Светлана Сукчева
Семинар-практикум для родителей «Поговори со мною, мама» в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар – практикум
для родителей «Поговори со мною, мама» в младшей группе
как средство повышения воспитательного потенциала родителей
Тема: «Поговори со мною, мама»
Форма проведения: семинар - практикум
Аудитория: родители детей младшей группы
Задачи:
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Поговори со мною, мама“ в младшей группе» размещена в разделах
1. Ознакомить родителей как влияет стиль общения с ребенком в семье на его развитие, воспитание, закладку его будущей жизни.
2. Дать знания о приёмах более эффективного общения с детьми.
3. Закрепить навыки рефлексии взаимоотношений родителей с ребенком.
Ожидаемые результаты:
Родители знают о стилях общения с ребёнком, умеют отбирать наиболее эффективные способы общения.
Информационно - техническое обеспечение: экран, проектор, ноутбук, презентация к притчи «Я буду любить тебя вечно.» Роберта Мунша.
Материалы и оборудование: листы бумаги 4А – 20 штук, фломастеры, памятка позитивного общения с ребёнком.
Логика проведения:
1 Вступительная часть
В. : Добрый вечер, уважаемые родители!
Упражнение «Самопрезентация»
Участники тренинга располагаются по кругу. Передавая игрушку, говорят, почему они пришли на это собрание.
2 Основная часть
Как вы думаете, что же такое общение в целом? И насколько важно общение для ребёнка?
Мини – лекция «Значение общения со взрослым для развития ребенка»
Общение ребёнку необходимо, также как пища.
Общение ребёнка с окружающими взрослыми это и условие, и главный источник его психического развития.
Ребенок овладевает знаниями, навыками, умениями, способами взаимодействия человеческого общества только через взрослого.
А вот дефицит этого общения, ласки и любви нарушают развитие маленького человека. Ведь именно в эмоциональном общении с близкими взрослыми закладываются основы будущей личности!
Современные исследования показывают, что стиль родительского взаимодействия непроизвольно и бессознательно запечатлевается в психике ребёнка в дошкольном возрасте
Стиль общения взрослого с ребенком бывает:
1. Авторитарный (я выше, лучше, сильнее, старше, умнее, а ты хуже, ниже, слабее, глупее и я знаю, что лучше для тебя)
2. Либерально-попустительский (мне все равно, делай что хочешь)
3. Демократичный или «Личностно центрированный» (мы на равных, то есть, ставящим в центр внимания личность того человека, с которым ты сейчас общаешься)
Обсуждение в кругу «Безусловная любовь…»
- Как вы думаете, как же надо общаться с ребёнком?
- А как же можно выражать свою любовь к ребёнку?
- А Вы обнимаете своего ребенка?
- Как Вы выражаете своё недовольство ребёнком?
Решение педагогических ситуаций.
Родители делятся на 3 группы. Каждой группе родителей предлагается карточка с описанием какой-то проблемной ситуации, и каждая группа вырабатывает три способа (стратегический, тактический и фантастический) решения данной проблемы.
Варианты проблемных ситуаций: «Что делать, если…»
1) Вы с ребёнком находитесь в переполненном транспорте, не имеете возможности посадить его, держите в руках тяжёлую сумку, а в это время ваш малыш начинает кричать и плакать…»
2) Вы моете посуду, ребё нок упорно настаивает: «Я сам», а вы заранее знаете, что он сделает это не качественно, да и вдобавок ко всему может её разбить…
3) Войдя в комнату, вы видите, что все игрушки, которыми играл ребёнок, разбросаны на полу, уговоры собрать не действуют. Вы чувствуете, как усиливается ваше недовольство, напряжение….
4) Вы находитесь в магазине, вашему ребёнку захотелось игрушку, но она очень дорогая, тогда ребёнок падает на пол и начинает плакать, бить руками и ногами….
Упражнение «Душа ребёнка»
Родители рисуют схематично портрет ребёнка. По просьбе воспитателя мнут лист, изображая негативное общение взрослого с ребёнком. Воспитатель предлагает расправить портрет и обращает внимание на оставшиеся вмятины на листе – это результат от грубого общения.
Выдержка из притчи «Я буду любить тебя вечно.» Роберта Мунша. (презентация)
Мама держит на руках маленького ребенка
И медленно его качает туда-сюда, туда-сюда.
И пока она его качает, она поет:
"Я буду любить. тебя вечно;
Ты мне всегда будешь нравиться,
И пока я живу,
Ты всегда будешь моим ребенком".
