Наталья Шевченко
Дыхание — основа жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Часто люди недооценивают значение правильного дыхания. Мы воспринимаем дыхание как нечто само собой разумеющееся, перестали уделять внимание этому важному в жизнедеятельности организма процессу, оно настолько привычно для нас, что никто не будет осознанно наблюдать за процессом вдоха и выдоха. Без еды и воды человек может прожить в течение нескольких дней, а вот если ему перекрыть доступ к воздуху, то он продержится не больше нескольких минут. Из чего напрашивается вывод: дыхание — это основа жизни. От того, насколько правильно мы дышим, зависит продолжительность и качество нашей жизни. Правильное дыхание способствует не только укреплению органов дыхания, но оказывает общеукрепляющий и оздоровительный эффект на весь организм. Для физиологии человека дыхание играет ключевую роль, так как благодаря этому процессу в организм поступает кислород. Кроме того, дыхание всегда связано с душевным состоянием человека: люди, управляющие своим дыханием, регулируют и собственные эмоции.
Публикация «Дыхание — основа жизни» размещена в разделах
В восточной медицине дыхательные практики используются для поддержания молодости организма, гимнастика способствует долголетию, тормозит старение клеток, в частности и организма в целом.
В правильном процессе задействованы не только лёгкие, происходит сокращение мышц спины, плечевых и пресса, что значительно улучшает осанку, делая её ровной. А ровная осанка — это отсутствие проблем с позвоночником.
Чем лучше организм насыщается кислородом, тем быстрее циркулирует кровь, активизируется работа мозга и нервной системы, нормализуется давление и работа сердечной мышцы.
Выброс воздуха ротовой полостью, не отфильтрованного от микроскопических частиц пыли и грязи, микробов, подвергает человека инфекциям и стрессовым ситуациям, ухудшает умственную деятельность. Замечено, что дети при наличии полипов и аденоидов при ротовом дыхании значительно хуже усваивают учебный материал, кроме того отстают в физическом развитии от сверстников, не имеющих подобной проблемы.
Одной из важных функций жизнеобеспечения человека является дыхание. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы. Воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу, является источником образования звуков речи. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Развитие дыхания – важный этап коррекционного воздействия на детей независимо от вида их речевого дефекта. У большинства детей с речевыми нарушениями наблюдается слабое поверхностное дыхание. А для произнесения целого ряда звуков, таких, как свистящие, шипящие, сонорные, необходимо наличие сильной направленной воздушной струи, поэтому перед логопедом встает задача формирования у детей сначала физиологического, а затем на его основе речевого дыхания. Речевое дыхание существенно отличается от неречевого дыхания. В отличие от физиологического дыхания, происходящего автоматически, речевое дыхание является произвольным. При физиологическом дыхании вдох и выдох осуществляются через нос, причем вдох равен по продолжительности выдоху. При речевом дыхании после короткого глубокого вдоха следует пауза и лишь затем длительный выдох, в момент которого и осуществляется речевой акт. Дети имеют нарушения речевого дыхания различной степени выраженности. Это связано с недостатками моторного развития. Зажатость или общая несогласованность работы мышц препятствуют формированию нормального речевого выдоха и постановке звуков.
Предлагаемый комплекс мероприятий по формированию у детей правильного дыхания, нацелен не только на речевое развитие детей, но и на профилактику простудных заболеваний.
Первоначально проводится работа над развитием длительного выдоха без участия речи. При этом важно следить за тем, чтобы дети не поднимали плечи, излишне не напрягали мышцы дыхательного аппарата, чтобы выдох был плавным, постепенным, длительным.
Дыхательная гимнастика без использования игровых приемов
•Ребенок делает вдох- выдох (рот при этом закрыт, попеременно зажимая то одну, то другую ноздрю.
•Тренировка носового выдоха. Ребенок глубоко вдыхает и длительно выдыхает через нос. Рот при этом закрыт.
•Тренировка ротового выдоха. Ребенок вдыхает и выдыхает через рот (ноздри ребенка можно закрыть пальцами на начальном этапе выполнения данного упражнения).
•Вдох через нос, длительный выдох через рот. Необходимо следить, чтобы
ребенок не поднимал плечи и не напрягался.
•Вдох через рот, выдох через нос.
Рекомендации родителям
•Длительность выполнения данных упражнений около 5 минут.
•Упражнения выполняются в положении стоя в естественной позе, не напрягаясь.
Дыхательная гимнастика с использованием игровых приемов
• «Снегопад» - сделайте снежинки из ваты (рыхлые комочки). Предложите ребенку устроить снегопад дома. Положите «снежинку» на ладошку ребенку. Пусть он правильно сдует ее.
Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
Собралися мы в кружок,
Завертелись как снежок.
• «Листопад» - вырежьте из тонкой цветной бумаги осенние листья. Предложите ребенку устроить листопад дома, сдувая листочки с ладони.
• «Бабочка» - вырежьте из бумаги несколько бабочек. К каждой бабочке привяжите нитку на уровне лица ребенка. Произнесите с ним русскую народную поговорку:
Бабочка-коробочка,
Полети на облачко,
Там твои детки-
На березовой ветке!
Затем предложите подуть на бабочку длительным плавным выдохом, «чтобы она полетела».
• «Задуй свечу» - предложите ребенку задуть горящую свечу. Необходимо следить за плавностью выдоха и его достаточной интенсивностью.
• «Ветряная мельница» - для этой игры необходима игрушка - мельница из
песочного набора или вертушка. Ребенок дует на лопасти игрушки, взрослый
сопровождает его действия стихотворным текстом:
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч!
• «Футбол» - из кусочка ваты скатайте шарик. Это мяч. Ворота- два кубика или карандаша. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол». Вата должна оказаться между кубиками.
• «Живые предметы» - возьмите любой карандаш. Положите его на ровную
поверхность. Предложите ребенку плавно подуть на карандаш. Предмет покатится по направлению воздушной струи.
• «Кораблик» - пуская бумажный кораблик в тазу с водой, объясните ребенку, что для того, чтобы кораблик двигался, на него нужно дуть плавно и длительно. Заканчивая игру, произнесите вместе с ним:
Ветер, ветерок,
Натяни парусок!
Кораблик гони
До Волги - реки!
• «Чей пароход гудит лучше?» - для игры необходимы стеклянные пузырьки.
Взрослый один пузырек берет себе, а другой дает ребенку. Взрослый показывает, как можно погудеть в пузырек. Надо слегка высунуть кончик языка так, чтобы он касался края горлышка, пузырек касается подбородка. Струя воздуха должна быть длительной и идти посередине языка. После показа взрослый предлагает изобразить гудок ребенку. Если гудок не получается значит ребенок не соблюдает одно из данных требований.
• «Шторм в стакане» - для игры необходимы соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.
Рекомендации родителям
• Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать.
• Выдох должен быть длительным, плавным.
• Необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижать их ладонями).
• Упражнения можно выполнять как в положении сидя. Так и стоя.
Не переусердствуйте! Достаточно 3-5 повторений. Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к головокружению.
• Через несколько занятий усложняйте упражнения: во время выдоха пусть язык лежит на нижней губе.
Речевое дыхание- основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса.