любовь еремина
Детский фольклор в игре с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Чтобы сделать игру детей интереснее, я часто пользуюсь детским фольклором.
Крупнейший исследователь детского фольклора Г. С. Виноградов писал: «Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы – это фольклор».
Публикация «Детский фольклор в игре с дошкольниками» размещена в разделах
Детям очень нравится обыгрывать каждую разучиваемую потешку, прибаутку, приговорку.
Укладывая малышей спать, мной используются колыбельные песенки и приговорки, например:
***
Баю-баю-баиньки
Купим детке валенки.
Наденем на ножки,
Пустим по дорожке.
Будет детонька ходить,
Будет валенки носить.
***
Баю-бай, баю-бай,
Ты собачка не лай,
Петушок, не кричи,
Наших деток не буди.
Наши детки будут спать
И большими вырастать.
Колыбельные песенки успокаивающе действуют на младших дошкольников, помогают им быстрее уснуть. Даже в подготовительной группе, ложась спать в тихий час, ребята очень часто просят спеть им песенку. В этом возрасте это уже не колыбельные, а любые другие – напевные и спокойные мелодии. Один из моих воспитанников даже название им придумал - «песенки-чудесенки».
Общаясь в повседневной жизни, ухаживая за детьми (умывая, причесывая, поправляя одежду) я пользуюсь поэзией пествования, например:
***
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки алели,
Чтоб смеялся роток,
И кусался зубок.
***
Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти косонька до пят –
Все волосоньки в ряд.
Расти коса не путайся
Маму, дочка слушайся.
.
***
Наша доченька в дому,
Что оладушек в меду,
Что оладушек в меду
Сладко яблочко в саду!
***
Наша Маша маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая
Машенька – бедовая.
И многие другие. Подобные пестушки удовлетворяют потребность детей в тактильных движениях. Они обязательно сопровождаются поглаживанием малышей по головке, ручкам, ножкам, плечикам – это язык эмоционального общения. В любые виды деятельности я стараюсь включать загадки, пословицы, поговорки.
Постепенно дети подростают, и сами начинают участвовать в играх со сверстниками. Чтобы собрать желающих на игру они стали использовать заклички, например: «Тай, тай, налетай! Кто в Али-баба играй!», выбирая водящего, научились пользоваться считалками, например:
Раз, два, три, четыре пять –
Мы собрались поиграть,
К нам сорока прилетела,
И тебе водить велела!
Детский фольклор дает возможность уже с самого раннего возраста приобщать детей к народному творчеству. Автор книги «На золотом крыльце сидели» Г. Н. ФЕДОРОВА отмечала, что «благодаря этому еще за долго до ознакомления со сказками, былинами и другими жанрами русского фольклора, на материале детского фольклора у детей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков – русской народной культуры».
Используемые в работе с детьми народные игры, в основе которых лежат простейшие попевки, дают возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Играя, дети получают бодрость, радость от общения со сверстниками, а это обязательно приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.
Мои ребята очень любят играть в те игры, где можно и нужно ловить друг друга, например «Воробышки и кот», «Гуси-лебеди», «Лиса и зайцы» и т. п.
Дети активно «впитывают» поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно проговаривая народные тексты. Таким образом, фольклор вошел в их повседневную жизнь.
Самыми любимыми являются игры на координацию речи с движением, например: «Сорока, Сорока…», «Мишка косолапый», «Это кто же тут проснулся?.» и другие. Меня это радовало, ведь каждое произведение фольклора было связано с очень полезными и важными движениями, которые удовлетворяли потребность детей в двигательной активности.
Используя фольклор в работе с малышами, я решила следующие задачи:
Установление и формирование доверительных, добрых, ласковых отношений с детьми;
Полноценное развитие мелкой моторики и руки.
Развитие мелкой моторики и руки неразрывно связано с умственным развитием детей, развитием их речи.
Играя, дети учатся разнообразным выразительным движениям (подражание животным, игре на музыкальных инструментах, яркой мимике и жестам. Благодаря фольклору обогащается их эмоциональная сфера.
С самого раннего возраста на занятиях по сенсорному воспитанию дети сталкиваются с матрешками. Эти яркие фигурки всегда нравятся детям. Сначала это была простая игра, дети с восторгом наблюдали, как из самой большой выходит еще одна поменьше, а потом еще и еще, заканчиваясь самой маленькой.
В младшей группе я заметила, что дети, особенно девочки, собирая матрешку стали обращать внимание на цвет глаз, волос, фартучка или платочка, а иногда и на рисунок на платке. Играя, приговаривали: «Красивая матрешка», «Красные цветочки» «маленькие ягодки», «большие цветочки»… Матрешка стала частой нашей гостьей в играх. Дети с легкостью выделяли ее среди игрушек группы.
