Марина Пляскина
Единые требования преемственности начальной и основной школы «Русский язык и математика»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 26 имени дважды Героя Советского Союза И. А. Плиева
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ № 26
___ И. А. Мзокова
Единые требования
преемственности начальной и основной школы
/ русский язык и математика /
Составители:
зам. директора по УВР Хатагова Е. Р. ,
Публикация «Единые требования преемственности начальной и основной школы „Русский язык и математика“» размещена в разделах
- Математика. Конспекты уроков
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Начальная школа. 1-4 классы
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
учитель математики Сохиева Ф. С. ,
учитель русского языка и литературы Пляскина М. А.
Владикавказ, 2021
Русский язык
1. Твердо знать теоретический материал :
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
• Имя существительное – это знаменательная часть речи, которая отвечает на вопросы КТО? и ЧТО? и обозначает предмет. Изменяется по числам и падежам. Имеет женский, средний и мужской род. Бывает собственными и нарицательными, одушевленными и неодушевленными. Относятся к 1, 2 и 3 склонению. В предложении выступает в роли любого члена.
• Чтобы проверить безударное окончание существительного, надо определить склонение и падеж.
• Существительные склоняются, а глаголы спрягаются.
• Склонение – это изменение по падежам и числам
• Чтобы определить падеж существительного, надо задать вопрос.
Падеж Падежный вопрос
Именительный Кто? Что?
Родительный Кого? Чего?
Дательный Кому? Чему?
Винительный Кого? Что?
Творительный Кем? Чем?
Предложный О ком? О чем?
• Чтобы определить склонение существительного, надо поставить слово в начальную форму (Им. п., ед. ч., определить род и окончание.
• К 1 склонению относятся существительные мужского и женского рода с окончанием –а,я.
Ко 2 склонению относятся существительные среднего рода с окончанием –о,е и существительные мужского рода с нулевым окончанием.
К 3 склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
• Имя прилагательное – это знаменательная часть речи, которая отвечает на вопросы КАКОЙ? и ЧЕЙ, обозначает признак предмета. Изменяется по родам, числам и падежам. Всегда связано с существительным, в каком роде, числе и падеже имя существительное, в таком же и имя прилагательное. В предложении чаще всего бывает определением. А краткое прилагательное выступает в роли сказуемого.
• Чтобы определить безударное окончание прилагательного, надо найти слово, к которому относится прилагательное, и от него задать вопрос. Какое окончание в вопросе, такое же и в прилагательном.
ГЛАГОЛ
• Глагол – это знаменательная часть речи, которая отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? и ЧТО СДЕЛАТЬ, обозначает действие предмета. Изменяет по родам, числам и временам. Глаголы относятся к I и II спряжению. В предложении чаще всего бывает сказуемым.
Ко 2 спряжению относятся:
• все глаголы на- ИТЬ (кроме БРИТЬ,СТЕЛИТЬ, ЗИЖДИТЬСЯ);
• 7 глаголов на – ЕТЬ: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, вертеть, терпеть; зависеть.
• 4 глагола на – АТЬ: гнать, держать, слышать, дышать
• А все остальные относятся к 1 спряжению
1 спряжение
-ЕШЬ, -ЕТ, -ЕМ, -ЕТЕ, -УТ(- ЮТ) : Е
___
2 спряжение И
-ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -АТ(- ЯТ)
АЛГОРИТМ (т. е. порядок действий)
1. Поставь глагол в начальную форму, не меняя вида.
2. Определи, на что заканчивается глагол.
3. По таблице определи спряжение
• Каждый глагол имеет особую форму, которая называется начальной или неопределенной формой (инфинитивом) и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? и ЧТО СДЕЛАТЬ? Имеет свои формообразовательные суффиксы:
-ть, -ти, -чь: читать, нести, испечь.
• НЕ с глаголами всегда пишется раздельно, кроме слов, которые без НЕ не употребляются (негодовать, невзлюбил).
• Местоимение – это знаменательная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их, то есть заменяет существительное, прилагательное, числительное и глагол.
АЛФАВИТ
И ОСОБЕННОСТИ НЕКОТОРЫХ БУКВ
• АЛФАВИТОМ называется собрание всех букв. Расположенных в определенном, общепринятом порядке. Ь и Ъ знаки не обозначают звуки.
• Разделительный Ъ пишется после приставок на согласный перед Е, Ё, Ю, Я.
• Разделительный Ь – в корнях, суффиксах и окончаниях перед Е, Ё, Ю, Я, И (барьер, лисьи, костью, бурьян, фортепьяно)
• Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, если:
а) стоять в начале слова;
б) если стоят после Ъ и Ь знаков;
в) если стоят после гласной.
• ЧА-ЩА пишется с буквой А.
• ЧУ-ЩУ пишется с буквой У.
• ЖИ-ШИ пишется с буквой И.
• Если в слове есть удвоенная согласная, то при переносе одна остается на строчке, а другая переносится на следующую. Если в слове стоит Ь, то он остается на строчке, а следующий слог переносится. Если в середине слова стоит буква Й, то она остается на строчке, а следующий слог переносится.
• Сочетания букв ЧК, ЧН, НЧ, РЩ, ЧТ пишутся без мягкого знака
ЧАСТИ СЛОВА
• Части слова – приставка, корень, суффикс и окончание
• Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Приставка всегда пишется слитно.
• Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
• Корень – это главная часть слова, в котором заключено лексическое значение слова.
• Предлог – это служебная часть речи, которая служит для соединения слов в словосочетании. Предлог со словами пишется раздельно.
• Родственными (или однокоренными) называются слова, у которых один корень с одинаковым лексическим значением (гора – горный)
• Безударные гласные в корне могут быть проверяемые. И тогда надо подобрать такое однокоренное слово, чтобы на корень падало ударение. Слова, в которые гласная непроверяемая, нужно запомнить.
