Плешакова Юлия Константиновна
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЦКМ на тему «Космос» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области познавательное развитие: ФЦКМ на тему : «Космос» для детей старшего дошкольного возраста
Составила: воспитатель, Плешакова Ю. К.
Цель: расширение представлений детей о космосе, его освоении.
Задачи:
Образовательные задачи :
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЦКМ на тему „Космос“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- познакомить детей с историей возникновения такого праздника, как День космонавтики;
- расширить представления детей о космосе, о первом полете в космос;
- углубить знания детей о Солнце, Земле и Луне.
Развивающие задачи:
- развивать познавательную активность, любознательность;
- развивать мыслительную деятельность, наблюдательность, восприятие, память, воображение;
- обогащать словарный запас детей.
Воспитательные задачи:
- воспитывать патриотизм, чувство гордости за достижения своей страны;
- воспитывать активность, инициативность, стремление изучать окружающий мир.
Предварительная работа: Беседа «Космос - это интересно»; чтение «Там на космических дорожках» (Н. Клюка) и отрывков из книги «Космическая азбука» (В. Горький, Ю. Авдеева); рассматривание иллюстраций планет и космоса; загадывание и отгадывание загадок.
Методы и приемы:
Словесные: рассказ педагога, вопросы.
Наглядные: демонстрация иллюстраций.
Игровые: загадывание и отгадывание загадок, подвижная игра «Я - Ракета».
Оборудование и материалы:
Демонстрационные: плакаты на космическую тематику; изображения «Звездное небо», «Земля», «Телескоп», «Константин Эдуардович Циолковский», «Сергей Павлович Королев», «Первый искусственный спутник Земли - «Спутник-1», «Животные в космосе», «Юрий Алексеевич Гагарин», «Космический корабль «Восток», «Солнце», «Солнечная система», «Луна», «Скафандр»; изображения планет Солнечной системы; песни «Необъятный Космос» и «Я Ракета».
Раздаточные: -
Структура НОД:
1. Введение в учебно-игровую ситуацию.
2. Основная часть.
3. Заключительная часть.
Участники: старшая группа.
Продолжительность: 25 минут.
Место проведения: групповая.
Ход НОД:
1. Введение в учебно-игровую ситуацию:
На ковре полукругом стоят стульчики. Дети стоят шеренгой или полукругом.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня нас с вами ждет настоящее приключение. Хотите узнать, куда мы отправимся? (Да)
Тогда отгадайте загадку:
Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, темный и необычайный,
В нем живут созвездия, звезды и кометы,
Есть и обитаемые, может быть, планеты.
(Космос)
2. Основная часть:
Воспитатель: Правильно, ребята, сегодня нас с вами ждет настоящее космическое приключение. Давайте займем места в нашем космическом корабле и отправимся в Космос.
Под песню «Необъятный Космос» дети занимают места на стульчиках.
Воспитатель: Знаете ли Вы, что такое Космос? (Ответы детей)
Солнце, Луна, звезды – все это находится в космическом пространстве. Слово «космос» означает «мир, вселенная», «все на свете». Вселенная – это все, что существует. А теперь попробуйте отгадать еще одну загадку:
По темному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает.
(Звезды)
Демонстрация изображения «Звездное небо».
Воспитатель: Правильно, ребята! Это звезды. А когда мы можем видеть звезды? (Ночью, на ночном небе)
А кроме звезд, что еще вы видели на небе? (Днем – Солнце, а ночью Луну)
А вы узнали вот эту планету?
Демонстрация изображения «Земля».
Воспитатель: Как вы поняли, что это планета Земля? (Ответы детей)
А почему наша планета имеет много синего цвета? (Ответы детей)
Правильно, ребята. Потому что большая часть нашей планеты покрыта водой – морями и океанами, реками и озерами.
Люди с давних времен смотрели на небо и задумывались, а что там дальше за облаками и мечтали подняться выше облаков. Люди изобрели телескопы, это специальные приборы, которые позволяют людям видеть то, что расположено очень далеко от Земли.
Демонстрация изображения «Телескоп».
Воспитатель: Почти сто лет назад в городе Калуге жил простой учитель, Константин Эдуардович Циолковский.
Демонстрация изображения «Константин Эдуардович Циолковский».
Воспитатель: Он очень любил наблюдать в телескоп за звездами и изучал их. Позже он придумал космический летательный аппарат. К сожалению, у него не было возможности его построить, но он рассказал об этом в своих книгах. Через много лет после русские ученые во главе с Сергем Павловичем Королевым постоили первый космический спутник.
Демонстрация изображений «Сергей Павлович Королев», «Первый искусственный спутник Земли - «Спутник-1».
Воспитатель: Они установили на нем специальные приборы и запустили в космом. Полет прошел успешно. Тогда ученые решили повторить полет, но уже с животными на борту. Кто это был, ребята? (Ответы детей)
Верно, это были две собаки-лайки: Белка и Стрелка.
Демонстрация изображения «Животные в космосе».
Они тоже благополучно вернулись на землю. И ученые решили осуществить свою заветную мечту - послать в космос человека!
Демонстрация изображения «Юрий Алексеевич Гагарин».
Воспитатель: А знаете ли вы, кто этот человек? (Ответы детей)
Да, это первый космонавт - первый человек, который отправился в космос. Юрий Алексеевич Гагарин облетел вокруг нашей планеты всего за 2 часа (1 час 48 минут) и вернулся на Землю целым и невредимым.
Демонстрация изображения «Космический корабль «Восток».
Воспитатель: 12 апреля 1961 года в свой первый полет отправился первый космический корабль. А как назывался этот космический корабль? (Ответы детей)
Да, космический корабль «Восток». С тех самых пор в этот день празднуется День Космонавтики.
Ребята, а кто из вас хочет стать космонавтом? (Ответы детей)
А вы знаете, что космонавты, прежде чем полететь в космос, много и упорно тренируются, вот и мы сейчас разомнемся:
Физкультминутка под музыку. Подвижная игра «Я Ракета» :
Я (Обе ладошки прижимают в груди)
Ракета (Руки домиком над головой)
Я (Обе ладошки прижимают в груди)
Я
Ракета (Руки домиком над головой)
Полетела в Космос (Руки домиком поднимают от живота над головой)
Полетела в Космос (Руки домиком поднимают от живота над головой)
Раз - стыковка (Правую руку рывками опускают на уровень плеча)
Два - стыковка (Левую руку рывками опускают на уровень плеча)
А вокруг планеты (Руками описываем окружность сверху вниз)
Солнце (Правую руку раскрытой ладонью выставляем перед собой)
И Луна (Левую руку, сжатую в кулак, выставляем перед собой)
А вокруг планеты (Руками описываем окружность сверху вниз)
Солнце (Правую руку раскрытой ладонью выставляем перед собой)
И луна (Левую руку, сжатую в кулак, выставляем перед собой)
Воспитатель: Молодцы, занимайте свои места.
Ребята, а если мы с вами выйдем днем на улицу, что мы увидим на небе? (Солнце)
Демонстрация изображения «Солнце».
Воспитатель: Ребята, а Солнце - это планета? (Ответы детей)
Да, Солнце - это огромная, раскаленная, похожая на шар звезда. Солнце очень далеко от нас. Представьте какое оно горячее, если с Земли даже смотреть на него глазам больно. Поэтому подлететь к нему близко не получится. Все моментально сгорает. Вокруг Солнца вращаются планеты. Сколько их? (Ответы детей)
Вокрут Солнца вращаются восемь больших планет и одна карликовая планета, которую еще совсем недавно считали девятой планетой, вращающейся вокруг Солнца.
Демонстрация изображения «Солнечная система».
Воспитатель: Все эти планеты образуют Солнечную систему. Их так и называют - планеты Солнечной системы. А давайте мы с вами поиграем в игру.
В процессе игры демонстрируются изображения планет Солнечной системы.
По порядку все планеты
Назовет любой из нас:
Раз… (Меркурий,
Два… (Венера,
Три… (Земля,
Четыре… (Марс,
Пять… (Юпитер,
Шесть… (Сатурн,
Семь… (Уран,
За ним… (Нептун).
Ребята, а на других планетах в Солнечной системе кто-нибудь живет? (Ответы детей)
Космонавты и ученые выяснили, что на остальных планетах, которые движутся вокруг Солнца, нет жизни, потому что на одних планетах слишком холодно, на других слишком жарко.
Ребята, а что ночью кроме звезд и планет мы можем увидеть на небе? (Ответы детей)
Ночью на небе только один
Большой серебристый висит апельсин.
(Луна)
Демонстрация изображения «Луна».
Воспитатель: Ребята, а Луна - это планета? (Ответы детей)
Луна - это единственный спутник нашей планеты Земля. Если бы это было возможно, человек смог дойти до Луны за 40 лет. Автомобиль добрался бы за полгода. А вот ракета достигнет Луны примерно за трое суток полета.
Ученые доказали, что на Луне нет воздуха и воды, поэтому, нет ни животных, ни растений. Но люди все же смогли пройтись по Луне. Как же у них это получилось, ребята, что им для этого понадобилось? (Скафандр)
Демонстрация изображения «Скафандр».
Воспитатель: Правильно, ребята, им помог скафандр - костюм для космонавта. Скафандр снабжает человека воздухом и поддерживает температуру тела, ведь в космосе нет воздуха, там нечем дышать.
3. Заключительная часть:
Воспитатель: Вот и пришло время возвращаться домой, ребята, мы отправляемся обратно на Землю. А пока летим, вспомним, о чем мы сегодня говорили:
Как называется наша планета? (Земля)
А ее спутник? (Луна)
Как звали собачек, которые были в космосе? (Белка и Стрелка)
А как звали первого космонавта? (Юрий Гагарин)
Ребята, а что нам понадобится, чтобы выйти в открытый Космос? (Скафандр)
Сколько планет вращаются вокруг Солнца? (Восемь)
А сможете их назвать? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун)
Молодцы, ребята, вы очень внимательно слушали мой рассказ, все запомнили, из вас получатся настоящие космонавты.