Внесение в группу дымковских игрушек было замечено сразу. Яркие игрушки забавы быстро привлекли их внимание. Ребятки находили в дымковских игрушках-забавах образы знакомых зверей и птиц. Это нарядные и задорные игрушки.
Еще А. П. УСОВА писала: «Более детской игрушки трудно придумать, на ней необходимо учиться тому, как можно яркое и радостное сделать вполне ощутимым для ребенка».
Дымковская игрушка вбирает в себя черты нашей современности, стремясь органически соединить прошлое с настоящим. Эти игрушки использовались мной на развитии речи, рисовании, аппликации и конечно же
в физкультурных паузах, в качестве игровых и сюрпризных моментов. Они «разговаривали» с детьми, «танцевали», а иногда и «пели». Все эти действия сопровождались художественным словом, например:
***
Посмотри, как хороша эта девица-душа
Щечки алые горят, удивительный наряд:
Сидит кокошник горделиво,
Барышня так красива,
Как лебедушка плывет, песню тихую поет…
Или:
***
Вот индюк нарядный
Весь такой он складный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост.
Точно солнечный цветок
И высокий гребешок,
Красной краскою горя,
Как корона у царя!
***
Конь бежит – вся земля дрожит
В поле травушка-муравушка
ничком лежит.
***
С переливами поет,
Утром будит весь народ,
Золотой гребешок
Гордо носит петушок.
Дети с большим удовольствием использовали дымковские игрушки в самостоятельных играх: строили для них домики, водили в гости, катали на машинках и в колясках, поили и кормили.
Несколько лет назад, в читальном зале библиотеки, мне в руки попала книга «Перо Жар-птицы» (Перо Жар-птицы – символ красочного искусства народных художников). Листая книгу, я узнала, что был такой искусствовед Ю. Овсянников, который много путешествовал, собирая материал о том, как возникли и обрели славу русские народные промыслы. Довелось ему побывать и в Заволжье, в деревушке, расположенной во многих десятках километров от ближайшей железной дороги. Там, от пожилой женщины Аграфены Никитичны услышал он интересную сказку «Жар-птица» (своеобразную версию возникновения промыслов на Руси). Эта сказка впечатлила меня.
Дети подросли. Обратив внимание, что им интересно все, что связано с народным искусством, я решила попробовать прочитать им сказку о рукодельнице Марьюшке и Кащее Бессмертном. Как я и думала. Дети не остались равнодушными к услышанному. Все очень переживали за Марьюшку, превращенную Кащеем в Жар-птицу, ругали орла, погубившего ее. Ирочка даже заплакала.
Заканчивается сказка так: «…Сбрасывает Марьюшка перья, а сама понимает, что силы ее к концу подходят.
Умерла Жар-птица в когтях у орла черного. А перья ее сами по себе на земле жить продолжают. Были те перья не простые, а волшебные. Не всякий их увидеть может. А только тот, у кого душа красоту понимает и руки ту красоту для других создавать готовы…».
Дослушав сказку до конца, дети примолкли. Через некоторое время стали задавать вопросы:
ДАША: Что это за перья такие? Почему они волшебные?
ОЛЯ: Как перья без птицы на Земле жить могут?
ИГОРЬ: Почему не все могут их увидеть?
ВАНЯ: Где теперь перья Жар-птицы?
И многие другие моменты интересовали их.
С того самого дня мы стали останавливаться на всех промыслах более подробно, чем раньше. Я старалась подобрать интересные сведения о народных мастерах и их ремесле, фотографии и иллюстративный материал. В группе появились настольно-печатные игры, закрепляющие знания детей о народно-декоративном искусстве.
Планируя работу по ознакомлению с тем или иным народно-декоративным промыслом, старалась пропустить его через все виды детской деятельности. Особое место занимает продуктивная деятельность. Дети получали первые художественные впечатления, приобщались к искусству, овладевая разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимали рисование, лепка и аппликация. Изобразительная деятельность интересна для ребят - они получают возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок, пластилина, бумаги. Этот процесс вызывает у детей чувство радости, удивления.
Их навыки закрепляются и развиваются в дидактических играх. В совместной деятельности с детьми используются народные (подвижные, хороводные) игры, русские народные сказки и фольклор.
Н. К. Крупская отмечала – «игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, гибкое тело, верный глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. Игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания».
На важную роль игры указывал и Макаренко, рассматривая игровую деятельность как основной вид всестороннего развития детей.
Игра – косвенный метод воздействия. Играя, ребенок не ощущает на себе влияния взрослого, т. к. является полноценным участником игры. В игре воспитание становится процессом самовоспитания.
***
Знакомясь с народным творчеством, дети учатся понимать и воспринимать прекрасное. Слушая сказку, получают представление о добре и зле. Рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, дети испытывают чувства радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их. Все это стимулирует детей самим научиться создавать прекрасное.