Елена Пушкина
Физическое воспитание детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Физическое развитие включает гармоничное физическое и психическое развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. Физические упражнения и игры детей второго года жизни подбираются в соответствии с их физическим развитием, а также с учетом двигательных навыков малышей. Основное содержание физической активности детей составляет (ходьба, бег, лазанье, бросание мяча, прыжки, преодоление препятствий, развитие равновесия и координации движений. Развитие движений малышей происходит в процессе правильно организованной игровой деятельности, самостоятельной двигательной деятельности, подвижных игр, игровых упражнений, утренней гимнастики во время физкультурных занятий.
Публикация «Физическое воспитание детей раннего возраста» размещена в разделах
Самая эффективная форма занятий с детьми – игра. Играя малыш познает мир. Каждый день ребенок стремится постичь все новое и более трудные виды двигательной деятельности.
Первые игры, которым надо обучать детей не имеют определенного сюжета и правил. Ребенок выполняет простые и интересные задания: «Найди флажок», «Беги ко мне», «Возьми погремушку». Постепенно игры усложняются по содержанию и по двигательным заданиям и переходят от индивидуальных занятий к групповым. Нудно всячески поощрять малыша в освоении новых движений, побуждая его к новым успехам. Главное в этом возрасте – процесс освоения движений, попытки овладеть ими, а не достижение их совершенства. Поэтому важно активно стимулировать у детей потребность в движении: привлекать их к подвижным играм, побуждая к самостоятельным действиям обучая при этом правильным движениям, развивать у детей движения используя имитационные упражнения (прыгает как зайчик, летает как птичка).
Подвижная игра является важным средством физического воспитания. Игры привлекают детей своей эмоциональностью. Подвижная игра требует от ребенка умственного и физического усилия и вместе с тем доставляет ему радость. При проведении подвижных игр у детей восполняется умение действовать в коллективе, стремление выполнять то или иное задание, ориентироваться в пространстве, развитие координации движений, чувство подражания, формируются основные виды движений. Путем показа объяснения воспитатель обучает детей новым движениям. Дети старше 1, 5 лет в играх уже должны выполнять ряд правил: бежать в определенном направлении, останавливаться по сигналу, надо приучать детей не мешать друг к другу во время игры. В этом возрасте детей не надо специально строить перед игрой, а сразу включать в игровую деятельность. Воспитатель должен сам принимать участие в игре и брать на себя ведущую роль. Содержание игр должны соответствовать уровню развития и подготовленности детей, быть доступными и интересными для них.
В работе с малышами рекомендуется использовать игры с небольшим художественным текстом, который подсказывает детям движение и заменяет в игре правила («Зайка беленький сидит», «По ровненькой дорожке», «Поезд», а игровые образы были понятны и интересны детям. Это могут быть уже знакомые образы (мишка, зайка) которому они смогут подражать. Важно чтобы движения персонажей игр были разнообразными, но доступны для исполнения маленьким детям. Подвижная игра не только проводится самостоятельно, но и включается в физкультурные занятия детей от года 6 месяцев до 2 лет.
Физкультурные занятия являются важной формой физического восприятия детей второго года жизни. На организованных занятиях целенаправленного обучения детей движениям. При этом в занятия включаются упражнения, способствующие развитию и совершенствованию основных движений, улучшению их качества, формированию правильной осанки, упражнения укрепляющие мышцы плечевого пояса, брюшного пресса, мышцы спины и гибкость позвоночника. В данном возрасте большое место отводится ходьбе и равновесию. С этой целью в занятия включаются упражнения в обычной ходьбе по прямой, в усложненной ходьбе по скамейке, по ребристой доске и др. Чувство равновесия развивается при усложненной ходьбе, а также при перешагивании через препятствия (палку, кубики и т. д.). Во время занятия используются также упражнения в ползании (пролезание в обруч, подлезание под веревочку, лазанье, бросание (на дальность маленьких и больших мячей). Обязательно предусматриваются и доступные детям общеразвивающие упражнения для всех мышечных групп. Эти упражнения проводятся из различных исходных положений (стоя, сидя на полу, стульчиках, лежа на полу, на животе и спине). В занятия включают одно или два основных движения и общеразвивающие упражнения.
Занятия с детьми от 1 года 6 месяцев до 2 лет проводятся уже по общепринятой схеме (вводное, основное и заключительная часть). Дети данного возраста не могут точно воспроизводить движения, поэтому на занятиях нужно использовать индивидуальные пособия (флажки, кольца, погремушки и др.). Пособия помогают детям более правильно и с большей амплитудой выполнить движение ( например: поднять погремушки вверх, положить на пол). На занятиях применяются физкультурные пособия, которые обеспечивают целенаправленное выполнение движения, помогают детям осознанно делать упражнения и повышают интерес ребенка к занятиям. По мере того как дети освоят тот или иное движение, его заменяют более трудным или усложняют. Например, после того как дети научились перешагивать через палку, лежащую на полу им можно предложить перешагивание через палку поднятую над полом на 5 см.
