МААМ-картинки

Факультатив по восприятию музыки «Музыкальная гостиная» в подготовительной к школе группе

Александра Баранова
Факультатив по восприятию музыки «Музыкальная гостиная» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Музыкальное восприятие - это одна из наиболее перспективных технологий в области «Музыка». Процесс восприятия сложный, чувственный, поэтический, наполненный глубокими внутренними переживаниями. В нем переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных образов и яркие ответные решения на них.

Публикация «Факультатив по восприятию музыки „Музыкальная гостиная“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах

Восприятие музыки может осуществляться всегда, даже тогда, когда ребенок не может включиться в другие виды музыкальной деятельности, когда он еще не в состоянии воспринимать другие виды искусства. Технология восприятия музыки актуальна, так как является ведущим видом музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства. Слышать, воспринимать музыку – это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонации, настроений.

Цель: Обогащение представлений детей старшего дошкольного возраста об эмоциях и чувствах в процессе слушания музыкальных произведений.

Задачи:

• помочь детям овладеть элементарными представлениями о музыке как виде искусства : о выразительных средствах (мелодия, ритм, темп, динамика, регистры, формообразующие элементы); о простейших музыкальных жанрах (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет); о видах музыки (классическая, народная, эстрадная, вокальная, хоровая, инструментальная);

• подводить к умению различать отдельные, наиболее яркие средства музыкальной выразительности в музыкальном произведении, к осознанию выразительного значения музыкального образа;

• познакомить с доступными для восприятия произведениями композитора П. И. Чайковского и его биографией;

• накапливать и постепенно обогащать опыт музыкальных впечатлений;

• создавать условия для развития музыкальных способностей (основных, музыкально-сенсорных);

• вызывать эмоциональный отклик на музыку, желание её слушать, высказывать своё собственное отношение к воспринимаемым музыкальным произведениям;

• активизировать творческое воображение в процессе восприятия музыки;

• вызывать интерес и стремление к слушанию музыки совместно с родителями в условиях семьи.

Краткое теоретическое обоснование педагогической технологии.

1. Эмоциональное развитие дошкольника является одним из приоритетных направлений становления детской личности. Чувства и переживания, которые характеризуют взрослого человека, не даны ребёнку в готовом виде от рождения, они возникают и развиваются на протяжении всего детства под влиянием условий жизни и воспитания, поэтому важнейшей педагогической задачей является обогащение эмоциональной сферы дошкольника, её активное развитие. В дошкольном детстве дети имеют небольшой опыт эмоционально-чувственных представлений, то есть опыт воспроизведения в памяти или в воображении своих ощущений от переживания тех или иных жизненных ситуаций. Активизация собственного опыта, образное погружение в него, анализ своих переживаний и чувств в игровой форме помогут ребёнку лучше чувствовать музыку.

2. Музыка – искусство отображения и выражения переживаний и настроений человека. Передавая всю гамму человеческих чувств, их оттенков, она способна расширить представления ребёнка об эмоциях и чувствах. «Музыка прежде всего – путь к познанию огромного и содержательного мира человеческих чувств», писал крупнейший отечественный психолог Б. М. Теплов. Знакомя, ребёнка с различными эмоциональными состояниями, она одновременно делает его более способным к переживанию тех эмоций, которые не свойственные ему по темпераменту, тем самым углубляя его взаимодействие с окружающей действительностью и с другими людьми.

3. Эффективность процесса обогащения представлений детей старшего дошкольного возраста об эмоциях и чувствах посредством музыки обеспечивается следующими педагогическими условиями:

- наличием соответствующего музыкального репертуара;

-регулярной совместной деятельностью педагога с детьми (слушание музыки и беседы о ней).

Условия реализации технологии:

1. Технология реализуется педагогом, который устраивает совместные с детьми слушание музыки и беседы о ней во второй половине дня. Задача музыкального руководителя использовать обогащенный опыт детей на музыкальном занятии, закрепляя его в разных видах музыкальной деятельности.

2. При отборе музыкального репертуара для обогащения детских представлений об эмоциях и чувствах важно руководствоваться следующими критериями:

- эмоциональная чёткость, яркость и выразительность музыкального образа и повествования, захватывающая ребёнка, вызывающая у него интерес;

- богатство эмоционально переживаемых оттенков музыкальной интонации;

- особое сочетание средств музыкальной выразительности : мелодия, лад, темпоритм, форма музыкального произведения и др.

- наличие солирующего инструмента (фортепиано, скрипка, рожок, флейта, гобой, любой другой инструмент, подчёркивающего выразительность мелодии;

- наличие одного эмоционального состояния и его оттенков в музыкальном произведении;

- наличие многократной повторяемости мелодии (в этом случае у ребёнка появляется возможность более точно определить эмоциональное состояние образа, глубже прожить и прочувствовать его);

- длительность звучания (до 7-10 минут);

- художественность и выразительность исполнения музыкального произведения профессиональным исполнителем (разными исполнителями);

- качество аудиозаписи.

3. Важным условием становится подготовленность ребёнка к восприятию

конкретного эмоционального переживания в музыке : у него должен

быть опыт переживания этого эмоционального состояния.

4. В процессе слушания музыки с детьми обязательно стремитесь к

соблюдению следующего алгоритма (пошаговой организации данной деятельности).

- Привлечение детского внимания к слушанию музыки, настрой на восприятие. Первичное слушание детьми музыкального произведения, знакомство с ним, погружение в него. Обязательно выдержите паузу!

- Повторное слушание с последующим элементарным музыкальным анализом, разбором впечатлений и используемых средств музыкальной выразительности.

- Закрепление представлений о прослушанной музыке в музыкальном опыте ребёнка, запоминание произведения, готовность рассуждать о нём, оценивать, активизация желания послушать его ещё раз.

- Создание условий для выражения ребёнком результатов восприятия музыки в деятельности – игровой, художественной, двигательной.

- Целесообразно устраивать слушание музыки с детьми не менее двух раз в неделю в течение всего учебного года, независимо от музыкальных занятий.

Этапы педагогической технологии

1. Выбираем музыкальные произведения и формы совместной деятельности с детьми с целью обогащения представлений детей старшего дошкольного возраста об эмоциях и чувствах.

2. Организуем индивидуальную работу с детьми, имеющими небогатый опыт представлений об эмоциях и чувствах. Это должно подготовить детей к слушанию музыки с детьми и беседы о ней.

3. Проводим цикл занятий по слушанию музыки с детьми и беседы о ней.

4. Организуем итоговый мониторинг.

Мониторинг компетентности дошкольников образовательной области «Музыка» раздел «Слушание».

Подготовительная к школе группа

Содержание обследования:

1. Уметь определять и называть элементарные музыкальные понятия (темп, ритм, динамика, различать жанры (опера, балет)

2. Умение обобщать и излагать свои чувства, мысли, эмоциональное восприятие по отношению к музыкальному произведению.

3. Умение узнавать, на каком инструменте исполняется музыкальное произведение.

4. Умение различать звуки по высоте в пределах квинты – терции.

Методика обследования:

1. Жанры музыкальных произведений. Предложить детям послушать пьесы из оперы «Сказка о царе Салтане», «Танец с саблями» Хачатуряна, определить жанр и назвать средства муз. выразительности, которые использовал композитор.

2. Выразить своё отношение к данным произведениям.

3. Предложить послушать произведения из «Карнавала животных» К. Сен-Санса и определить звучание в нём инструменты.

4. Звуковысотный слух. Пропеть попевку: «Бубенчики» Е. Тиличеевой

Оборудование:

• Репродукции известных художников

• Портреты композиторов.

Музыкальный центр. Диски.

• Видеозапись балета и оперы (по желанию).

• Картинки с изображением музыкальных инструментов.

• Аудиозапись «Море», «Белка» Н. Римского-Корсакова, «Танец с саблями» Хачатуряна, «Карнавал животных» Сен-Санса.

• Картинки бубенчиков для фланелеграфа.

Оценка результатов:

Высокий уровень (4 балла) – выполняет сам, определяет безошибочно

Уровень выше среднего (3 балла) – выполняет задание с не-большой помощью взрослого. Допустил 1 ошибку.

Средний уровень (2 балла) – выполняет задание с небольшой помощью взрослого. Допустил 2-3 ошибки.

Уровень ниже среднего (1 балл) – не уверен в своих действиях, требует помощи взрослого.

Сравнительный анализ мониторинга компетентности дошкольников в области «Музыка» раздел «Слушание»

2016-2017 уч. год

Публикации по теме:

Конспект образовательной игровой ситуации с элементами музыки в подготовительной к школе группе «Все звучит вокруг» Задачи: формировать позитивное отношение к миру; способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности.

Инсценировка по музыкальной сказке Б. Чайковского «Лоскутик и Облако» с творческими играми по восприятию музыки. ТЕМА: ИНСЦЕНИРОВКА ПО МОТИВАМ МУЗЫКАЛЬНОЙ СКАЗКИ «Лоскутик и облако» (муз. Б. Чайковского, слова песен Д. Самойлова, с элементами творчества.

Конспект НООД с детьми подготовительной группы по восприятию музыки «Смурфики» Программные задачи: 1. Познакомить детей с новым произведением. 2. Учить отвечать на вопросы по содержанию пьесы и её характере. 3. Учить.

Конспект ООД по восприятию художественной литературы в подготовительной к школе «Путешествие по сказке «Царевна-лягушка» Конспект ООД по художественно — эстетическому развитию (восприятие художественной литературы) в подготовительной к школе Путешествие по.

Литературно-музыкальная гостиная Цель: формирование нравственно - патриотических ценностей, через воспитание у дошкольников любви и глубокого уважения к самому дорогому.

Музыкальная гостиная «Чудесный мир музыки» для детей старшего возраста Цель: Приобщение детей к музыкальной культуре, воспитание художественно-эстетического вкуса. Задачи: - Закрепление знаний об элементарных.

Музыкальная гостиная «Посиделки у Осени» Цель: воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к русской природе через музыку, изобразительное искусство и поэзию. Задачи: Удивлять.

Музыкальное занятие «Путешествие в волшебный мир музыки» в подготовительной к школе группе Видео Развитие музыкальных способностей — одна из главных задач музыкального воспитания детей. Музыкальные способности, необходимые для успешного.

Сценарий открытого музыкального мероприятия в подготовительной к школе группе «Угадай мелодию и спаси Фею Музыки» Сценарий открытого музыкального мероприятия в подготовительной к школе группе «Угадай мелодию и спаси Фею музыки» по художественно-эстетическому.

Конспект занятия по слушанию музыки «Знакомство с творчеством П. И. Чайковского» в подготовительной к школе группе ЦЕЛЬ: приобщить детей к слушанию классической музыки. Знакомить детей с творчеством П. И. Чайковского. ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: познакомить с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Факультатив по восприятию музыки «Музыкальная гостиная» в подготовительной к школе группе
Опубликовано: 13 марта 2018 в 19:44
+27Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Факультатив по восприятию музыки «Музыкальная гостиная» в подготовительной к школе группе» (включая файлы) размещена пользователем Александра Баранова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД