Оксана Коновко
Фитнес-технологии в системе здоровьесберегающего образования дошкольников
▼ Скачать
Современное поколение детей страдает от гиподинамии, проводя большую часть времени в малоподвижном положении (за столами, телевизорами, компьютерами). Это провоцирует утомление различных мышечных групп, а как следствие, нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку в развитии основных физических качеств: быстроты, ловкости, координации движений, выносливости. А ведь дошкольный возраст – самое сензитивное время для формирования привычки «быть в форме». Главная задача взрослых выработать у детей такую привычку, создать все необходимые условия для утоления «двигательного голода», найти новые подходы к физическому воспитанию и оздоровлению дошкольников. В определенной мере помочь в этом может детский фитнес. Что же это такое?
Публикация «Фитнес-технологии в системе здоровьесберегающего образования дошкольников» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Фитнес, аэробика для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
Многие путают занятия детским фитнесом с обычной физкультурой, но это в корне неверно, так как детский фитнес имеет ряд преимуществ. Прежде всего фитнес – это целая философия существования, органично сочетающая в себе занятия спортом, правильное питание и активный отдых. Популярность фитнеса основана на его отличительных чертах: эффективности, доступности, эмоциональности и внешней привлекательности. Возможности применения направлений фитнеса широки, диапазон упражнений огромен. Под умелым руководством педагога они являются комплексным средством и методом воздействия как в оздоровительном, образовательном, так и в воспитательном направлениях развития личности ребенка. На таких занятиях царит непринужденная обстановка, свобода движения, возможность отступления от правил, бесконечность вариаций со спортивно-игровым оборудованием.
Изучив программы по фитнесу и методическую литературу таких авторов, как Сайкина Е. Г, Кузьмина С. В., Сулим Е. В., Железняк Н. Ч., я разработала программу дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста «Веселый фитнес».
Целью программы является создание условий для всестороннего развития личности ребенка, оздоровления, развития двигательных навыков, профилактики и коррекции различных заболеваний, приобщения к активному образу жизни.
Программа включает в себя несколько видов фитнеса :
- «Гимнастика»;
- «Ритмика»;
- «Атлетика»;
- «Фитбол-коррекция»;
- «Фитбол-игра»;
- «Степ- аэробика»;
- «Zumba»;
- «Стретчинг».
«Гимнастика» содержит упражнения и комплексы общеразвивающей направленности, которые служат базой для овладения ребенком основных видов движений.
«Ритмика» является основой для развития чувства ритма, что позволяет детям свободно, красиво и координированно выполнять движения под музыку соответственно ее структурным особенностям, характеру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности.
«Атлетика» имеет общеукрепляющую аспект и включает упражнения на формирование и укрепление различных мышечных групп (рук, ног, корпуса, развитие силовой и общей выносливости. Один из приемов работы в данном направлении – занятия с использованием тренажеров. В работе с детьми дошкольного возраста используются как простейшие, так и тренажеры сложного устройства: гимнастические роллеры, детские резиновые эспандеры, скамьи для пресса, велотренажеры, беговые дорожки, мини-батуты, тренажеры для силовых тренировок. На таких занятиях тренируется сердечно-сосудистая, дыхательная системы, развивается общая выносливость.
«Фитбол-коррекция» состоит из упражнений профилактико- коррегирующей направленности, которые являются основой оздоровления и развития детского организма, формирования у ребенка сознательного стремления к здоровому образу жизни, а также способствуют профилактике различных заболеваний и быстрому восстановлению после физической нагрузки. В этот раздел входят упражнения для формирования, закрепления и совершенствования правильной осанки, профилактики плоскостопия, упражнения пальчиковой гимнастики, игрового самомассажа.
«Фитбол-игра» предусматривает выполнение творческих заданий, включение музыкально-подвижных игр и проведение сюжетных занятий.
