Наиля Кашафутдинова
Физическая культура и развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Физическая культура и развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста
Развитие творческих способностей у детей является одной из актуальных педагогических проблем. Развивая двигательное воображение на занятиях по физкультуре, мы одновременно решаем и другие психолого-педагогические задачи. Если раньше мы обучали основным видам движений, формировали двигательные навыки, то сейчас рассматриваем приобщение к физической культуре как творческий процесс. Наша задача сохранять и укреплять не только физическое, но также психическое и социальное здоровье ребенка.
Публикация «Физическая культура и развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Преимущества интегрированных занятий:
• позволяет избежать перегрузок детей;
• обеспечивает комплексность и системность процесса коррекционно-развивающего обучения;
• дает возможность в интегрированной форме творчески использовать полученные навыки;
• способствует развитию восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления;
• позволяет вовлечь каждого ребенка в активную деятельность.
Василий Александрович Сухомлинский: «Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазий, а без этого он засушенный цветок!».
Для развития творческих способностей необходимо создавать определенные условия:
• физическое развитие детей;
• создание обстановки, стимулирующей развитие творчества;
• предоставление ребенку самостоятельности;
• доброжелательная помощь ребенку;
• комфортная обстановка.
Со старшей группы детям предлагаю самим придумывать упражнения. К этому возрасту у них уже накапливается богатый двигательный опыт, дети предлагают интересные упражнения, задания, которые все вместе осваиваем. При выполнении ОРУ или утренней гимнастики даю возможность выбора атрибутов по желанию. Детям это очень нравится. Заметила, что дети больше выбирают ленты на палочках, султанчики, обручи и, конечно, мячи. Может не у всех получается, но возможность проявить самостоятельность дает ощущение своей значимости, уверенности в себе.
В старшем дошкольном возрасте дети уже способны придумывать свои правила на знакомую игру, а в дальнейшем придумывать новые игры. Это дается не всем детям. Причинами являются индивидуальные особенности, уровень двигательного и социального опыта. При умелом руководстве игрой можно значительно повысить творческий потенциал ребенка. Развивая, совершенствуя творчество детей в игре, мы воспитываем социально-активного, умного, разносторонне развитого человека, относящегося к любой деятельности вдумчиво и творчески.
В развитии творческих способностей помогают нам включение двигательного воображения, подражание животным, сказочным героям. Подражая животным ребенок двигается мягко, плавно. Им присуща природная красота движений, которая у взрослых теряется. Упражнения, основанные на подражании животным, служат сохранению и развитию изначально заложенной простоты и гармоничности детских движений. Они дают хорошую физическую нагрузку, комплексно развивая все мышцы и системы организма. А главное дети очень любят перевоплощаться в знакомые образы. В создании образа ребенку необходимо использовать пластику движения, мимику лица, передать голосом характер персонажа.
Подвижные сюжетно-образные игры со словами, диалогом между ведущим и остальными игроками помогают застенчивому ребенку раскрыться, перебороть свой страх (игра «Волк и зайцы») и наоборот шумные, гиперактивные дети, изображая зайцев, учатся приемам самообладания.
В своей практике стараюсь разнообразить сюжетные подвижные игры, включаю и народные, беру из журналов, из опыта других педагогов, а также придумываю сама.
Использование сюжетных занятий дает возможность каждому ребенку на короткое время побывать в сказке, в Космосе или подводном царстве, ощутить себя сказочным персонажем, выполняющим важные и ответственные задания. Разнообразие двигательных игровых ситуаций и сюжетов позволяет расширить кругозор детей, развивает воображение («шагаем по сугробам», «летим в Космос», «попали на необитаемый остров» и др.). Используя музыку, способствуем более эффективному перевоплощению детей и вхождению в сюжет.
Ритмопластика и ритмические танцы также развивают творческую двигательную активность, умение чувствовать характер, ритм, темп музыки. Музыкально-ритмические движения способствуют развитию пластики движений, умение красиво двигаться, формированию осанки. На каждый спортивный праздник стараюсь подготовить с детьми ритмические танцы с разными спортивными атрибутами.
Еще в своей работе использую игры с пиктограммами «Эмоции». Детям они безумно нравятся. Упражнения с пиктограммами:
• Какое настроение на рисунке?
• Попробуйте изобразить!
• Один ребенок изображает, другие угадывают.
• Догадайтесь, почему у него такое настроение? Как можно помочь?
Двигательные импровизации, творческие задания.
Предлагаю рассмотреть различные ситуации, к которым нужно подобрать соответствующее настроение. Например, ситуация «мальчик упал, больно ушибся, а другой посмеялся над ним», «разбил мамину любимую вазу», «потерял маму» и т. п.
Какое чувство возникает? Изобрази! Или «покажи как старый человек ходит!».
Почему так? Воспитывается у детей чувство сострадания к пожилым людям. Можно предложить передать друг другу какой-нибудь предмет, например книгу как «кирпич», «цветок», «хрупкую вазу» и т. п.
Не приходится объяснять ребенку, как напрячь те или иные мышцы. Его образная память воспроизводит по памяти тяжесть кирпича, или бережное обращение с хрупкой вазой. Также выполняются упражнения на релаксацию: ребенку сложно сознательно расслабить мышцы, а вот если он в образе тающего мороженого – совсем другое дело! Двигательное воображение помогает сделать оздоровительную работу интересной и эффективной.
Ребенок, не доигравший в детстве, не познавший радость свободной и самопроизвольной творческой деятельности, вырастет менее социально активным, заорганизованным.
Развитие двигательного творчества формирует ум ребенка, заряжает его весельем, радостью, формирует стремление быть здоровым и крепким, готовым к решению сложнейших задач, поставленных перед ним разнообразными жизненными обстоятельствами.