Денисенко Сергей Владимирович
Физическая культура с детьми ОВЗ в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Физическое воспитание детей с ОВЗ в ДОУ занимает особое место. В процессе физического воспитания и развития детей происходит не только становление двигательной сферы ребёнка, но и осуществляется формирование умственных способностей, нравственно-эстетических чувств, развитие речи, закладываются основы целенаправленной и организованной деятельности.
Целью физического воспитания с детьми ОВЗ является создание целостной системы педагогического процесса, обеспечивающего создание оптимальных условий для всестороннего полноценного развития двигательных и психофизических способностей и укрепления здоровья, учитывая возрастные и индивидуальные особенности дошкольников с ОВЗ, путём повышения физиологической активности органов и систем детского организма; коррекция двигательных нарушений; разработка и использование таких методов, приёмов и средств, которые способствовали бы функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делали бы его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды, в рамках реализации образовательных областей в соответствии с ФГОС ДОУ. Специфика работы с детьми с ОВЗ состоит в снижении уровня возрастных требований к физическим упражнениям, кратковременности выполнения каждого отдельного движения по сравнению с нормально развивающимися детьми.
Публикация «Физическая культура с детьми ОВЗ в ДОУ» размещена в разделах
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В каждое занятие включается специальная работа по коррекции функции равновесия, укреплению мышц, формирующих правильную осанку, и мышц свода стоп (предупреждение и коррекция плоскостопия, развитию дыхательной мускулатуры и нормализации двигательной активности. На начальных этапах обучения целесообразно проводить с детьми бессюжетные подвижные игры, так как у них еще не сформированы основные движения, малый двигательный опыт, не умеют ориентироваться в пространстве помещения и не могут понять правила и условия сюжетной игры. Бессюжетные подвижные игры способствуют повышению эмоционального тонуса и учат детей ориентироваться в условиях подвижных игр. В старшем дошкольном возрасте дети могут овладеть подвижными играми с правилами, но с элементами соревнования, так как многие дети начинают осознавать моторную неловкость и это вызывает отрицательное эмоциональное отношение к подвижным играм. При обучении детей физическим упражнениям применяются словесные, наглядные и практические методы.
Задачи физического развития и физического воспитания детей с ОВЗ:
Формировать у детей интерес к физической культуре и совместным физическим занятиям со сверстниками;
-Охранять жизнь и укреплять здоровье детей;
-Формировать правильную осанку и содействовать профилактике плоскостопия;
-Создавать условия и формировать у детей потребность в разных видах двигательной деятельности;
-Развивать у детей движения, двигательные качества, физическую и умственную работоспособность, учитывая возрастные и индивидуальные особенности;
-Тренировать у детей сердечно сосудистую и дыхательную системы, закаливать организм;
- Создавать условия для эффективной профилактики простудных и инфекционных заболеваний;
-Осуществлять систему коррекционно-восстановительных мероприятий, направленных на развитие психических процессов и личностных качеств воспитанников, предупреждать возникновение вторичных отклонений в психофизическом развитии ребёнка;
-Учить детей выполнять движения и действия по подражанию действиям взрослого;
-Учить детей выполнять действия по образцу и речевой инструкции;
-Формировать у детей игровые двигательные действия.
На занятиях по физическому воспитанию решаем как общие, так и коррекционные задачи.
Средства физического воспитания :
1. физические упражнения;
2. коррекционные подвижные игры, элементы спортивных игр;Хочу такой сайт
3. спортивные тренажеры, спортивный инвентарь;
4. наглядные средства обучения.
Методы физического воспитания :
1)Метод практических упражнений основан на двигательной деятельности воспитанников. Чтобы совершенствовать у детей определённые умения и навыки, необходимо многократное повторение изучаемых движений.
Учитывая трудности в координации учебного материала, ребё нок с ОВЗ нуждается в особом подходе в процессе обучения: в подборе упражнений, которые вызывают доверие, ощущение безопасности, комфортности и надёжной страховки.
Необходимо выделить следующие направления использования метода практических упражнений:
• выполнение упражнения по частям, изучая каждую фазу движения отдельно, а затем объединяя их в целое;
• выполнение движения в облегчённых условиях;
• использование имитационных упражнений, подражательные упражнения;
•использование страховки, помощи и сопровождения, которые дают уверенность ребёнку при выполнении движения;
• использование изученного движения в сочетании с другими действиями;
• изменение исходных положений для выполнения упражнения;
• изменение внешних условий выполнения упражнений;
• изменение в процессе выполнения упражнений таких характеристик как темп, ритм, скорость, направление движения, амплитуда, траектория и т. д;
• изменение эмоционального состояния.
2)Метод дистанционного управления (относится к методу слова, он предполагает управление действиями ребёнка на расстоянии посредством команд;
3)Метод наглядности занимает особое место, наглядность является одной из специфических особенностей использования методов обучения в процессе ознакомления с предметами и действиями.
В занятия по физическому воспитанию включаются физические упражнения, направленные на развитие всех основных движений (метание, ходьба, бег, лазанье, ползание, прыжки, а также общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление мышц спины, плечевого пояса и ног, координацию движений, формирование правильной осанки, развитие равновесия.
Стратегия организации физического воспитания базируется на физиологических механизмах становления движений в процессе развития растущего детского организма. В ходе утренней гимнастики и на занятиях в ДОУ предлагаем детям основные виды движений в следующей последовательности: движения на растягивание в положении стоя/лежа; метание, ползание и движения в положении низкого приседа, на коленях; упражнения в вертикальном положении (ходьба, лазанье, бег) и подвижные игры. Также проводится работа по развитию ручной и тонкой ручной моторики. В ходе образовательной деятельности у детей отрабатываются навыки удержания пальцевой позы, переключения с одной позы на другую, одновременного выполнения движений пальцами и кистями обеих рук. Подобные движения выполняются с речевым сопровождением и опорой на зрительные и тактильные образы-представления.