Аурика Шишенина
Консультация «Фольклор, как воспитательное средство социализации и развития личности ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Фольклор как воспитательное средство социализации и развития личности ребёнка»
Дошкольный возраст – период активной социализации ребёнка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности.
Духовность – основополагающее условие для развития творческой инициативной личности. Результаты формирования духовности, нравственности, целомудрия укореняются в ребёнке при реализации комплексного подхода к воспитанию.
Публикация «Консультация „Фольклор, как воспитательное средство социализации и развития личности ребёнка“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
Примером такого подхода является русская культурная традиция, которая во – первых, предлагает проверенную веками народную методологию воспитания и образования, а во – вторых, конкретный воспитательный и образовательный материал, уже пропитанный духовностью и нравственностью.
Результатом моей работы над воспитанием духовности детей, через приобщение к русской народной культуре стала программа кружка « В гостях у Бабушки Варварушки», рассчитанная на детей от младшего до подготовительного возраста.
Цель программы:[/h
4]
- развитие познавательного интереса у дошкольников и формирование у них представлений о жизни предков, специфике бытования народной культуры при обращении к жизненному опыту детей.
В соответствии с целью были определенны следующие воспитательно–образовательные задачи:
- знакомство дошкольников с различными формами культуры;
- воспитание отзывчивости на красоту русской природы и народного искусства;
- поддержание у детей интереса к познанию жизни своих предков;
- формирование нравственно – патриотических чувств и развитие художественно – творческой активности детей.
Для решения этих и других задач были использованы следующие формы работы с детьми:
- занятия: тематические, интегрированные, игровые, театрализованные, индивидуальные («В гостях у бабушки Загадушки», «Фольклорное путешествие», «Яичко не простое, яичко расписное», «Ах, красивый теремок! Очень, очень он высок», «Русские умельцы», «Путешествие в сказочный лес», «От зимы до осени»;) (см. Приложение)
- развлечения: «Игры – путешествия», «Делу время – потехе час», «Вечер шуток, небылиц и докучных сказок», «Вечер загадок и отгадок»;
- праздники: «Осенины», «Здравствуй, гостья Зима», «Пришла коляда, отворяй ворота», «Зимние посиделки», «Масленица», «Светлая Пасха»; (см. Приложение)
- театрализованная деятельность: «В гостях у сказки», «Заюшкина избушка», «Коза – Дереза», «Стоит в поле теремок, теремок», «Игры с Бабушкой Забавой»;
- игровая деятельность: «Русские народные игры», «Игры – путешествия», Игры- импровизации», «Игры на развитие словотворчества».
- участие в конкурсах (см. Приложение)
Приёмы, используемые для создания у детей интереса:
- сюрпризный момент
- элементы драматизации
- художественное слово
- инновационные технологии: мультимедиа, презентации, показ слайдов.
Методы и приёмы, направленные на развитие мышления, речевой и познавательной деятельности:
- проблемно – поисковые вопросы;
- разбор пословиц и поговорок;
- введение нового персонажа;
- творческие задания;
- метод аналогий;
- работа с моделями, схемами, чертежами.
Здоровьесберегающие технологии:
- Мудры;
- Шары здоровья;
- Дыхательная гимнастика;
- Су – Джок терапия;
- Игровые гимнастики.
Концептуальную основу моей работы составляет авторская программа О. Д. Князевой и М. Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Именно эта программа помогла мне в организации создания предметно пространственной среды, необходимой для реализации поставленной цели и задач.
В группе оборудован мини – музей «Русская изба». Здесь дети знакомятся с предметами старинного русского быта, а так же с изделиями народного искусства» вышивкой, кружевами, вязанием и т. д.
Созданная атмосфера национального быта, окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка, помогают развивать любознательность, воспитывать чувство прекрасного.
Все занятия по ознакомлению с народным творчеством проходили в избе.
Именно здесь дети познакомились с русским народным костюмом. Узнали много новых слов, историю и возникновения.
Оформлен уголок речевого развития, где дети знакомятся с фольклором, рассматривают тематические альбомы: «Наш город», «Времена года», «Загадки и отгадки», «Народное творчество» и другие.
Дети играют в развивающие игры: «Назови сказку», «Угадай потешку», «Герои русских сказок» и многие другие.
Знакомя детей с поговорками, пословицами, сказками мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.
В группе так же оборудован уголок «Театральный салон»
Учитывая то, что обряды для ребёнка – это прежде всего встреча со сказкой, я брала материал с обыгрыванием через разнообразные виды театров: на фланелеграфе, пальчиковый, кукольный, настольный, на песке и др.
Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомились с окружающем миром, во всём многообразии, через образы, звуки, а умело поставленные вопросы заставляли их думать, анализировать, делать выводы.
Небольшие мини – спектакли с участием детей, мы вставляли в праздники, развлечения.
Знания, полученные на занятиях, дети закрепляли в разнообразных конкурсах по театрализации сказок.
А так же, наши дети ежемесячно участвуют в заочных Всероссийских и Международных конкурсах рисунков и поделок: «Любимая сказка», «Иллюстрация к русской народной сказке», «Светлое Христово Воскресение» и др.
С родителями проводятся совместные вечера, праздники: «Театральные встречи», «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая», «При солнышке тепло – при матушке добро», «Папа, мама, я – дружная семья» и др.
А так же родители принимают активное участие в конкурсах, ярмарках, выставках.
Комплексная работа по ознакомлению с народным творчеством на занятиях в сочетании с углубленной студийной работой и организацией к другу и взрослым, стали замечать красоту окружающей природы.
У них возник интерес к произведениям народного творчества.
И я всё больше убеждаюсь, что прибаутки, потешки, поговорки, русские народные сказки любовно и мудро поучают ребёнка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.