Анна Жохова
Дыхательная гимнастика как средство оздоровления детей дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Жизнь в 21-ом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении.
Публикация «Дыхательная гимнастика как средство оздоровления детей дошкольного возраста,» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Развитие речевого дыхания
- Темочки
На мой взгляд, одним из наиболее эффективных решений проблемы оздоровления детей является введение в общую программу обучения и воспитания различных методов дыхательной гимнастики.
Ознакомившись с многочисленной литературой и с такими наиболее известными методами, как волевая ликвидация глубокого дыхания по К. П. Бутейко, парадоксальная дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой, я остановила свое внимание на программе «Азбука дыхания», разработанной с учетом метода К. П. Бутейко, а также методикой трехфазного дыхания О. Г. Лобановой. Почему именно это направление? Чем оно меня привлекло?
Правильное дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное кровообращение, препятствует разрастанию аденоидных вегетаций, предохраняет от переохлаждения, сухости и инфицирования слизистой оболочки носа, рефлекторно помогает регуляции мозгового кровообращения.
По моим наблюдениям и откликам родителей те дети, которые обучались правильному дыханию в течение курса лечения в нашей группе, более внимательно стали относиться к себе и своему здоровью, а главное, стали меньше болеть простудными заболеваниями, приобрели красивую осанку.
И, вероятнее всего, эти дети с большим желанием примут тактику здорового поведения, чем те, кто не обучался навыкам гигиенической регуляции дыхания.
Я стараюсь не быть скучной – мы играем, каждое свое движение пытаемся делать новым, незнакомым, интересным. Мы не занимаемся дыхательной гимнастикой, мы играем в гимнастику. Но, главное, своими играми мы задаем себе состояние удовольствия, интереса, любви.
С целью систематического использования дыхательных упражнений и результативности мы стали вносить их в структуру физкультурного занятия, заменяя ими обычный комплекс общеразвивающих упражнений. При этом мы помнили о том, что дыхательные упражнения не могут заменить собой другие упражнения, а только дополняют их. На занятиях используем и специальные игры для профилактики заболевания дыхательной системы – «Король ветров», «Воздушный шар» и другие.
В процессе утренней гимнастики мы чередуем общеразвивающие упражнения с комплексами дыхательной и звуковой гимнастики.
В течение дня мы проводим разные дыхательные и звуковые упражнения во время непосредственной организованной деятельности (для снятия напряжения и усталости, физкультминутках, гимнастике пробуждения, в общеукрепляющей гимнастике на фитболах и др. Я сделала подборку и оформила картотеку различных дыхательных гимнастик, динамических пауз и физкультминуток.
Знакомясь и играя в игры на развитие правильного дыхания на специально организованных режимных моментах, дети начинают их использовать и самостоятельно. Каждое дыхательное упражнение имеет название, для которого мы придумываем картинку-обозначение. Эти картинки вставляются в куб с кармашками. Подбрасывая куб, дети случайным образом выбирают, во что сегодня мы играем.
Для формирования устойчивой психологической установки на правильное выполнение регуляции дыхания большое значение имеют и подобранные нами дыхательные тренажеры и дидактические игры. Маленькие ветрячки, купленные по случаю, оказались очень нужной вещью для работы с детьми. Их мы используем в НОД в качестве дыхательной паузы, с помощью них учимся контролировать силу воздушной струи соответственно словам стихотворения, их же дети используют и в своих играх.
В качестве дыхательных тренажеров используем и разнообразные дудочки, свистульки и даже обычные мыльные пузыри. Есть у нас и самодельные дидактические игры на развитие дыхания : «Звезды улетайте», «Ветерок и бабочка», «Воздушный футбол». В этих играх дети учатся делать глубокий вдох через нос, выдыхать через рот, контролируя силу и направление воздушной струи.
Кроме непосредственных упражнений и игр дыхательной направленности я провожу с детьми специальные беседы, основанные на программе «Азбука дыхания», которая разработана с учетом метода К. П. Бутейко, а также методикой трехфазного дыхания О. Г. Лобановой. Эти занятия, связанные с получением элементарных знаний по физиологии, гигиене дыхания, проводятся в форме бесед. Точное время беседы устанавливать довольно трудно, поэтому я ориентируюсь на физическое и духовное состояние группы. Во время таких занятий-бесед, в процессе обучения дети изучают дыхание, получают элементарные знания по физиологии, гигиене дыхания. На основе полученных знаний формируются элементарные навыки гигиены, самоконтроля и регуляции дыхания. Основной задачей обучения является формирование устойчивой психологической установки на правильное выполнение регуляции дыхания, навыков произвольной регуляции дыхания в покое, в процессе речи и во время движения.
В группе оформлен центр «Здоровье», где я вывешиваю демонстрационный материал по правильному дыханию. Его мы используем как в НОД, так и в повседневной жизни он всегда у детей на виду.
Таким образом, использование дыхательной гимнастики, как средства оздоровления в работе с детьми дошкольного возраста, создает возможность уменьшения заболеваний дыхательной системы. Только при совместном овладении педагогами и родителями элементов дыхательной гимнастики дает положительный результат в оздоровлении ребенка не только на физическое развитие, но и на иммунитет организма в целом.
Одним из положительных моментов применения дыхательной гимнастики в системе оздоровления дошкольников является, во-первых то, что не требует высоких экономических затрат и поэтому может применяться в любом дошкольном учреждении, а во-вторых, доступность рекомендуемых средств и методов дыхательной гимнастики позволяет использовать ее воспитателям и родителям с их детьми.