Юлия Букреева
Физическая культура для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)
▼ Скачать + Заказать документы
У детей с расстройствами аустического спектра (РАС) имеется серьезное нарушение моторики, которое выражается в виде импульсивных или тяжелых движений, что не позволяет ребенку адаптироваться к стереотипным движениям, наладить свой простой быт.
Как правило, дети с РАС непластичны, вялы и любые их движения с различным игровым оборудованием заторможены и не скоординированы. ФК является эффективным методом, который позволяет скорректировать нарушения развития опорно-двигательной системы, социализировать и адаптировать ребенка к окружающему миру и быту.
Публикация «Физическая культура для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Основными задачами ФК для детей с аутизмом являются :
• развитие способностей к выполнению простых инструкций;
• выработка навыков организации движений;
• социальная адаптация;
• обучение действиям с различными предметами;
• обучения перемещающим действиям.
Занятия ФК проводятся с учетом всех индивидуальных особенностей ребенка.
Обучать ребенка начинают с процесса осознания и восприятия его движений в пространстве. Он учится устанавливать прямой взгляд на инструктора (воспитателя) и наблюдать за окружающими предметами, при опоре на визуальные подсказки.
Сначала задания простые на перемещения, затем упражнения предлагаются на преодоления препятствий в виде различных предметов. Все упражнения распределяются по группам и видам: ползанье, ходьба, бег и прыжки. При необходимости используют визуальные подсказки в виде картинок, игрушек и других предметов.
Предлагаем вашему вниманию упражнения на развитие крупной моторики у аутичных детей. При помощи этих упражнений можно не только укрепить мышцы ребенка, но и сформировать у него очень ценные навыки. У родителей и специалистов, работающих над развитием моторики аутичного ребенка, есть широкий выбор различных приемов и техник. Некоторые из таких занятий могут оказаться довольно сложными для аутичных детей, другие же превратятся в настоящее веселье.
1. Марш
Марш представляет собой простую двигательную активность, относящуюся к крупной моторике, которая может также развивать ряд других навыков. Задание состоит в том, что взрослый делает маршевый шаг вперед, а ребенок имитирует его действие. Целесообразно предложить ребенку начать с движений ног на месте, а затем постепенно переходить к шагам вперед добавляя к данному упражнению движение рук.
2. Прыжки на батуте
Батут – это «царь» упражнений на крупную моторику для детей с аутизмом. Движение подпрыгивания представляет собой отличную сенсорную стимуляцию, которая может оказаться очень полезной для снятия сенсорной перегрузки и тревоги. У определенного числа аутичных детей после прыжков на батуте наблюдается менее интенсивное повторяющееся поведение, и подобная активность помогает некоторым детям успокоиться и организовать свое поведение.
3. Игры с мячом
Самые простые занятия могут быть источником большого удовольствия для ребенка, и одним из таких видов активности является игра в мяч. Игра «Поймай мяч» может показаться не самой реалистичной целью для начального этапа, однако к ней можно идти постепенно. Можно начать с обычного перекатывания мяча вперед-назад. Это простое задание развивает важные навыки зрительного слежения за объектами, а также формирует моторные навыки по мере того, как ребенок двигается вслед за движением мяча. Другие виды деятельности включают в себя:
• Удары ногой по мячу
• Ведение мяча
• Отбивание мяча от пола
• Отбивание мяча руками и ловлю мяча
4. Равновесие
Тренировка равновесия у ребенка. Для детей с расстройствами аутистического спектра удерживание равновесия зачастую является очень сложной задачей, в то время как многие упражнения на развитие крупной моторики требуют от ребенка хорошего чувства равновесия. Проведите тестирование и проверьте, может ли ребенок неподвижно стоять с закрытыми глазами и не терять равновесия. Это поможет вам определить, сколько потребуется работать над развитием навыков удержания равновесия. Можно начать с движения ребенка по тонкой линии, а затем постепенно перейти к балансировке на специальных качелях.
5. Двухколесные и трехколесные велосипеды
Велосипеды для аутичных детей не обязательно должны быть спроектированы специальным образом для удовлетворения потребностей детей с расстройствами аутистического спектра, однако некоторые из таких адаптированных моделей обладают дополнительными преимуществами. Двухколесные и трехколесные велосипеды помогают развивать не только чувство равновесия, но и укрепляют мышцы ног у ребенка. Задание предполагает способность передвигаться на велосипеде, концентрируясь на направлении его движения, что может оказаться довольно сложной задачей для многих детей.
6. Символические игры
Символические игры зачастую представляют собой серьезную проблему для аутичных детей. Многим из них будет легче работать над своим воображением, если подобные игры будут предполагать двигательную активность. Вот несколько идей символических игр для развития моторных навыков:
• «Летаем как самолетик»
• «Прыгаем как кролик»
• «Едим как паравозик»
7. Шаги в коробку
Когда дело касается подбора различных увлекательных занятий для детей, специалистов и родителей часто выручает такой простой предмет, как обычная картонная коробка. Для начала поощрите ребенка к тому, чтобы он наступил в коробку, а затем снова вышел за ее пределы. Постепенно усложняйте эту задачу, придумывая последовательности шагов или используя более глубокие коробки.
8. Туннель
Ползание по туннелю зачастую оказывается невероятно увлекательной деятельностью для ребенка, который одновременно тренирует свои моторные навыки и развивает чувство неизменности и устойчивости объектов. В этот вид деятельности также можно включить социальные навыки, используя такие игры как «прятки», поиск спрятанных вещей и символические игры.
Необязательно покупать специальный туннель для того, чтобы ребенок мог насладиться этим занятием. Можно выстроить в ряд большие картонные коробки или построить туннель из стульев и одеял. Игры в туннеле могут быть преобразованы во множество других занятий, начиная от игры в поезд и заканчивая воображаемым лагерем.
9. Полоса препятствий
Полоса препятствий представляет собой уникальный комплекс упражнений для развития навыков крупной моторики. Кросс не обязательно должен быть сложным для того, чтобы быть эффективным. На самом деле, инструктора (воспитатели) и родители могут начать с кросса, который будет состоять всего лишь из одного препятствия, и постепенно дополнять его различными упражнениями. Самые простые идеи для полосы препятствий включают в себя:
• «Крабовую» походку
• Прыжки лягушкой
• Перекатывания
• Ходьбу по линии
• Лазание по предметам и т. п.
Полоса препятствий представляет собой прекрасную возможность использования разнообразных упражнений на крупную моторику, кроме того, их можно применять для занятий с аутичными детьми по упорядочиванию последовательности действий. Такая физическая активность является отличным способом достижения целей обучения, касающихся выполнения инструкций.
Двигательная активность может быть источником тревоги для многих детей с расстройствами аутистического спектра. Очень важно оказывать ребенку поддержку и вводить новые виды упражнений постепенно, начиная с наиболее нейтральных заданий, а затем переходить к более сложным. Убедившись в том, что предлагаемые вами виды деятельности соответствуют уровню развития ребенка, цели по развитию моторных навыков у детей с РАС, являются реалистичными.