Тамара Комынина
Духовно-патриотическое воспитание подрастающего поколения на примерах истории, традиций и современной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Современный ребёнок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем чётких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания. В современных условиях осуществления ведущей деятельности ребёнка усиливается конфликт между характером усвоения ребёнком знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность) и вне школы (клиповость, хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой, который меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведёт к формированию эклектичного мировоззрения, потребительского отношения к жизни, морального релятивизма.
Публикация «Духовно-патриотическое воспитание подрастающего поколения на примерах истории, традиций и современной культуры» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
В то же время в понятие духовной личности входит социальная потребность жить и действовать «для других». С категорией духовности соотносится также потребность познания мира, себя, смысла и назначения своей жизни. Воспитание духовно-нравственной личности - это формирование чувства долга, ответственности, гуманности, патриотизма, справедливости, чести, благородства в отношении человека к обществу, Родине, окружающим людям и самому себе. Этому в полной мере способствует новый предмет, который вводится во всех учебных заведениях Белгородской области – «белгородоведение».
Основным содержанием духовно-нравственного развития и воспитания в рамках «белгородоведения» являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях народа, передаваемые от поколения к поколению.
Раскрывая социально-экономические достижения Белгородского региона, мы приучаем воспитанников мыслить экономическими категориями, по-хозяйски относиться к природным и трудовым ресурсам своей родины. Рассказывая об истории региона, мы даём им пример уважительного отношения к трудовым и боевым подвигам людей, которые жили раньше и ковали благосостояние страны. Вспоминая о традициях народа, мы даём детям культурную платформу для развития их эстетических способностей, этических норм, нравственности и устойчивости к негативным факторам.
Школе как социальному субъекту – носителю педагогической культуры, несомненно, принадлежит ведущая роль в осуществлении духовно-нравственного развития и воспитания ребёнка. Уклад школьной жизни как уклад жизни обучающегося организуется педагогическим коллективом школы при активном и согласованном участии иных субъектов развития и воспитания (семьи, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных и общественных организаций). Введение нового предмета «белгородоведение» будет способствовать укреплению не только знаний детей о родном крае, но и всего уклада школьной жизни [1].
И это не случайно. Личностно-ориентированная педагогика, направленная на краеведение и краелюбие, создает такую образовательную среду, где реализуются индивидуальные интересы и потребности реальных детей, эффективно накапливается детьми личный опыт в направлении принятия, выражения отношения и следования нравственным ценностям своих предков. При этом организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов.
Принцип ориентации на идеал. Идеал, хранящийся в истории Белгородского региона, нашей страны. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни, придают ему нравственные измерения, обеспечивают возможность согласования деятельности учащихся, их родителей, педагогов, всех учреждений социального пространства школы.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностей. Всё это заложено в учебном предмете «белгородовение».
Принцип персонификации. В детском возрасте преобладает образно- эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — ярких, примечательных, передовых людей, сведения о которых содержатся в истории Белгородской области.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями, учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Поэтому в преподавании «белгородоведения» очень важно привлекать для встречи с детьми значимых для территории людей, чей вклад в развитие региона наиболее заметен и ярок. Их живой пример, убеждённость, выработанная годами, будет наглядным примером нравственного самосовершенствования и любви к малой родине.
Принцип полисубъектности воспитания. Школьники включёны в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Социально-педагогическое партнерство – это целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, учреждениями культуры (ДК, библиотека, краеведческий музей). Вполне уместно и даже целесообразно проводить уроки «белгородоведения» в музее, например, или в библиотеке [ 3:10].
Перечисленные принципы определяют концептуальную основу преподавания «белгородоведения» и уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог. Обучающийся испытывает большое доверие к учителю. Для него слова учителя, поступки, ценности и оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребёнка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Именно поэтому так важно показать ребёнку позитивное отношение к социокультурным преобразованиям в Белгородской области.
Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет качество духовно-нравственного развития и воспитания последних. Необходимо обеспечивать наполнение всего уклада жизни обучающегося множеством примеров нравственного поведения, которые широко представлены в истории Белгородского региона, его истории и традиционной культуре, литературе и различных видах искусства, сказках, легендах и мифах.
Наполнение уклада школьной жизни нравственными примерами из истории Белгородины активно противодействует тем образцам циничного, аморального, откровенно разрушительного поведения, которые в большом количестве и привлекательной форме обрушивают на детское сознание компьютерные игры, телевидение и другие источники информации.
Необходимо формировать и стимулировать стремление ребёнка включиться в посильное решение проблем школьного коллектива, своей семьи, города, микрорайона, которые являются маленькой частью Белгородины, находить возможности для совместной общественно полезной деятельности детей и взрослых, младших и старших детей.
Таким образом, возможности школьного предмета «белгородоведение», поистине безграничны в эффективном и целенаправленном формировании духовно-патриотических качеств у подрастающего поколения.
Использованная литература
1. Концепция интегрированного курса «белгородоведение» : проект «Социокультурное развитие подрастающего поколения через изучение родного края» [Электронный ресурс] // https://nmc-gubkin.ru/images/IKB/konzepziya_IKB.pdf. - Режим доступа. - 2015. – 3 ноября. – Загл. с экрана.
2. Макаренко, А. С. Воспитание гражданина [Текст] / А. С. Макаренко. – Москва : Просвещение, 1989. – 232 с.
3. Стручаева, Т. М. Белгородоведение в начальной школе: примерные программы урочной и внеурочной деятельности [Текст] / Т. М. Стручаева, И. В. Шиянова, В. В. Стручаев. – Белгород: ИПЦ «Политерра», 2014. – 21 с.