Мальчик рос. Он рос и рос, и рос.
Он вырос, и ему исполнилось 2 года.
Он стал бегать везде в доме и около него.
Он сбросил все книги с полок,
Он вытащил всю еду из холодильника.
Он схватил мамины часы и смыл их в унитазе.
Иногда маме хочется сказать:
«Этот ребёнок сводит меня с ума!"
Но ночью, когда этот двухлетний малыш успокаивается,
Мама открывает дверь в его комнату,
Прокрадывается по полу,
И если он действительно спит,
Она берет его на руки и качает туда-сюда, туда-сюда.
И пока она его качает, она поет:
"Я буду любить тебя вечно,
Ты мне всегда будешь нравиться,
И пока я живу,
Ты всегда будешь моим ребенком. "
Маленький мальчик рос. Он рос и рос, и рос.
Он рос, и ему исполнилось 9 лет.
Он никогда не хотел приходить вовремя домой пообедать,
Он никогда не хотел принимать ванну,
И когда бабушка приезжала навестить его,
Он всегда ругался с ней и говорил плохие слова.
Иногда маме хотелось продать его в зоопарк.
Он вырос и стал подростком.
У него были странные друзья, и он носил странную одежду,
И он слушал странную музыку.
Иногда его мама чувствовала себя так, будто находится в зоопарке!
Он стал взрослым мужчиной.
Он покинул свой дом,
И теперь у него есть собственный дом на другом конце города.
Но по прежнему ночью, когда он засыпал, мама тихо открывала дверь в его комнату,
И если он действительно спал,
Прокрадывалась по полу, смотрела на его кровать.
Она брала своего мальчика на
руки и качала туда-сюда, туда-сюда.
И пока она его качала, она пела:
"Я буду любить. тебя вечно;
Ты мне всегда будешь нравиться,
И пока я живу,
Ты всегда будешь моим ребенком".
Мама старилась, она старилась и старилась, и старилась.
Однажды она позвонила своему сыну и сказала:
"Лучше бы тебе приехать навестить меня,
Потому что я очень старая и очень больная.
И тогда ее сын приехал навестить ее.
Когда он вошел в комнату, она попыталась
спеть песню. Она запела:
"Я буду любить тебя вечно,
Ты мне всегда будешь нравиться. "
Но она не смогла закончить песню, потому что
она была очень старая и очень больная.
Тогда сын подошел к матери.
Он взял её на руки и начал качать туда-сюда, туда-сюда.
И пока он ее качал, он пел:
"Я буду любить тебя вечно,
Ты мне всегда будешь нравиться,
И пока я живу,
Ты всегда будешь моей Мамой".
Когда сын пришел домой этой ночью,
Он долго стоял на ступеньках лестницы и долго думал.
Потом он вошел в комнату, где спала его маленькая дочка.
Он взял ее на руки
И начал очень медленно качать ее туда-сюда, туда-сюда.
И пока он ее качал, он пел:
''Я буду любить тебя вечно,
Ты мне всегда будешь нравиться,
И пока я живу,
Ты всегда будешь моим ребенком".
3. Заключительная часть
Упражнение «Откровенно говоря …» (Рефлексия)
Рефлексия: передавая мячик расскажите о своих впечатлениях и чувствах, возникших в течении собрания, как вы себя чувствовали в начале, в процессе, и постарайтесь проанализировать причину их возникновения. Что понравилось? Что запомнилось? Что возьмите себе на заметку и в практику общения со своим ребенком?
Приложение
ПРАВИЛА ПОЗИТИВНОГО ОБЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ
1. Безусловно, принимайте и уважайте ребенка. Таким каков он есть.
2. Если вы рассержены на ребенка, нужно выражать свое недовольство. Но не ребенком в целом, а его отдельными действиями.
3. Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства. Раз чувства у него возникли, значит, для этого есть основания.
4. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастает в неприятие ребенка.
5. Активно выслушивайте его переживания и потребности.
6. Будьте (читайте, играйте, занимайтесь) вместе.
7. Не вмешивайтесь в занятия, с которыми он справляется.
8. Помогайте, когда он просит.
9. Поддерживайте успехи.
10. Делитесь своими чувствами.
11. Конструктивно разрешайте конфликты.
12. Используйте в повседневном общении приветливые фразы.
13. Обнимайте не менее 4-х, а лучше по 8 раз в день.