Получи документы

Фольклор как средство воспитания толерантного мироотношения у детей младшего дошкольного возраста

Елена Сикачева
Фольклор как средство воспитания толерантного мироотношения у детей младшего дошкольного возраста

Фольклор - это настоящая энциклопедия русского народа. Важно, как можно ярче наглядно показать детям фольклорное произведение с помощью картинок, игрушек, движений, слов.

Детские песни-игры образные, мелодичные, простые и доступные малышам - они легко запоминаются, развивают речь и музыкальный слух. Разучивание русских песен и хороводов воспитывает у детей любовь к родному слову, вызывает желание выполнять различные движения.

Публикация «Фольклор как средство воспитания толерантного мироотношения у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Особое место в воспитании занимают народные обычаи и обряды, которые делятся на родственные, домашние, общенародные, религиозные. Они сочетают в себе нравственные, эстетические, этические ценности, знакомят ребенка с прошлым.

Проверять знания и сообразительность детей помогают народные загадки. Они позволяют малышам чувствовать радость интеллектуального напряжения, обретать уверенность.

Русские народные сказки доносят до детей четкость и выразительность родного языка; дети не только усваивают содержание сказочной повествования, но и запоминают повторы, эпитеты, сравнения, образные обороты, начинают понимать красоту формы слов, своеобразие стиля, переносят в свою речь те слова и словосочетания, которые они запомнили.

Игры-драматизации по сказке, показ их кукольным театром помогают детям воспринять содержание, развивают наблюдательность, воспитывают интерес к слову. Обязательно заботимся о том, чтобы, разыгрывая сказку, ребенок имел на себе элементы одежды определенного персонажа. Чувства, переживания, вызванные сказочными образами, дети выражают в играх, рисовании и других видах деятельности. Они замечают, что веселой, танцевальной мелодии чаще всего соответствует быстрый темп, громкое звучание, воспалительный ритм; что в сказке встречаются красивые выразительные слова и несколько раз повторяется определенный оборот («. и покатился Колобок дальше»).

«Отечественное народоведение обратилось к народным играм более полутора века назад, и за это время доказано, что в дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок с помощью игры воспринимает красоту, нежность, искренность, простоту - глубокие чувства, присущие русскому народу». В игре развивается слово, способствует развитию интеллекта ребенка.

Использование народных игр в учебно-воспитательном процессе является одной из важных задач дошкольного учреждения. Ушинский отмечал, что ребенок в играх проявляет свою духовность. Народные игры, направленные на художественное развитие детей, является совершенным средством воспитания. Игра является важным средством эстетического воспитания детей, первой школой человечности. Сухомлинский сравнивал игру с широким светлым окном, через которое в духовный мир ребенка вливается животворный поток представлений и понятий об окружающей среде. Народ использует игру как средство эстетического воспитания с древних времен. Проверенный веками опыт народа в игре предлагается ребенку ненавязчиво, и в этом заключается ценность народных игр. Реализуя стремление приобщиться к жизни взрослых, ребенок воплощает в игре свои желания быть такой, как они.

Руссковедение как система фундаментальных знаний о русском народе, об особенностях его быта и трудовой деятельности, национальный характер и психологию, мировоззрение, исторически-культурный опыт, о родословной, образ жизни и воспитания в семьях, о отчий край и все, связанное с ним, оказывает положительное влияние на эстетическое обучение дошкольников.

Возрождение русской национальной системы воспитания невозможно без ознакомления подрастающего поколения с историей, бытом, культурой нашего народа. Культурно-историческое наследие очень богато и разнообразно.

Одна из самых больших тайн в мире, мощный воспитатель - язык, с которым человек связан уже в раннем детстве. Именно через язык народ передает из поколения в поколение свою песню, сказку, легенду, а следовательно - свою историю, национальный дух, семейно-бытовую культуру.

Язык народа выражена в колыбельной, которая с первых дней жизни ребенка доносится до ее сердца и входит в подсознание ребенка, наполняя его прекрасным. Мать поет колыбельную, воспитывая ребенка своим голосом, что несет в себе первые духовные ценности - родное слово и песню.

Немалая доля задач эстетического воспитания детей дошкольного возраста возлагается на их самостоятельную художественную деятельность. В основном она зарождается и развивается в условиях сюжетно-ролевой игры или во время танцев, хороводов и режиссерских игр, а следовательно, и переносится в другие режимные процессы в течение дня. Дети активно участвуют в оформлении игровых уголков, рисуют, лепят, делают аппликации, вышивки и тому подобное.

Без народной песни вообще немыслимо полнокровную жизнь человека. К песне обращаются коллективно и поодиночке, в будни и в праздник, старые и молодые, в самых жизненных возможностях и душевных умилениях.

