Призова Надежда
Двигательная депривация детей дошкольного возраста с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема двигательной депривациидетей дошкольного возраста в физическом воспитании стоит достаточно остро. Это объясняется тем, что количество детей с ограниченными возможностями ежегодно растет, так по данным Министерства здравоохранения развития в России проживает 1,6 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья. К ним относятся дети с нарушением восприятия, с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, дети умственно отсталые и с задержкой психического развития, дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, с тяжелыми нарушениями речи, а также со сложными, комбинированными недостатками в развитии.
Публикация «Двигательная депривация детей дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах
Л. Н. Бережнова отмечает ключевые слова в понятии «депривация» - это лишение и ограничение, которое зависит не от самого человека, а от разных жизненных обстоятельств и факторов. Поэтому термин «двигательная депривация» прежде всего, рассматривается как состояние, испытываемое человеком при невозможности реализации потребности в движениях, а так же ограничение двигательной активности связанное с любыми факторами.
С двигательной депривацией человек сталкивается, чаще всего, тогда, когда есть ограничения в движениях (в результате травмы, болезни, или в других случаях). Такая депривация, не является непосредственно психической, оказывает тем не менее сильное воздействие на психическое состояние человека. Двигательная депривация влияет и на психическое развитие человека. В частности, в возрастной психологии получены данные о том, что развитие движений является одним из факторов формирования «образа Я». Ограничение детей в их стремлении бегать, лазать, прыгать, ползать приводят к возникновению тревожности, раздражительности и агрессивному поведению.
Л. А Ядвиршис в своих исследованиях, что основные причины возникновения депривации могут быть :
• внутренними – условия возрастного развития,
- недостатки в психическом развитии,
- недостатки в физическом развитии,
- недостаток двигательной активности, связанный со здоровьем;
• внешними – ближайшее окружение ребенка,
- неблагоприятная среда,
- социально-психологические условия,
- невозможность реализации потребности детей в движении.
Факторы влияющие на двигательную депривацию :
• детский фактор – не может выполнять упражнения, стесняется своего дефекта, с трудом вступает в контакт с окружающими, неуверенно выполняет упражнение, по отношению к другим проявляет агрессивность и ревность, нет интереса к упражнениям, не переносит упражнения в самостоятельную деятельности;
• родительский фактор – всегда за ребенка все выполняют, не видят пользы от физических упражнений, чрезмерно опекают, не дают развиваться его индивидуальности, стесняются дефектов ребенка, часто не замечают потребностей и желания ребенка в движении, перепоручают работу «профессионалам», не выполняют рекомендации дома, редко вникают в двигательные проблемы ребенка, не побуждают к самостоятельному выполнению, редко реагируют на эмоциональное состояние ребенка, редко организовывают социальные контакты;
• педагогические факторы – не используют различные формы физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня, опекают ребенка, спонтанные двигательные проявления ребенка не приветствуются, на прогулке запрещено бегать, играть в мяч боясь травм, не используются подвижные игры и спортивный инвентарь, не реагируют на эмоциональное состояние ребенка.
Способы преодоления последствий двигательной депривации, равно как и способы ее профилактики, очевидны — необходимо создавать условия, всемерно способствующие развитию двигательной активности ребенка :
• использовать реабилитационное оборудование, способствующее развитию движений детей с ОВЗ;
• организация специальных упражнений и занятий;
• построение организованной системы физкультурно-оздоровительной работы;
• организация подвижных игр;
• создавать эмоционально-благоприятную атмосферу при выполнении движений ребенка;
• поощрять самостоятельную двигательную активность ребенка.
Известный русский психолог и педагог И. А. Сикорский подчеркивал, что ребенку необходимо предоставлять свободу действий, поощряя его двигательную активность, чтобы давать ему повод как можно чаще и полнее напрягать и упражнять мышцы. Это позволит ребенку постоянно помнить о живущей в нем и таящейся силе, о внутренней крохотной, но необъятной мощи, о свежести и энергии всего организма и ощущать все это.