Александра Баранова
Факультатив по восприятию музыки «Музыкальная гостиная» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Музыкальное восприятие - это одна из наиболее перспективных технологий в области «Музыка». Процесс восприятия сложный, чувственный, поэтический, наполненный глубокими внутренними переживаниями. В нем переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных образов и яркие ответные решения на них.
Публикация «Факультатив по восприятию музыки „Музыкальная гостиная“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Восприятие музыки может осуществляться всегда, даже тогда, когда ребенок не может включиться в другие виды музыкальной деятельности, когда он еще не в состоянии воспринимать другие виды искусства. Технология восприятия музыки актуальна, так как является ведущим видом музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства. Слышать, воспринимать музыку – это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонации, настроений.
Цель: Обогащение представлений детей старшего дошкольного возраста об эмоциях и чувствах в процессе слушания музыкальных произведений.
Задачи:
• помочь детям овладеть элементарными представлениями о музыке как виде искусства : о выразительных средствах (мелодия, ритм, темп, динамика, регистры, формообразующие элементы); о простейших музыкальных жанрах (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет); о видах музыки (классическая, народная, эстрадная, вокальная, хоровая, инструментальная);
• подводить к умению различать отдельные, наиболее яркие средства музыкальной выразительности в музыкальном произведении, к осознанию выразительного значения музыкального образа;
• познакомить с доступными для восприятия произведениями композитора П. И. Чайковского и его биографией;
• накапливать и постепенно обогащать опыт музыкальных впечатлений;
• создавать условия для развития музыкальных способностей (основных, музыкально-сенсорных);
• вызывать эмоциональный отклик на музыку, желание её слушать, высказывать своё собственное отношение к воспринимаемым музыкальным произведениям;
• активизировать творческое воображение в процессе восприятия музыки;
• вызывать интерес и стремление к слушанию музыки совместно с родителями в условиях семьи.
Краткое теоретическое обоснование педагогической технологии.
1. Эмоциональное развитие дошкольника является одним из приоритетных направлений становления детской личности. Чувства и переживания, которые характеризуют взрослого человека, не даны ребёнку в готовом виде от рождения, они возникают и развиваются на протяжении всего детства под влиянием условий жизни и воспитания, поэтому важнейшей педагогической задачей является обогащение эмоциональной сферы дошкольника, её активное развитие. В дошкольном детстве дети имеют небольшой опыт эмоционально-чувственных представлений, то есть опыт воспроизведения в памяти или в воображении своих ощущений от переживания тех или иных жизненных ситуаций. Активизация собственного опыта, образное погружение в него, анализ своих переживаний и чувств в игровой форме помогут ребёнку лучше чувствовать музыку.
2. Музыка – искусство отображения и выражения переживаний и настроений человека. Передавая всю гамму человеческих чувств, их оттенков, она способна расширить представления ребёнка об эмоциях и чувствах. «Музыка прежде всего – путь к познанию огромного и содержательного мира человеческих чувств», писал крупнейший отечественный психолог Б. М. Теплов. Знакомя, ребёнка с различными эмоциональными состояниями, она одновременно делает его более способным к переживанию тех эмоций, которые не свойственные ему по темпераменту, тем самым углубляя его взаимодействие с окружающей действительностью и с другими людьми.
3. Эффективность процесса обогащения представлений детей старшего дошкольного возраста об эмоциях и чувствах посредством музыки обеспечивается следующими педагогическими условиями:
- наличием соответствующего музыкального репертуара;
-регулярной совместной деятельностью педагога с детьми (слушание музыки и беседы о ней).
Условия реализации технологии:
1. Технология реализуется педагогом, который устраивает совместные с детьми слушание музыки и беседы о ней во второй половине дня. Задача музыкального руководителя использовать обогащенный опыт детей на музыкальном занятии, закрепляя его в разных видах музыкальной деятельности.
2. При отборе музыкального репертуара для обогащения детских представлений об эмоциях и чувствах важно руководствоваться следующими критериями:
- эмоциональная чёткость, яркость и выразительность музыкального образа и повествования, захватывающая ребёнка, вызывающая у него интерес;
- богатство эмоционально переживаемых оттенков музыкальной интонации;
- особое сочетание средств музыкальной выразительности : мелодия, лад, темпоритм, форма музыкального произведения и др.
