Наталья Васина
Физкультурно-оздоровительная работа с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Физкультурно-оздоровительная работа с детьми старшего дошкольного возраста
“Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае,
поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно”.
Н. М. Амосов
В настоящее время перед дошкольным образованием остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей.
Публикация «Физкультурно-оздоровительная работа с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Старшая группа
- Темочки
Современный педагог, работая с дошкольниками, призванный заботиться о здоровье ребенка, не вправе относиться к нему как к уменьшительной копии взрослого человека, так как каждому возрастному периоду свойственны свои особенности строения и функционирования.
Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования определяют как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого – педагогической, профилактической и оздоровительной работы. В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.
Проблема оздоровления, воспитания и развития - компания не одного дня, а целенаправленная, систематически спланированная работа ДОУ и семьи на длительный период времени.
Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение. Физические упражнения, движение должны прочно войти в быт каждого человека, который хочет сохранить работоспособность, здоровье.
Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.
Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются :
• Охрана и укрепление здоровья детей
• Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств
• Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности
• Воспитание потребности в здоровом образе жизни
• Обеспечение физического и психического благополучия
Решая оздоровительные задачи в своей группе, мы организуем разностороннюю деятельность направленную на сохранение здоровья детей, реализуем комплекс профилактических, воспитательно - образовательных и оздоровительных задач.
Полноценному, гармоничному и физическому развитию ребенка способствует гибкий режим дня, соблюдение гигиенических требований.
Понимая важность и нужность всех оздоровительных мероприятий, мы систематически проводим закаливающие процедуры, утреннюю гимнастику, физкультурные занятия на прогулке, гимнастику после сна, подвижные игры и прогулки на свежем воздухе, спортивные часы, спортивные праздники, основные виды движений и многое другое.
Ежедневно в нашей группе предусмотрены различные формы двигательной активности:
Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима детей. Она направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков.
Утренняя гимнастика ценна еще и тем, что у детей вырабатывается привычка каждый день по утрам выполнять различные упражнения. В своей группе мы разнообразили форму утренней гимнастики: это ритмическая гимнастика под музыку, гимнастика с комплексом дыхательных упражнений, также гимнастика на открытом воздухе или в зале (в зависимости от погодных условий, комплексы утренней гимнастики с предметами: мячами, гимнастическими палками, платочками, «косичками», лентами, нестандартным оборудованием.
В начале и конце занятия используем речё вки например:
По утрам зарядку делай - будешь сильным, будешь смелым!
Если день начать с зарядки, дальше будет все в порядке!
Все у нас хорошо, все у нас в порядке,
Потому что по утрам делаем зарядку!
А так же проводим утреннюю гимнастику в нетрадиционной форме. Он включает в себя коммуникативные приветственные, хороводные игры, игры на внимание выполняемые в кругу. Используем поочередный показ упражнений во время гимнастики самими детьми. Включаем упражнения направленные на предупреждение плоскостопия (ходьба на носках, пятках, внешней стороне стоп). Во время зарядки следим за осанкой детей.
Также очень важно следить за правильным дыханием во время выполнения упражнений.
От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Например, специальные дыхательные упражнения, выполняемые через левую и правую ноздрю, улучшают функционирование мозга. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека, повышает сопротивляемость организма простудным и другим заболеваниям. Для того чтобы правильно дышать, нужно научиться управлять дыхательными мышцами, всячески их развивать. Общеразвивающие упражнения являются прекрасным средством для развития органов дыхания, так как в каждый комплекс входят упражнения, укрепляющую основную дыхательную мышцу (диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, содействующие более глубокому дыханию. Но у детей дошкольного возраста дыхательные мышцы еще слабы, поэтому необходимы специальные дыхательные упражнения. Дыхательные упражнения выполняются от 2 до 5 минут, заниматься можно стоя, сидя и лежа на спине.
Цель дыхательных упражнений заключается не только в профилактике простудных и других заболеваний, повышении жизненного тонуса у детей, но и в привитии им чувства ответственности за свое здоровье, уверенности в том, что они сами могут помочь себе улучшить свое самочувствие.
Основной формой организованной двигательной активности являются - физкультурные занятия. Два занятия в зале, одно на воздухе. С целью заинтересовать детей мы используем самые разнообразные формы проведения занятий. Это:
- занятия обычного типа - образцы которых можно найти во многих методических пособиях;
- игровые занятия - построенные на основе народных подвижных играх и игр-эстафет с включением игр-аттракционов;
- сюжетно-игровые занятия - их ещё называют прогулки-занятия. Такие занятия сочетаются с задачами по обучению спортивному ориентированию, развитию речи;
На данных занятиях нами осуществляется контроль по воспитанию правильной осанки и формированию свода стопы. Во время занятий мы обращаем внимание на дыхание, особенно во время занятий на открытом воздухе.
3) Наиболее эффективной формой обучения дошкольников спортивным играм и упражнениям являются организованные занятия на прогулках.
Ни у кого не вызывает сомнения, что дети зимой любят кататься на санках, играть в хоккей, футбол, а к лыжам малыши тянутся с раннего возраста. И то и другое обеспечивает высокий закаливающий эффект. А взять игры с мячом! Они всегда вызывают интерес у детей, да и у взрослых! Занятия спортивными играми и упражнениями направлены, прежде всего, на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворение их биологической потребности в движениях.
Положительный эмоциональный тонус является важной предпосылкой здоровья, предупреждает различные заболевания, поддерживает интерес к физическим упражнениям. Игровая форма проведения занятия является основой методики обучения спортивным играм и упражнениям.
4) Во всех видах деятельности мы используем физкультурные минутки и динамические паузы, что позволяет детям снять утомление, активизировать их внимание, повысить умственную работоспособность. Мы проводим их в форме подвижной или дидактической игры с выполнением движений, используя художественное слово, включая пальчиковые упражнения, игры, психогимнастику, игры на релаксацию.
Большое внимание мы уделяем развитию навыков и умений в области охраны здоровья, соблюдению правил пожарной безопасности, профилактики детского травматизма, обучение детей ПДД. С этой целью нами проводятся познавательные занятия на тему: "Основы безопасности детей дошкольного возраста", организую просмотр мультфильмов. Занятия проходят в специально оборудованной комнате.
На прогулке проводятся спортивные часы. Спортивные игры и упражнения занимают важное место в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста. В любое время года они проводяться преимущественно на открытом воздухе, что, несомненно, имеет большое значение для укрепления здоровья детей и закаливания организма. С их помощью дети усваивают разнообразные двигательные навыки и качества. В процессе спортивных игр и упражнений формируются положительные взаимоотношения детей и их нравственно – волевые качества: решительность, самостоятельность, смелость, выносливость. Мы применяем разные способы организации спортивных игр и упражнений (фронтальный, подгрупповой, индивидуальный). Применение подгруппового способа наиболее важно в процессе обучения и совершенствования двигательных навыков. При этом одна группа детей осваивает новый вид движений под руководством педагога, а другие воспитанники самостоятельно упражняются в хорошо знакомых движениях. Работа с небольшой группой детей позволяет педагогу учитывать их индивидуальные возможности. Исходя из специфики некоторых упражнений, используются поточный и индивидуальный способы их выполнения. Сочетание разных способов организации наиболее целесообразно, поскольку значительно повышает эффективность проведения спортивных игр и упражнений во время прогулки.
Разработанная и внедряемая система обучения детей спортивным играм и упражнениям доказала их положительное влияние на развитие двигательной сферы детей. Так, гиперактивные дети стали быстрее и качественнее выполнять двигательные задания, учатся управлять своим поведением. У малоподвижных детей появился интерес к спортивным играм и упражнениям, возникло желание участвовать в коллективных соревнованиях, улучшились показатели физической подготовленности, что особенно важно перед поступлением в школу. За период обучения дошкольников спортивным играм и упражнениям во время прогулок (в течение двух лет) улучшились не только показатели физической подготовленности и двигательной активности детей, но и их физическое развитие, снизилась заболеваемость, укрепилось здоровье. Помимо этого расширились функциональные возможности дошкольников, улучшились их физические качества. Дети с большим удовольствием и желанием участвуют в спортивных играх и выполняют игровые упражнения.
Таким образом, разработанная система спортивных игр и упражнений способствует положительной динамике состояния здоровья детей старших дошкольников.
Немаловажное значение имеет правильно организованный здоровый сон. Для быстрого спокойного засыпания в своей работе мы используем музыкальное сопровождение. Также нами воспитателями читаются художественные произведения спокойным, тихим голосом, слегка монотонно.
Во время подъема детей используем бодрящую гимнастику. Ее цель поднять настроение и мышечный тонус детей. Начинается гимнастика с упражнений в постели, затем проводятся корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки, закаливающие процедуры.
Невозможно представить себе жизнь ребенка в д/саду без веселых досугов и развлечений, шумных праздников, соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов. Одни развивают сообразительность, другие смекалку, третьи воображение и творчество, но объединяет их общее воспитание у ребенка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни. Целью таких праздников является активное участие детского коллектива группы, посредством чего выявляются двигательная подготовленность детей, умение проявлять физические качества в необычных условиях и игровых ситуациях.
Чтобы обеспечить воспитание здорового ребёнка, свою работу мы строим по нескольким направлениям:
• Создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей
• Повышение своего педагогического мастерства и деловой квалификации
• Комплексное решение физкультурно - оздоровительных задач в контакте со старшей медсестрой и методистом детского сада
• Воспитание здорового ребёнка совместными усилиями детского сада и семьи.
Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в нашем детском саду созданы все условия:
- имеется физкультурный зал с разнообразным оборудованием, в котором мы проводим утреннюю гимнастику, физкультурные занятия и досуги.
Всё это повышает интерес малышей к физкультуре, увеличивает эффективность занятий, позволяет детям упражняться во всех видах основных движений в помещении.
В группе оформлен физкультурный уголок, в котором имеется нестандартное физкультурно-игровое оборудование, изготовленное совместно с родителями, в том числе и для профилактики плоскостопия; уголки безопасности, где имеются макет улицы, транспорт, дорожные знаки, дидактические игры, благодаря которым дети в игровой форме знакомятся с правилами дорожного движения.
Я уверена, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей. В своей практике я использую групповые и индивидуальные формы работы - это консультации, беседы, семинары-практикумы, тематические конференции по обмену опытом воспитания детей на всех уровнях развития, родительские собрания и т. д.
Выпускаем папки – передвижки на темы: "Пословицы и поговорки о здоровье", красочные стенгазеты, тематические стенды, оформляю семейные фотоальбомы, интересуемся чемпионами и мастерами спорта по спортивной гимнастике.
Родители имеют возможность посещать "Дни открытых дверей" : просмотреть физкультурные занятия, гимнастику, закаливающие процедуры, режимные моменты, подвижные игры. Родители сами принимают участие в изготовлении нестандартного физкультурно-игрового оборудования.
Таким образом, организованная нами работа приобщает родителей и детей к здоровому образу жизни, развивает физические качества и навыки, и способствует самореализации каждого и взаимообогащению всех.
На нашей группе нами воспитателями ведется кружок «Спортивная гимнастика». Цель кружка: создание оптимальных условий для всестороннего, полноценного развития двигательных способностей и укрепления здоровья детей.
Задачи:
• Формировать необходимые умения и навыки для дальнейшего совершенствования в спортивной гимнастике;
• Развивать физические качества: скоростные, силовые, гибкость, выносливость, координацию движений и творческие способности.
• Совершенствовать двигательную активность детей и формировать правильную осанку.
• Воспитывать здоровых волевых и дисциплинированных детей, стремящихся к занятиям физической культурой;
• Пропагандировать физическую культуру и спорт.
Занятия кружка проводяться в физкультурном зале. Первые занятия мы поэтапно разучиваем спортивное упражнение, на последующих занятиях идет его закрепление. Мы с детьми научились делать спортивные упражнения «Корзиночка», «Полумостик», «Мостик», «Перекаты»,
«Стойку на лопатках», «Лягушку». «Рыбку», кувырки вперед и назад. На занятиях кружка мы также играем с детьми в спортивные подвижные игры:
«Пингвин с мячом», «Мяч сквозь обруч», «Что изменилось», «Ищу ведущего», «Быстрый мячик» и другие.
С огромным удовольствием дети выполняют спортивные упражнения, стараются достичь правильного их выполнения. Формируются такие важные качества как ловкость, выносливость, стремление к достижению поставленной цели, стремление к победе, развивается гибкость.
Занятия кружка проходят под ритмическую музыку, которая создает радостное настроение, положительный эмоциональный настрой у детей.
Занятия кружка нравятся нашим детям, и они ни когда не пропускают их.