Салмина Ирина
Развитие связной речи детей посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: «Раскрыть роль и значение дидактических игр в развитии речи детей».
Задачи:
• Закрепление умение детей по указанию взрослого подбирать знакомые предметы по цвету, по форме, величине.
• Расширение и обогащение представлений детей об окружающем.
• Формирование обобщённых представлений о предметах и действиях.
• Развитие активной речи; обогащение и расширение словаря.
Публикация «Развитие связной речи детей посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2022
• Совершенствование звуковой культуры речи.
• Расширение активного словаря: научить называть предметы, их назначение, состояние людей, использовать существительные, прилагательные, глаголы.
• Формирование умение называть предметы ближайшего окружения в естественной среде, на картинках; узнавать и называть людей различного пола и возраста
• Формирование развития потребности детей в общении посредством речи.
• Обучение простым формам монологической и диалогической речи.
С каждым годом растет число детей имеющих отклонения в развитии речи. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека. Без речевого окружения ребенок никогда не заговорит. Но и этого недостаточно для возникновения у него речи. Важно, чтобы у него самого появилась потребность к пользованию речью, как основным способом общения со сверстниками, близкими.
Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.
В семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если его речь несовершенна. Однако постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром, и очень важно, чтобы его хорошо понимали и сверстники, и взрослые. Поэтому овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте.
Изучая методическую литературу: «Развитие речи в детском саду» В. В Гербова, «Игры и игровые упражнения для развития речи детей» Г. С. Швайко, Е. И. Удальцова «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников», мы узнали больше о дидактической игре (ее структуре, видах, принципах, функциях, методике проведения). Анализируя результаты диагностики, наблюдая за играми детей, пришли к выводу, что через игру у детей дошкольного возраста развитие речи происходит быстрее. Почему? Да потому, что в дошкольном возрасте, игра является основным видом деятельности. Уже с самого раннего возраста детям доступны дидактические игры. Именно с помощью дидактических игр детям передаются определенные знания, формируются представления об окружающем мире, развивается речь, а также учат их играть.
Использование дидактических игр на занятиях способствует правильному и отчетливому произнесению звуков, слов, фраз, темпу речи, ее громкости, а также речевому слуху. Немаловажное значение для развития речи детей – это окружающая обстановка в группе и конечно, дома. Так же много значит правильное размещение дидактических пособий и игр, мест, где можно уединиться, поиграть за столом, посидеть, поговорить, посмотреть картинки. В нашей группе оформлен уголок «Дидактическая игра», где создана картотека дидактических игр по развитию речи детей, изготовлены дидактические пособия, развивающие лото. Все знания, которые дети получали на занятиях, в ходе бесед, на прогулках, вне занятий, в свободной деятельности, закреплялись в дидактических играх. Подобраны разные виды игр: игры – путешествия («Кто живет в лесу?», игры - поручения («Найди предметы красного цвета», игры - предположения («Зачем нужны игрушки?», игры – загадки («Овощи в загадках», игры - беседы («Я начну, а вы продолжите», «Расскажи про весну», «Подбери слово»).
Для реализации воспитания звукового анализа на занятиях детям предлагаются дидактические игры на различие свистящих, шипящих, твердых и мягких звуков, выделение в словах определенных звуков, слогов, ударения. Например, «Найди звук», «Картина – корзина».
В работе над дикцией, силы голоса, темпа речи используем скороговорки, чистоговорки, загадки стихи. Дети произносят их громко, шепотом, вполголоса и с разной скоростью (медленно, умеренно, быстро).
Игра «Скажи с разной интонацией» - позволяет дошкольникам пользоваться повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией.
Для формирования грамматического строя речи дошкольников используем дидактические игры «Чей хвост», «Кто чем питается», «Рассели по домикам», «Кто где живет?», «Кто кем был?».
Дети учатся подбирать однокоренные слова (весна – весенний, веснушки, лес - лесной – лесник) и подбирать производные слова.
На развитие синтаксической стороны речи используются игры – построения не только простых, но и сложных предложений. Так же используем игры, которые учат детей образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами (береза-березка-березонька); различать смысловые оттенки глаголов и прилагательных (бежал - забежал-подбежал); (умный-умнейший).
С целью обогащения, уточнения и активизации словаря уделяем внимание таким дидактическим играм, которые направлены на умение обобщать, сравнивать, противопоставлять: «У кого какой предмет», «Цветное лото», «Переезжаем на новую квартиру», «Про кого я говорю?», «Назови части целого», «Угадай игрушку», «Узнай, кто это?».