«Zumba» формирует владение широким диапазоном танцевальных средств; освоение техники основных базовых танцевальных шагов. Разучивание связок, блоков и программ с использованием основных движений в танцевальном стиле.
«Степ – аэробика» - это аэробика с применением специальных невысоких платформ – степов, развивает подвижность в суставах, формирует свод стопы, тренирует равновесие.
Стретчинг — это целый ряд упражнений, направленных на совершенствование гибкости и развитие подвижности в суставах. Делать стретчинг упражнения можно в любом возрасте. При выполнении стретчинг упражнений усиливается кровообращение, что очень хорошо влияет на выведение из мышц молочной кислоты. Методика игрового стретчинга основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих предотвратить нарушения осанки и исправить ее.
Все занятия для дошкольников проходят в игровой форме. Каждый раз ребята превращаются в понятных им героев (животных, персонажей мультфильмов, сказок) и действуют согласно сюжету игры или замыслу занятия. Часто мы с ребятами обсуждаем, какими качествами должен обладать тот или иной герой. Например, лиса, должна быть очень гибкой и ловкой, а волк - сильным и выносливым. С подражания образу малыши познают технику спортивных и танцевальных движений и игр, развивают творческую и двигательную деятельность, память, быстроту реакции, ориентировку в пространстве, внимание. Я всегда стараюсь услышать голос ребенка и не боюсь отойти от плана занятия, творчески подхожу к интерпретации содержания в зависимости от желания и запросов детей.
Программа «Веселый фитнес» предусматривает 2 занятия в неделю, но на этом не ограничивается мое общение с детьми и пропаганда идей фитнеса. Я организую флешмобы, спортивные челленджи, мини-велопробеги, создаю видеоролики о проходящих мероприятиях, транслирую свою деятельность на сайте ДОУ, в холле учреждения и социальных сетях.
Помимо собственно спортивных занятий я веду работу с дошкольниками по формированию основ правильного питания. В доступной для детей форме, объясняю, какие продукты полезны, а какие могут навредить. Для лучшего запоминания детьми информации использую прием театрализации: перевоплощаюсь в Витаминаку- апельсинку, или вредную Простуду, или доктора Всезнайкина. В опытно- экспериментальной деятельности наглядно показываю детям, что происходит с организмом при нехватке кальция или витамина D, как газированные напитки влияют на стенки желудка или как красители окрашивают внутренние органы человека. Закрепляю знания детей с помощью дидактических игр, эстафет, продуктивной деятельности.
Использование фитнес-технологий в педагогической работе нашло широкий отклик у родителей дошкольников. Они активно включаются в совместные спортивные мероприятия, поддерживают концепцию активного отдыха, систематически дают «обратную связь» через мессенджер WhatApp и социальную сеть Instagramm. Провожу для родителей мастер-классы по фитнесу, веду консультативную деятельность в вопросах физического развития детей, допустимых нагрузках, питания и тд.
Результатом моей работы стало значительное улучшение физических качеств и умений дошкольников. В ходе педагогического мониторинга на начало и конец учебного года средний показатель физического развития увеличился на 8,2 %, заболеваемость снизилась на 4,9%, включенность родителей в педагогический процесс возросла на 20%.
Таким образом, планомерное использование фитнес-технологий в работе с дошкольниками способствует привлечению детей и родителей к систематическим занятиям спортом, активному и здоровому досугу, формирует представление о фитнесе как о способе организации активного отдыха и является эффективным средством оздоровления.
Литература:
1. Сайкина Е. Г., Кузьмина С. В. Фитбол – аэробика для дошкольников «Танцы на мячах». Парциальная программа. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2016
2. Сулим Е. В. Детский фитнес. Физическое развитие детей 5-7 лет. -2-е изд. - М. : ТЦ Сфера, 2018.
2. Железняк Н. Ч. Занятия на тренажерах в детском саду. М., 2009
3. Машукова Ю. М. Степ-гимнастика в детском саду// Инструктор по физкультуре. 2009 №4.