Елена Сикачева
Фольклор как средство воспитания толерантного мироотношения у детей младшего дошкольного возраста
Фольклор - это настоящая энциклопедия русского народа. Важно, как можно ярче наглядно показать детям фольклорное произведение с помощью картинок, игрушек, движений, слов.
Детские песни-игры образные, мелодичные, простые и доступные малышам - они легко запоминаются, развивают речь и музыкальный слух. Разучивание русских песен и хороводов воспитывает у детей любовь к родному слову, вызывает желание выполнять различные движения.
Публикация «Фольклор как средство воспитания толерантного мироотношения у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Средняя группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Особое место в воспитании занимают народные обычаи и обряды, которые делятся на родственные, домашние, общенародные, религиозные. Они сочетают в себе нравственные, эстетические, этические ценности, знакомят ребенка с прошлым.
Проверять знания и сообразительность детей помогают народные загадки. Они позволяют малышам чувствовать радость интеллектуального напряжения, обретать уверенность.
Русские народные сказки доносят до детей четкость и выразительность родного языка; дети не только усваивают содержание сказочной повествования, но и запоминают повторы, эпитеты, сравнения, образные обороты, начинают понимать красоту формы слов, своеобразие стиля, переносят в свою речь те слова и словосочетания, которые они запомнили.
Игры-драматизации по сказке, показ их кукольным театром помогают детям воспринять содержание, развивают наблюдательность, воспитывают интерес к слову. Обязательно заботимся о том, чтобы, разыгрывая сказку, ребенок имел на себе элементы одежды определенного персонажа. Чувства, переживания, вызванные сказочными образами, дети выражают в играх, рисовании и других видах деятельности. Они замечают, что веселой, танцевальной мелодии чаще всего соответствует быстрый темп, громкое звучание, воспалительный ритм; что в сказке встречаются красивые выразительные слова и несколько раз повторяется определенный оборот («. и покатился Колобок дальше»).
«Отечественное народоведение обратилось к народным играм более полутора века назад, и за это время доказано, что в дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок с помощью игры воспринимает красоту, нежность, искренность, простоту - глубокие чувства, присущие русскому народу». В игре развивается слово, способствует развитию интеллекта ребенка.
Использование народных игр в учебно-воспитательном процессе является одной из важных задач дошкольного учреждения. Ушинский отмечал, что ребенок в играх проявляет свою духовность. Народные игры, направленные на художественное развитие детей, является совершенным средством воспитания. Игра является важным средством эстетического воспитания детей, первой школой человечности. Сухомлинский сравнивал игру с широким светлым окном, через которое в духовный мир ребенка вливается животворный поток представлений и понятий об окружающей среде. Народ использует игру как средство эстетического воспитания с древних времен. Проверенный веками опыт народа в игре предлагается ребенку ненавязчиво, и в этом заключается ценность народных игр. Реализуя стремление приобщиться к жизни взрослых, ребенок воплощает в игре свои желания быть такой, как они.
Руссковедение как система фундаментальных знаний о русском народе, об особенностях его быта и трудовой деятельности, национальный характер и психологию, мировоззрение, исторически-культурный опыт, о родословной, образ жизни и воспитания в семьях, о отчий край и все, связанное с ним, оказывает положительное влияние на эстетическое обучение дошкольников.
Возрождение русской национальной системы воспитания невозможно без ознакомления подрастающего поколения с историей, бытом, культурой нашего народа. Культурно-историческое наследие очень богато и разнообразно.
Одна из самых больших тайн в мире, мощный воспитатель - язык, с которым человек связан уже в раннем детстве. Именно через язык народ передает из поколения в поколение свою песню, сказку, легенду, а следовательно - свою историю, национальный дух, семейно-бытовую культуру.
Язык народа выражена в колыбельной, которая с первых дней жизни ребенка доносится до ее сердца и входит в подсознание ребенка, наполняя его прекрасным. Мать поет колыбельную, воспитывая ребенка своим голосом, что несет в себе первые духовные ценности - родное слово и песню.
Немалая доля задач эстетического воспитания детей дошкольного возраста возлагается на их самостоятельную художественную деятельность. В основном она зарождается и развивается в условиях сюжетно-ролевой игры или во время танцев, хороводов и режиссерских игр, а следовательно, и переносится в другие режимные процессы в течение дня. Дети активно участвуют в оформлении игровых уголков, рисуют, лепят, делают аппликации, вышивки и тому подобное.
Без народной песни вообще немыслимо полнокровную жизнь человека. К песне обращаются коллективно и поодиночке, в будни и в праздник, старые и молодые, в самых жизненных возможностях и душевных умилениях.
Календарно-обрядовые песни в том виде, в котором они дошли до наших дней, содержат много лирических, юмористических и сатирических песен и много игровых, хороводных, перешедшие в детский репертуар, чем пополнили музы. Начиная с колыбели, ребенок получает простое представление о хорошем и плохое, о разрешено и недозволенное, о любви и нелюбви, что передается в песне через аллегорию животных (кошки-ворчал, Сонка-Дримка, соловья, кукушку, сороку-ворону, курочку-уточку и т. д.) и через движение (тоси-тоси, чуки -чук, топке-топке). Большой вклад в него сделал Василий Верховинец (Костов) в своем труде «Весняночка».
Именно благодаря русскому фольклору дети становятся русским народом. Пословицы, поговорки, поверья, мирилки, скороговорки, чистоговорки и другие образцы народного творчества с самого раннего возраста формируют сознание ребенка.
Рядом с малыми фольклорными жанрами в жизни ребенка входит сказка. Через язык, через сказку, поговорку, что были для наших предков неписаной книгой бытия, в легкой притчевой форме закладывались в сознание ребенка основополагающие знания о мире. Сказка имеет большое познавательное значение. Образная, богатый язык сказки раскрывает тайны тысячелетней народной мудрости. Особое место в эстетическом воспитании детей занимают праздника. Приобщаясь к их традиционно обрядовому обычаю, выраженному в эмоциональной и глубоко этнической форме, дети знакомятся с культурой своего народа. Традиционные праздники полны ярких образов, песен, музыки, стихов. Национальные костюмы или атрибуты оформления интерьера детского сада способствуют формированию эстетических представлений детей. Участие в праздниках создает неограниченные возможности для выявления художественных способностей каждого воспитанника дошкольного учреждения.
Чтобы воспитать ребенка, достойную своей нации, нужно ознакомить ее с историческим прошлым России.
Важным центром влияния русского фольклора ребенка является семья. Родителям следует придерживаться народных обычаев в семейном воспитании, желательно хранить в интерьере современной квартиры элементы народности: образцы посуды, вышивки, плетеные изделия, национальная одежда, народную игрушку.
У восточных народов, в частности японцев, есть традиционные объекты всенародного восхищения (сакура в период цветения, гора Фудзияма).
Участие детей в различных видах фольклорной деятельности начинается с раннего возраста. Дети поют, читают стихи, танцуют, т. е. исполняют произведения. Они импровизируют песенки, танцы, воплощают свои замыслы в рисунках, в лепке. А это и есть первые творческие проявления. Дети с увлечением слушают сказки, стихи, музыку, рассматривают картинки, т. е. они проявляют большой интерес к восприятию искусства. Вместе с тем они задают бесконечно много вопросов, выясняя непонятное им при слушании или рассматривании. Так они приобщаются к простейшим знаниям об искусстве. Все виды художественной деятельности - восприятие произведений искусства, первые их оценки, попытки исполнять и импровизировать - возникают уже в дошкольном детстве. И дело воспитателей создать все условия для приобщения ребенка к разнообразным видам художественной практики.
И все-таки разные виды художественной деятельности в процессе воспитания ребенка развиваются неодинаково. Дошкольное детство – это, прежде всего, накопление опыта восприятия произведений искусства, приобщение к первоначальным исполнительским навыкам. Только на этой основе и развертывается художественное творчество.