Игры с синонимами способствуют осознанию ребенка возможности подбирать слова сходные по значению и использовать их в речи. Игры «Сравни зверей», «Кукла грустная и веселая», «Как сказать по - другому?».
Развитие связной речи определяется умением строить разные типы высказываний описание, повествование, рассуждение. Это пересказы литературных произведений (В. Бианки «Купание медвежат», и русских народных сказок («Петух и лиса», используя сюжетные картинки, схемы, рассматривание и описание картин («Кошка с котятами», «Зайцы»).
Проведение образовательной деятельности с использованием дидактических игр :
способствует расширению и обогащению представлений детей об окружающем.
расширяет, обогащает и активизирует словарный запас детей.
развивает способность устанавливать простые причинно - следственные связи между предметами.
совершенствует звуковую культуру речи детей.
обучает простым формам монологической и диалогической речи.
способствует правильному произношению слов, звуков, фраз, темпу речи и речевому слуху.
развивает мышление, память, внимание, наблюдательность.
во время игр дети получают удовольствие, они любят играть.
Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства воспитателя, от знания им психологии ребёнка, учёта его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от чёткой организации и проведения всевозможных игр.
Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребёнка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребёнка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.
Перспективное планирование
Месяц Формы работы
С детьми С педагогами С родителями
сентябрь Создание предметно-развивающей среды Создание картотек дидактических игр, рус. нар. игр. Выставка детских поделок «Дары осени».
октябрь Разучивание пословиц и поговорок Консультация «Игровые педагогические технологии в ДОУ». Консультация «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка».
ноябрь Чтение сказки «Аленький цветочек». Значение иллюстраций в сказке. Проект «День матери». Спортивное развлечение «А ну-ка, мамы».
декабрь «Добро в гости к нам пришло». Путешествие по сказкам. Консультация «Игра, как средство развития речи». Консультация «Влияние семейного воспитания на психическое развитие ребенка».
январь Муз. развлечение «У рождественской елки». Круглый стол «Как воспитать нравственность у детей». Совместная прогулка «Зимние забавы – народу нравы».
февраль Беседа «О дружбе и друзьях» Консультация «Система педагогических методов воспитания культуры поведения дошкольников». Фотовыставка «Я и мой друг».
март Мероприятие «День вежливости». Мастер-класс «Игра ведущий вид деятельности». Конкурс рисунков «Я и моя семья».
апрель Беседа «Береги природу родного края». Консультация «Речевое развитие дошкольников». Посещение музея родного края.
май Открытое занятие «В мире доброты». Открытое занятие. Конкурс рисунков.
Практические выходы:
1. Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности. Тема: «Вода источник жизни».
2. Подготовка (принятие участия, проведение) семинара. Тема: «Игра – ведущий вид деятельности дошкольников»; «Развитие речи детей посредством дидактических игр».
3. Проведение мастер-классов для педагогов. Тема: «Игра-ведущий вид деятельности»;
4. Оформление папки-передвижки. Тема: «Азбука добра»;
5. Выставка работ. Тема: «Мамины помощники»;
6. Оформление сборника консультаций для родителей. Тема: ««Влияние семейного воспитания на психическое развитие ребенка», «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка».
7. Проект. Тема: «Игровые технологии в ДОУ».
8. Отчёт о проделанной работе за учебный год.
Литература:
1. О. С. Ушакова О. С. «Развитие речи детей 5—7 лет» 2012 г.
ТЦ Сфера
2. А. П. Усова «Роль игры в воспитании детей» 1976 г. Москва «Просвещение»
3. В. В Гербова «Развитие речи в детском саду»
4. Е. Н. Удальцова «Дидактические игры в воспитании и обучении детей» 1976 г. Минск
5. С. Л. Новоселова «Игра дошкольника» 1989 г. Москва ««Просвещение»
6. А. Н. Сорокина «Дидактические игры в детском саду»1982г. Москва «Просвещение»
7. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи».
Выводы:
Формы представления результатов самообразования:
• Доклад на педсовете, сообщение на педсовете.
• Консультация, консультация-практикум, семинар-практикум.
• Открытое занятие, открытый просмотр.
• Творческий отчет.
• Проведение мероприятий, развлечений.
• Наглядно-иллюстративный материал.
• Консультация для родителей, сообщение на родительском собрании.