• Однородными членами предложения называются слова, которые отвечают на один вопрос и относятся к одному слову. Все члены предложения могут быть однородными. Если между двумя однородными членами стоит союз И, запятая не ставиться. А перед союзами А и НО всегда ставится запятая. Если союз И повторяющийся, то запятая ставится, начиная с первого однородного члена.
• Антонимы – противоположные по смыслу слова.
• Синонимы – близкие по смыслу слова.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
• Предложение – это слово и целый ряд грамматических связанных друг с другом слов. При помощи предложения человек высказывает свои мысли в устной или письменной форме, предает их другим. Предложением является любое высказывание, заключающее в себе вопрос, сообщение или призыв к чему-нибудь.
Определение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопрос КАКОЙ? И ЧЕЙ? и подчеркивается волнистой линией ()
Обстоятельство – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? КОГДА? КАК, подчеркивается точка – тире (.)
Дополнение – второстепенный член предложения, который отвечает на косвенные падежи (все, кроме именительного) и подчеркивается пунктиром (_ _ _ _ _)
• Словосочетание – это два слова, в которых одно главное, а другое зависимое. Подлежащее и сказуемое, и однородные члены НЕ ЯВЛЯЮТСЯ словосочетанием.
• Чтобы проверить непроизносимую согласную в корне слова, надо слово изменить так, что эта согласная слышалась ясно.
2. Разборы производить по следующим схемам:
• Фонетический
Ель – 1сл.
[й ] – согл., зв., непарн. *
е
[э] – гл., ударн.
л – [л ] – согл., зв., непарн.
ь – [-]
3б., 3 зв. * (если парн. [з])
• Морфемный разбор
• Морфологический разбор
В лесу
В лесу – н. ф., лес – сущ.
I. Пост. призн. :
II. Непост. призн. :
III. Синт. роль: В лесу (где)
___
• Синтаксический разбор
Предлоги подчеркиваются также, как слово, к которому они относятся.
Союзы обводить кружочком.
Обязательно писать характеристику и выписывать словосочетания
пр. прил. сущ. сущ. гл. сущ.
В зимнем лесу звери нарядили елочку.
_ ._. ___ ___ _ _ _ _ _
___
(Повест., невоскл., прост., двусост., распростр., неослож.).
Синтаксис
Главные члены – подлеж., сказуемое (как найти - правильные вопросы)
Для подлежащего: О чем? О ком говорится в предложении?
Для сказуемого: Что говорится о подлежащем?
Синтаксический разбор предложения:
• -ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ
повествоват. - сообщается информация
вопросит. - задаётся вопрос
побудит. - содержится приказ /просьба;
• -ПО ИНТОНАЦИИ
восклиц. (с особой интонацией)
невосклиц. (с обычной интонацией);
• -ПО СОСТАВУ
простое (1 грамматическая основ
сложное (2 и более грамматических основ);
• -ПО НАЛИЧИЮ ГЛАВНЫХ ЧЛЕНОВ
односоставное (только один главный член)
двусоставное (оба главных члена);
• -ПО НАЛИЧИЮ ВТОРОСТЕПЕННЫХ ЧЛЕНОВ распространённое (есть хотя бы один)
нераспространённое (нет ни одного)
• -ЧЕМ ОСЛОЖНЕНО ПРЕДЛОЖЕНИЕ (однородными членами)
Общие рекомендации
3. Уметь объяснять вставленную орфограмму и пунктограмму (куда пишет; что пишет; и почему) Осознанное применение правил.
4. Владеть смысловым чтением (самостоятельно объяснять, что нужно сделать в упражнении).
5. Добиться 100% правильного написания словарных слов (наизусть).
6. Ежеурочно проводить самостоятельную работу и делать работу над ошибками.
7. Уметь давать письменный (развернутый) ответ на проблемный вопрос.
8. Проводить тематические зачеты.
Умения по русскому языку и литературе из программы начальной школы для сдачи устного экзамена по русскому языку (9 класс) :
1. Выразительно, без ошибок, без повторов слогов, правильно ставя ударение, читать.
2. Уметь прочитанный текст пересказать.
3. Уметь составить устное сочинение–описание по фотографии (не менее 10 предложений).
4. Уметь составить сочинение-повествование и сочинение-рассуждение на заданную тему (не менее 10 предложений).
Умения по русскому языку из программы начальной школы для подготовки к ОГЭ
(9 класс) :
1. Умение находить эпитеты, метафоры, сравнения, фразеологизмы;
2. Умение находить грамматические основы.
Знание тем по русскому языку для подготовки к ЕГЭ (11 класс) :
1. Умение выделить главную мысль в тексте из 3-4 предложений.
2. Вставить в текст слово по смыслу.
3. Правильно ставить ударение в словах.
4. Найти правильно употребленное слово в предложении.
5. Нахождение слов с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне.
6. Правописание окончаний глаголов.
7. НЕ с глаголами.
8. Знаки препинания при однородных членах и в сложных предложениях.
9. Знаки препинания при обращении.
10. Умение найти информацию в тексте.
11. Умение склонять личные местоимения.
12. Умение определить часть речи.
Математика
1. При решении уравнений применять правила нахождения компонентов действий.
2. Письменные вычисления при решении задач и т. д. выполнять в тетради, а не в черновике.
3. Уметь анализировать задачи (что дано, что неизвестно, что надо найти… алгоритм решения, а не ответ сразу).
4. Таблица сложения. НАИЗУСТЬ.
5. Таблица умножения. НАИЗУСТЬ
6. Обратить внимание на деление в столбик.