Татьяна Большева
Фитбол-гимнастика в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает коррекционно-развивающие и профилактические направления деятельности дошкольного образовательного учреждения в ряд наиболее значимых и приоритетных.
Количество детей с речевой патологией растет из года в год. Дети с отклонениями в речевом развитии сегодня составляют самую многочисленную группу – до 80% от всех детей.
Полноценное развитие всех средств речи и ее основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно-психического здоровья и социализации детей, успешного становления учебной деятельности и адаптации к школьному обучению.
Публикация «Фитбол-гимнастика в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Фитбол. Занятия на фитболе, упражнения с мячом для детей
- Темочки
Дети с нормальным речевым развитием к пяти годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, самостоятельно составляют сложные предложения. К этому времени у них окончательно формируются правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу, навыки словообразования и словоизменения, накапливается достаточный словарный запас. У детей с речевой патологией наблюдается значительное нарушение всех компонентов языковой системы.
Коррекционно-развивающее направление в становлении речи в нашем детском саду представлено: коррекционными подгрупповыми и индивидуальными занятиями, занятиями по логоритмике, занятиями по развитию мелкой моторики для детей с ОНР. Во все эти занятия включаются техники, направленные на сбережение здоровья детей.
Развитие речи и улучшение их здоровья в процессе обучения, особенно в логопедических группах, одна из основных задач. Наши дети нуждаются в особых программах, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем. Эти программы должны в первую очередь способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого. Пытаясь найти решение этой проблемы я обратилась к опыту работы с фитболами.
Это новое современное направление оздоровительной работы. Эффективность работы с использованием мячей больших размеров подтверждено опытом коррекционных и реабилитационных медицинских центров Европы.
Фитбол является многофункциональным оборудованием, обеспечивающим решение общеразвивающих и профилактических задач.
Третий год в своей логопедической работе для поддержания здоровья детей и коррекции речи использую пособие, такие как мячи большого размера чудо-мячи-фитболы.
В рамках работы по формированию дыхания у дошкольников эта идея показалась интересной, так как мяч имеет определенные свойства, используемые для оздоровительных, коррекционных целей.
Для достижения этих целей необходимо решать следующие задачи:
• Формировать навык правильной осанки;
• Развивать мышечную систему через упражнения на фитболах;
• Развивать дыхательную систему, способствовать формированию правильного речевого дыхания и просодики у детей с нарушением речи;
• Развивать физические качества (координацию движений и функцию равновесия для тренировки вестибулярного аппарата ребенка);
• Развивать коммуникативную и эмоционально-волевую сферы;
• Стимулировать развития анализаторных систем, проприорцептивной чувствительности.
Целенаправленная работа с использованием фитбол-гимнастики позволяет достичь следующих результатов:
систематическое применение комплексов фитбол-гимнастики гармонично тренирует основные группы мышц, что способствует профилактике и коррекции нарушений осанки;
занятия с использованием дыхательной гимнастики, приемов кинезиологии и просодики способствуют формированию правильного речевого дыхания, что особенно важно для детей с нарушениями речи;
упражнения без устойчивой опоры тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений, функцию равновесия и другие физические качества: ловкость, силу, выносливость, скорость;
использование фитболов оказывает общее стимулирующее влияние на физиологическое состояние ребенка, повышает эмоциональный фон занятий, вызывая положительный настрой.