Ирина Фатфулина
План по самообразованию педагога «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД «ЖЕМЧУЖИНКА»
г. ВОЛГОДОНСК.
Группа № 6 «Дельфинчики»
План самообразования
воспитателя второй младшей группы
Фатфулиной Ирины Александровны
на тему
«Влияние устного народного
творчества на развитие речи детей
3-4 лет»
Цель работы:
Публикация «План по самообразованию педагога „Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Устное народное творчество
- Устное народное творчество. Самообразование
- Фольклор. Самообразование
- Темочки
Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей.
Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами.
Обогащать чувства детей, воображение и речь, объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.
Актуальность выбранной темы
Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира «по законам красоты».
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
План работы на год
месяц Работа воспитателя Работа с детьми Работа с родителями
сентябрь Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему:
Постановка целей и задач по данной теме. Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми» Отгадывание детьми загадок. Досуг «Вечер загадок». Консультация: «Роль фольклора в развитии детей»
Октябрь Изучение темы:
«Роль потешек в развитии речи ребенка»
Разучивание и проговаривание потешек. Консультация: «Справиться с детским непослушанием помогут потешки»
Ноябрь Создание картотеки потешек для работы с детьми.
Применять потешки в режимных моментах.
Театрализованная постановка
русской народной сказки «Теремок». Создание библиотеки красочных книг с потешками для детей.
Декабрь Изучение темы:
«Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста» Дидактическая игра
«Узнай сказку»,
«Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?»,
Настольно-печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото) Показ родителям ролика «Сказки в жизни нашей группы»
Январь Изучение темы:
«Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка». Чтение детям русских народных сказок. Прослушивание аудиозаписей сказок. Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры-драматизации) Консультация: «Почитай мне сказку, мама, или с какими книжками лучше дружить дошколятам»
Создание библиотеки красочных книг с русскими народными сказками.
Февраль Изучение темы:
«Роль сказки в воспитании детей»
Изучение темы:
«Пальчиковые игры на основе русских народных потешек.»
Настольно – печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото хороводы, подвижные игры.) Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками». Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»
Обустроить уголок ряженья с русскими национальными костюмами.
Март Изучение темы: «Влияние сказки на психику ребенка»
Знакомство с закличками, потешками о солнце. Дидактические игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой» Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!» Развлечение «Широкая Масленица» Консультация «Как выбрать полезную сказку для малыша»
Приобрести в группу раскраски по русским народным сказкам
Консультация для воспитателей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»
Апрель Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку» Совместное творчество детей и родителей. Создать театральный уголок в группе
(настольный (конусный, пальчиковый
и би-ба-бо театры)
Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Моя любимая сказка»
май Открытый показ нод во второй младшей группе. Открытое занятие по развитию речи в младшей группе «Устное народное творчество в гости к сказке.
Самоанализ плана самообразования. Презентация проекта «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»на итоговом родительском собрании
Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. Выступление на педсовете Презентация проекта «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»