Юлия Кутырева
Дыхательная гимнастика в ДОУ
▼ Скачать
В настоящее время, проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей. Объем познавательной информации для дошкольников достаточно высок, растет доля умственной нагрузки и в режиме дня. Вследствие этого нередко наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их дальнейшего развития.
Публикация «Дыхательная гимнастика в ДОУ» размещена в разделах
Поэтому педагоги детских дошкольных организаций большое внимание уделяют дыхательным упражнениям на учебных занятиях и в свободной деятельности что способствует развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшению кровообращения в легких.
Дыхание — один из важнейших физиологических процессов. От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, работоспособность и выносливость. Человек может прожить без пищи и воды несколько дней, но без воздуха самое большее - несколько минут. При недостаточном поступлении воздуха сердце и иммунная система начинают работать активнее, предотвращая тем самым проникновение инфекции и недостаток кислорода.
Дыхательная гимнастика - это комплекс специализированных дыхательных упражнений, направленных на укрепление физического здоровья ребенка. Она служит для развития у ребенка органов дыхания, постановки различных видов дыхания, а также профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Дыхательной гимнастикой можно начинать заниматься с детьми, достигшими возраста 4-5 лет.
Известно, что дыхательная гимнастика :
повышает общий жизненный тонус человека, сопротивляемость, закаленность и устойчивость организма к заболеваниям дыхательной системы
предупреждает застойные явления в лёгких и способствует нормализации физиологического дыхания через нос :
укрепляет дыхательную мускулатуру, увеличивает подвижность грудной клетки и диафрагмы;
стимулирует обмен веществ, благотворно воздействует на эндокринную и сердечно-сосудистую системы, кровообращение;
насыщает организм оптимальным количеством кислорода;
способствует уравновешиванию нервных процессов.
Дыхательная гимнастика обладает преимуществом:
1. Гимнастика сочетается со всеми циклическими упражнениями: ходьба, бег, плавание - особенно.
2. Дыхательная гимнастика - отличная профилактика болезней.
3. Гимнастика положительно влияет на организм в целом. Она ведь не чисто дыхательная - в работу включаются все мышцы.
4. Гимнастика доступна всем людям.
5. Для занятий гимнастикой не требуется особых условий - специальной одежды (спортивный костюм, кроссовки и т. д., помещения и прочих.
6. Высокая эффективность. После первых занятий объем легких значительно увеличивается.
7. Дает хороший эффект для тренировки мышечной системы дыхательного аппарата и грудной клетке.
8. Гимнастика показана и взрослым, и детям.
Дыхательную гимнастику можно использовать в течение всего дня, а именно: в организации физкультурных занятий, в проведении утренней гимнастики, в подвижных играх на прогулке, в беседах, в проведении физкультминуток, в различных форм активного отдыха, самомассажа, пальчиковой гимнастики, в выполнении звуковых дыхательных упражнениях на занятии, в элементах точечного массажа, в гимнастике пробуждениях, Дыхательную гимнастику можно выполнять как в покое, так и при ходьбе.
Правила успешного овладения дыхательной гимнастикой :
• дышать носом
• дышать медленно
• концентрировать внимание на дыхательном упражнении, что увеличивает его положительное воздействие;
• выполнять каждое упражнение не дольше, чем оно доставляет удовольствие;
• дышать с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект.
Дыхательные упражнения
(каждое упражнение выполняем по 3-5 раз)
«Потягушки»
Стоя, руки вдоль туловища, на счёт 1 – руки вверх и вдох. 2 – руки вниз и выдох. (Повторяем 4-5 раз)
«Обнимашки»
Стоя, руки перед собой, на счёт 1 – руки в стороны и вдох. 2 – ребёнок охватывает свои плечи руками и выдох.
«Загони мяч в ворота»
Самое популярное упражнение. Ворота можно построить из 3-х карандашей или из счётных палочек, скатать ватный шарик – это будет мячик и попросить ребёнка подуть (язычок в форме «лопатки», щеки не надувать)
«Фокусник»
Кладём ребенку на носик кусочек ватки и просим сдуть с носика на счёт 4 (следим, чтобы губы были в форме улыбке, боковые края языка прижаты к верхней губе, дуть на серединку язычка) смех и веселье на занятии гарантированы.
«Носорог»
представляем себя носорогом, который дышит поочерёдно через одну, потом через другую ноздрю.
«Водолаз»
Предложите ребёнку посоревноваться с вами, вообразив, что вы отправляетесь на дно океана, как настоящий водолаз и держите дыхание как можно дольше.
«Воздушный шарик»
Лёжа, руки проложить на животик, представив, что вместо животика воздушный шарик и теперь медленно надувать воображаемый шарик, а после этого мама или логопед хлопает в ладоши (через 5 секунд) и шарик сдувается.
«Хомячок»
Это упражнение очень нравится детям. Предложите ребёнку изобразить хомячка, надув щечки, пройтись 10 шагов, после этого повернуться и хлопнуть себя по щечкам, выпустив воздух. Потом пройтись ещё несколько шагов, дыша носом, как бы вынюхивая новую еду для наполнения щёчек.
А также можно использовать мыльные пузыри, дуть на одуванчики и учиться самостоятельно надувать воздушные шарики.
Рекомендации по занятиям
Дыхательные упражнения рекомендуется проводить в проветриваемом помещении, а лучше всего на открытом воздухе.
Обязательное условие для выполнения упражений – хороший настрой педагога или мамы, которая занимается с малышом, так как ваше настроение передается ребёнку.
Не занимайтесь дыхательной гимнастикой сразу после еды, но и на голодный желудок тоже не рекомендуется делать упражнения, так как это может спровоцировать головокружение у ребёнка.
Не стремитесь выполнить сразу все упражнения в одно занятие. Я обычно включаю дыхательную гимнастику в начале логопедического занятия или в середине для разгрузки. (2-3 минуты будет достаточно для первого раза).
Во время дыхательных упражнений внимательно следите за самочувствием ребенка. Если вдруг он побледнел и ощущает головокружение или слабость, сразу прекратите занятие.
Следите, чтобы во время выполнения упражнения корпус малыша был неподвижным и чтобы не было напряжения в теле.
Все упражнения проводим в игровой форме. А чтобы малышам было еще интереснее, взрослые тоже могут принимать участие в игре и даже устраивать маленькие соревнования.