- наличие солирующего инструмента (фортепиано, скрипка, рожок, флейта, гобой, любой другой инструмент, подчёркивающего выразительность мелодии;
- наличие одного эмоционального состояния и его оттенков в музыкальном произведении;
- наличие многократной повторяемости мелодии (в этом случае у ребёнка появляется возможность более точно определить эмоциональное состояние образа, глубже прожить и прочувствовать его);
- длительность звучания (до 7-10 минут);
- художественность и выразительность исполнения музыкального произведения профессиональным исполнителем (разными исполнителями);
- качество аудиозаписи.
3. Важным условием становится подготовленность ребёнка к восприятию
конкретного эмоционального переживания в музыке : у него должен
быть опыт переживания этого эмоционального состояния.
4. В процессе слушания музыки с детьми обязательно стремитесь к
соблюдению следующего алгоритма (пошаговой организации данной деятельности).
- Привлечение детского внимания к слушанию музыки, настрой на восприятие. Первичное слушание детьми музыкального произведения, знакомство с ним, погружение в него. Обязательно выдержите паузу!
- Повторное слушание с последующим элементарным музыкальным анализом, разбором впечатлений и используемых средств музыкальной выразительности.
- Закрепление представлений о прослушанной музыке в музыкальном опыте ребёнка, запоминание произведения, готовность рассуждать о нём, оценивать, активизация желания послушать его ещё раз.
- Создание условий для выражения ребёнком результатов восприятия музыки в деятельности – игровой, художественной, двигательной.
- Целесообразно устраивать слушание музыки с детьми не менее двух раз в неделю в течение всего учебного года, независимо от музыкальных занятий.
Этапы педагогической технологии
1. Выбираем музыкальные произведения и формы совместной деятельности с детьми с целью обогащения представлений детей старшего дошкольного возраста об эмоциях и чувствах.
2. Организуем индивидуальную работу с детьми, имеющими небогатый опыт представлений об эмоциях и чувствах. Это должно подготовить детей к слушанию музыки с детьми и беседы о ней.
3. Проводим цикл занятий по слушанию музыки с детьми и беседы о ней.
4. Организуем итоговый мониторинг.
Мониторинг компетентности дошкольников образовательной области «Музыка» раздел «Слушание».
Подготовительная к школе группа
Содержание обследования:
1. Уметь определять и называть элементарные музыкальные понятия (темп, ритм, динамика, различать жанры (опера, балет)
2. Умение обобщать и излагать свои чувства, мысли, эмоциональное восприятие по отношению к музыкальному произведению.
3. Умение узнавать, на каком инструменте исполняется музыкальное произведение.
4. Умение различать звуки по высоте в пределах квинты – терции.
Методика обследования:
1. Жанры музыкальных произведений. Предложить детям послушать пьесы из оперы «Сказка о царе Салтане», «Танец с саблями» Хачатуряна, определить жанр и назвать средства муз. выразительности, которые использовал композитор.
2. Выразить своё отношение к данным произведениям.
3. Предложить послушать произведения из «Карнавала животных» К. Сен-Санса и определить звучание в нём инструменты.
4. Звуковысотный слух. Пропеть попевку: «Бубенчики» Е. Тиличеевой
Оборудование:
• Репродукции известных художников
• Портреты композиторов.
• Музыкальный центр. Диски.
• Видеозапись балета и оперы (по желанию).
• Картинки с изображением музыкальных инструментов.
• Аудиозапись «Море», «Белка» Н. Римского-Корсакова, «Танец с саблями» Хачатуряна, «Карнавал животных» Сен-Санса.
• Картинки бубенчиков для фланелеграфа.
Оценка результатов:
Высокий уровень (4 балла) – выполняет сам, определяет безошибочно
Уровень выше среднего (3 балла) – выполняет задание с не-большой помощью взрослого. Допустил 1 ошибку.
Средний уровень (2 балла) – выполняет задание с небольшой помощью взрослого. Допустил 2-3 ошибки.
Уровень ниже среднего (1 балл) – не уверен в своих действиях, требует помощи взрослого.
Сравнительный анализ мониторинга компетентности дошкольников в области «Музыка» раздел «Слушание»
2016-2017 уч. год