Календарно-обрядовые песни в том виде, в котором они дошли до наших дней, содержат много лирических, юмористических и сатирических песен и много игровых, хороводных, перешедшие в детский репертуар, чем пополнили музы. Начиная с колыбели, ребенок получает простое представление о хорошем и плохое, о разрешено и недозволенное, о любви и нелюбви, что передается в песне через аллегорию животных (кошки-ворчал, Сонка-Дримка, соловья, кукушку, сороку-ворону, курочку-уточку и т. д.) и через движение (тоси-тоси, чуки -чук, топке-топке). Большой вклад в него сделал Василий Верховинец (Костов) в своем труде «Весняночка».

Именно благодаря русскому фольклору дети становятся русским народом. Пословицы, поговорки, поверья, мирилки, скороговорки, чистоговорки и другие образцы народного творчества с самого раннего возраста формируют сознание ребенка.

Рядом с малыми фольклорными жанрами в жизни ребенка входит сказка. Через язык, через сказку, поговорку, что были для наших предков неписаной книгой бытия, в легкой притчевой форме закладывались в сознание ребенка основополагающие знания о мире. Сказка имеет большое познавательное значение. Образная, богатый язык сказки раскрывает тайны тысячелетней народной мудрости. Особое место в эстетическом воспитании детей занимают праздника. Приобщаясь к их традиционно обрядовому обычаю, выраженному в эмоциональной и глубоко этнической форме, дети знакомятся с культурой своего народа. Традиционные праздники полны ярких образов, песен, музыки, стихов. Национальные костюмы или атрибуты оформления интерьера детского сада способствуют формированию эстетических представлений детей. Участие в праздниках создает неограниченные возможности для выявления художественных способностей каждого воспитанника дошкольного учреждения.

Чтобы воспитать ребенка, достойную своей нации, нужно ознакомить ее с историческим прошлым России.

Важным центром влияния русского фольклора ребенка является семья. Родителям следует придерживаться народных обычаев в семейном воспитании, желательно хранить в интерьере современной квартиры элементы народности: образцы посуды, вышивки, плетеные изделия, национальная одежда, народную игрушку.

У восточных народов, в частности японцев, есть традиционные объекты всенародного восхищения (сакура в период цветения, гора Фудзияма).

Участие детей в различных видах фольклорной деятельности начинается с раннего возраста. Дети поют, читают стихи, танцуют, т. е. исполняют произведения. Они импровизируют песенки, танцы, воплощают свои замыслы в рисунках, в лепке. А это и есть первые творческие проявления. Дети с увлечением слушают сказки, стихи, музыку, рассматривают картинки, т. е. они проявляют большой интерес к восприятию искусства. Вместе с тем они задают бесконечно много вопросов, выясняя непонятное им при слушании или рассматривании. Так они приобщаются к простейшим знаниям об искусстве. Все виды художественной деятельности - восприятие произведений искусства, первые их оценки, попытки исполнять и импровизировать - возникают уже в дошкольном детстве. И дело воспитателей создать все условия для приобщения ребенка к разнообразным видам художественной практики.

И все-таки разные виды художественной деятельности в процессе воспитания ребенка развиваются неодинаково. Дошкольное детство – это, прежде всего, накопление опыта восприятия произведений искусства, приобщение к первоначальным исполнительским навыкам. Только на этой основе и развертывается художественное творчество.

Публикации по теме:

Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗНародные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ Сегодня, на волне подъёма казачьего движения, возрождение интереса к истории родного края, приобретает неоценимое значение в деле воспитания.

Экскурсии в музей боевой славы как средство патриотического воспитания детей дошкольного возрастаЭкскурсии в музей боевой славы как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста Цель: создание условий для нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста через экскурсии в музей боевой славы МОУ.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровьяВоспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Мини-музей как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста Аннотация. В данной статье представлен педагогический опыт работы по использованию мини-музея «Деревянная игрушка» в поликультурном воспитании.

Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ» Сегодня я представляла свой опыт работы по теме:«Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»,.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Известно, что.

Проект «Фольклор для маленьких ребят» для младшего дошкольного возрастаПроект «Фольклор для маленьких ребят» для младшего дошкольного возраста Проект по социально-коммуникативному, познавательному, художественно-эстетическому, речевому, развитию детей направленный на психическое.

Сказки о животных как средство умственного воспитания детей младшего дошкольного возраста. Консультация для воспитателей Одним из самых распространенных литературных жанров, с которым дети знакомятся еще с раннего детства, являются сказки о животных. И начинаем.

Этические беседы как средство воспитания честности и правдивости у детей дошкольного возраста В нравственном воспитании одним из важнейших качеств личности является честность, начала которого закладываются в дошкольном детстве. Моральный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Фольклор как средство воспитания толерантного мироотношения у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 26 декабря 2021 в 09:59
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Фольклор как средство воспитания толерантного мироотношения у детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Сикачева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

7 ноября. День осеннего здоровья. Передвижка «Ребенок часто болеет»

Что нужно делать для того, чтобы ребенок реже болел в детском саду?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД