Лариса Старосельцева
Эссе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
На свете есть много различных профессий,
И в каждой есть прелесть своя.
Но нет благородней, нужней и чудесней
Чем та, кем работаю я!
Наверное, нет на свете человека, которому бы легко далось решение, какую профессию выбрать, чему посвятить свою жизнь. Вы, конечно, удивитесь, но я смею утверждать обратное! Именно вопрос выбора профессии для меня не стоял остро. Кем ещё могла стать девочка, выросшая в семье учителей? Конечно же, педагогом. Ведь в детстве так увлекательно было слушать споры родителей, которые, возвратившись из школы, ещё долго бурно обсуждали все произошедшие там события. Мне казалось, что школа-это тот удивительный мир, который невозможно оставить ни на минуту. Примером подлинного служения своему делу являлся для меня и мой дедушка, учитель физики и математики, прослуживший в школе более пятидесяти лет. Именно прослуживший, так он сам любил говорить. И это правда, ведь только война смогла оторвать его от любимого дела, но и, вернувшись с фронта, он не оставил профессию.
Публикация «Эссе учителя-логопеда» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Среднюю школу я закончила с медалью, и в этом, несомненно, заслуга моей педагогической династии. Именно тесная связь с миром школы с детства, с её удивительной атмосферой, где не было места праздности, лени, скуке помогла мне не только успешно окончить школу, но и определиться с выбором профессии.
И вот я уже студентка дефектологического факультета. Пять студенческих лет пролетели незаметно. Я знала, была уверена, что всё у меня получится, потому что уже тогда понимала: основы профессии знать важно и нужно, но работа с детьми предполагает нечто такое, что постигается только тогда, когда ты видишь детские глаза, слышишь их речь, чувствуешь их настроение.
И всё же подлинное понимание своей роли пришло, конечно же, с опытом, который я приобретаю уже в течение двадцати одного года, работая в детском садике.
Первое, что я поняла - это то, что я работаю не просто воспитателем, я работаю логопедом, а это работа с особенными детьми, зачастую уже успевшими в своей маленькой жизни почувствовать и желание взрослых торопить события, и желание получить результат сегодня и сейчас. А в нашей профессии такого не бывает, профессия логопеда учит терпению, тонкому и деликатному подходу к ребёнку. А всё это приходилось постигать вместе с моими малышами. Но всё приходит постепенно, и сегодня я уже с уверенностью могу сказать о том, на каких принципах я строю своё общение, чем я руководствуюсь в своей работе.
Во - первых, это безупречный профессионализм. В работе я руководствуюсь принципом: если я что-то не знаю сейчас, я это обязательно узнаю чуть позже, но я это буду знать обязательно!
Мне очень близки слова Я. Корчака «Познай и воспитай самого себя». Познай и воспитай! Об этом можно говорить очень долго. Но я считаю, что воспитывая детей, ты просто не имеешь права не совершенствоваться сам, не развивать своё мастерство. Если бы мне сказали 21 год назад, что я научусь петь, плясать, рисовать, мастерить, шить, вязать, клеить, делать игрушки из бутылочек и баночек, из коробочек и ниточек, инсценировать сказки и ещё много чему, я бы тогда не поверила. Ведь я педагог - логопед - при чём здесь это! Но именно это и вмещается в нужную мне формулу: познай и воспитай самого себя. Чтобы воспитать личность нужно самому быть личностью!
Второе правило, которым я руководствуюсь в своей работе - умение создать вокруг себя атмосферу, располагающую к общению. Я считаю это самое главное в работе логопеда. Сколько умения, знания, такта, таланта нужно, чтобы ребёнок захотел сделать то, что он до встречи с вами не мог. Об этом тоже можно говорить долго, но это и есть тайна нашей профессии. Как каждый из нас постигает эту тайну, как ему удаётся настроить тончайшие струны души ребёнка, знаешь только ты, а порой и не знаешь - осознание этого чуда приходит потом. И это высшая награда тебе. А ещё благодарные глаза родителей, а ещё первые красивые слова, правильно произнесённые при всех…
Но логопед в детском саду - это ещё и воспитатель. Мне совсем не безразлично, как относится ребёнок к своим сверстникам, насколько он вежлив и доброжелателен с окружающими, умеет организовать свою игровую деятельность. А ещё я считаю, что должна рассказать малышу и про красоту белоствольной берёзки, и про синеву лазурного неба, и про нашу необъятную страну, ведь именно из уст тех людей, которые окружают малыша в раннем детстве и должны звучать эти простые истины, которые взойдут потом добрыми всходами : именно этим малышам предстоит строить новые школы, стадионы, космодромы, брать олимпийские высоты, защищать свою Родину. И великая миссия человека, работающего с детьми - формировать мировоззрение маленьких граждан. Д. И. Писарев говорил:
«В воспитании все дело в том, кто воспитатель».
К моим заповедям можно добавит еще пять, а может быть, и двадцать пять, но главное в том, чтобы мы помнили : самое ценное и важное – человек, главный ресурс любой страны – люди, они – цель, а не средство, они – мера всех вещей.
Я утвердилась в главном – я на правильном пути, потому что нет для меня большего счастья, чем видеть пытливые, широко распахнутые, задумчивые и озорные, веселые и грустные детские глаза. Я осознала, что самое большое и значительное в мире закладывается здесь. А я здесь, «чтоб истин светлых заложить зачатки в души молодые…».
Я считаю, что мои мысли о важной роли человека, работающего с детьми, выразил Л. Н. Толстой: «Если золотых дел мастер испортит золото, золото можно перелить. Если портятся драгоценные камни, они идут на брак, но и самый большой бриллиант не может быть оценен … дороже, чем родившийся человек. Порча человека есть огромное преступление…»