Наиля Салиева
Физическое, психическое и эмоциональное здоровье дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье – неоценимое счастье в жизни каждого человека и человеческого общества. Слово «здоровье», как и слова «красота», «любовь», «радость», принадлежат к тем немногим понятиям, значение которых знают все.
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения «Здоровье - это состояние полного физического, психического
и социального благополучия человека, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов»
Виды здоровья: физическое, психическое, умственное, социальное, нравственное, духовное.
Публикация «Физическое, психическое и эмоциональное здоровье дошкольника» размещена в разделах
Физическое здоровье – это состояние, при котором у человека имеет место гармония физических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды; совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение); состояние роста и развития организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).
Психическое здоровье – это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение); состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение).
Умственное здоровье – это совокупность мыслительных процессов, внимания, памяти, воображения, речи, двигательных навыков.
Социальное здоровье – это социальный статус, оптимальное место человека в обществе, его значимая роль в межличностных отношениях, зависящих от здоровья общества, а так же от окружающей среды для каждого человека.
Духовное здоровье – это система ценностей и убеждений человека.
Одна из самых главных задач ФГОС ДО - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. (приказ Министерства образования и науки РФ от «17» октября 2013г. № 1155).
Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Задачи здоровьесберегающих технологий:
- создание адекватных условий для развития и оздоровления детей;
- сохранение здоровья детей и повышение двигательной активности и умственной работоспособности;
- создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения.
Здоровьесберегающие технологии:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика пробуждения, динамические паузы физкультминутки, подвижная игра, релаксация.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурное занятие, утренняя гимнастика, самомассаж, точечный массаж, спортивные игры.
3. Коррекционные технологии: сказкотерапия, психогимнастика, технологии воздействия цветом, технологии музыкального воздействия, артикуляционная гимнастика.
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья –
это технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья ребенка, развитие его двигательной активности.
Гимнастика пальчиковая - это комплекс упражнений для развития мелкой моторики. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время) с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.
Гимнастика для глаз - это комплекс упражнений для снятия усталости глаз, профилактики близорукости и улучшения зрения.
Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста.
Гимнастика дыхательная - это система дыхательных упражнений, направленная главным образом на профилактику и лечение заболеваний связанных с органами дыхания. Проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста.
Гимнастика пробуждения - это комплекс мероприятий (упражнений, облегчающих переход от сна к бодрствованию.
Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. во всех возрастных группах.
Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки,
ходьба по массажным дорожкам, ребристым дощечкам и т. д.
Физкультминутки и динамические паузы - это пауза в учебной или трудовой деятельности, заполненная разнообразными видами двигательной активности. Во время занятий, 1-2 мин., по мере утомляемости детей во всех возрастных группах. Предназначены для предупреждения утомления и снижения работоспособности.
Подвижная игра - это эмоциональная деятельность детей, которая связана с выполнением основных движений, связанных с обязательными для всех играющих правилами. На прогулке, в групповой комнате - малой и со средней степенью подвижности.
Релаксация - упражнения на снятие эмоционального напряжения, приводящие к глубокому мышечному расслаблению. В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни.
Цель этих технологий - развитие физических качеств и становление физической культуры дошкольников, осознанного отношения к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его.
Физкультурное занятие - это ведущая форма организованного, систематического обучения детей двигательным умениям и навыкам.
Утренняя гимнастика - это комплекс упражнений, который настраивает, заряжает весь организм ребенка положительной энергией и бодростью на весь предстоящий день в целом.
Самомассаж - это самостоятельное массирование отдельных мышечных групп или всего тела собственными руками, без помощи другого лица. Проводится в игровой форме ежедневно в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях.
Точечный самомассаж - регулирует деятельность внутренних органов, повышает защитные силы организма в целом.
3. Коррекционные технологии - направлены на обеспечение психического и социального здоровья ребенка-дошкольника.
Основная задача этих технологий - обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения его со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье.
Артикуляционная гимнастика - это совокупность особых, с определенной целью подобранных упражнений, способствующих укреплению мышц артикуляционного аппарата.
Упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти, необходимые для правильного звукопроизношения, помогают быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.
Сказкотерапия - это способ передачи ребенку необходимых моральных норм и правил. Используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказка – зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия.
Технология воздействия цветом - правильно подобранные цвета интерьера в группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.
Технология музыкального воздействия - используется в качестве вспомогательного средства как часть других технологий для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.
Психогимнастика - это спец. упражнения, игры, направленных на развитие и коррекцию различных аспектов психики ребенка, его познавательной и эмоционально-личностной сферы.
Здоровьесберегающая среда группы - физкультурно-оздоровительный уголок служит удовлетворению потребности детей в движении и приобщению их к здоровому образу жизни
Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей:
-Информационные стенды для родителей, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры;
- Информационные стенды о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;
- приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.);
- Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения
Внедряя в работу комплексное сочетание технологий решаются следующие задачи:
- У детей повышается интерес к занятиям, а так же к выполнению физических упражнений.
- Увеличивается уровень их физической подготовленности, развитие физических качеств: (мышечной силы, ловкости, выносливости, гибкости, координационных способностей).
- Развиваются психические качества: (внимание, память, воображение, умственные способности).
- Происходит воспитание нравственных качеств, коммуникабельности.
- Происходит укрепление костно-мышечной системы, повышение функциональной деятельности органов и систем организма.
Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий, поможет решить самую главную задачу дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.