Физкультурные занятия проводятся 2 раза в неделю. Детей в возрасте до 1 года 6 месяцев объединяют в группы по 2-3 ребенка, детей с 1 года 6 месяцев до 2 лет объединяют по 5-7 человек. При распределении детей по подгруппам следует учитывать не только возраст, но и уровень развития движений.
Подвижные игры для детей от 1 года до 2 лет.
«Снежинки кружатся»
Задачи: Развивать равновесие; вызывать чувство радости, удовольствия.
Содержание игры. Дети изображают снежинок. Взрослый говорит: “Вот снежинки спустились с неба на землю”. Снежинки летают по группе и садятся на корточки. На слова взрослого “Вдруг подул ветер, поднял их в воздух и закружил!” снежинки поднимаются и кружатся.
«Мишка»
Задачи: учить бегать в одном направлении действовать в соответствии со слова взрослого, вызывать чувство радости от совместных действий.
Содержание игры. Воспитатель исполняет роль медведя и произносит слова:
Мишка по лесу гулял
Мишка деточек искал
Долго, долго он искал
Сел на травку задремал.
Мишка ходит по группе и ищет детей, затем садится на стул и дремлет. Воспитатель говорит :
Стали деточки плясать,
Стали ножками стучать
Мишка, мишка вставай
Наших деток догоняй.
Под эти слова дети бегают по группе, топают ножками. Дети подходят к медведю и будят его. Мишка догоняет детей.
«Птичка»
Задачи: побуждать детей к подражанию совершенствовать основные движения, вызывать чувство радости.
Содержание игры. Дети изображают птичек, машут ручками. Воспитатель читает стихотворение:
Село птичка на окошко
Посиди у нас немножко
Посиди не улетай
Улетала птичка – ай!
После последних слов дети – птички машут крылышками – ручками, бегают по группе.
Цель: развитие двигательной активности детей.
Задачи:
1. Образовательные: упражнять в ходьбе прямом направлении друг за другом, учить пролезать в обруч, совершенствовать прыжки в длину с места на 2х ногах сохраняя равновесие.
2. Развивающие: развивать внимание, навыки ориентировки в пространстве, координацию и ритмичность движений.
3. Воспитательные : воспитывать желание заниматься физическими упражнениями, вызывать радость и удовлетворение от совместных игровых действий.
НОД по физической культуре для 2-й группы раннего возраста
Оборудование: корзина с листочками, игрушка зайка, обруч, веревка.
Ход занятия
1. Вводная часть. Организационный момент.
Воспитатель : Ребята, мы сегодня с вами пойдем к зайке в гости и принесем ему угощение. По дорожке мы пойдем и в гости к зайке попадем.
По дорожке мы шагаем (ходьба друг за другом).
Громко топать начинаем
Через лужу, ручеек
Прыг – скок, прыг – скок (прыжки на двух ногах)
А теперь наши ножки побегут по дорожке
И пока мы не устанем
Мы бежать не перестанем (бег за воспитателем)
Воспитатель : Вот мы и оказались на лесной полянке. Посмотрите сколько здесь листочков! Давайте листочки в ручки возьмем и поиграем.
2. Основная часть.
Комплекс общеразвивающих упражнений.
1. И. п. : Стоя ноги слегка расставлены, руки с листочками внизу.
Воспитатель : Покажите листочки, руки вытянуть вперед, спрятать листочки, руки за спину.
Воспитатель : Показали – спрятали листочки.
2. И. п. : Сидя на полу ноги вытянуть, руки поднять вверх – помахать листочками, руки опустить (2-3 раза).
Воспитатель : «Помашем листочками».
3. И. п. стоя: Присесть, положить листочек на пол, выпрямиться, присесть, взять листочек, выпрямиться (2-3 раза).
Воспитатель : Будут детки приседать и с листочками играть.
4. И. п. : Лежа на животе, руки согнуты в локтях вдоль туловища, выпрямить руки вперед, поднять голову, показать листочки (2-3 раза).
Воспитатель : «Показали листочки». Вот как весело поиграли с листочками. Молодцы!
Воспитатель : Давайте подарим красивые листочки зайке (дети кладут листочки в корзинку).
Воспитатель : А теперь надо дальше идти. Чтобы зайчика найти надо веточки пройти.
Комплекс упражнений на развитие основных движений.
1. Через веточки шагаем, ноги выше поднимаем (ходьба друг за другом)
В норку пролезайте
Спинку прогибайте (пролезание в обруч)
2. Вот речка на пути, надо речки перейди.
Воспитатель : Наши ножки перепрыгнут через речку (прыжки в длину с места на двух ногах). Молодцы! И ножки не замочили.
Воспитатель : Ребята, слышите, как птички поют? Это птички летают, играют и резвятся. Давайте с ними тоже поиграем?
Подвижная игра «Птички в гнёздышке живут»
Итог занятия (рефлексия).
Ой ребята молодцы! Шли, шли зайкин домик нашли.
К зайке пришли, угощенье принесли
Зайка: Ой ребята спасибо вам за угощенье.
Воспитатель : А теперь давайте попрощаемся с ним, скажем зайке «До свиданье!» и отправимся домой (спокойная ходьба за воспитателем).