ботинки! Предлагаю чай друзьям
Если в чашке есть чаинки, значит, письма пишут нам!
3. Хлебом-солью всех встречаем, самовар на стол несём.
Мы за чаем не скучаем, говорим о том, о сём.
4. Подавай мне чашку чая, ведь люблю я русский чай.
В чае я души не чаю, наливай горячий чай!
5. Посидеть за самоваром рады мы наверняка,
Ярким солнечным пожаром у него горят бока.
6. Самовар поёт, гудит, только с виду он сердит.
К потолку пускает пар наш красавец самовар.
7. Лучше доктора любого лечит скуку и тоску
Чашка вкусного крутого самоварного чайку.
Сказочница: Много прекрасных традиций было на Руси. Нам надо их помнить и не забывать! Чтобы по-настоящему глубоко и преданно любить свою Родину, надо знать ее прошлое. Желаю вам, ребята чтобы вы были, как и наши предки, трудолюбивыми, веселыми, гостеприимными! Пусть в каждом доме будет всегда тепло и радостно, пусть звучат народные песни.
Бабушка Настасья : Дорогие гости!
Пожалуйте за столы дубовые, за скатерти узорные.
Хозяюшку потешьте, пирога поешьте.
Не красна изба углами, а красна пирогами!
Бабушка Настасья угощает детей конфетами да пряниками печатными!