Яна Герасимова
Формирование патриотического направления в воспитании подрастающего поколения посредством краеведения в ДОУ.
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание необходимо формировать с самого юного возраста. Патриотизм – это любовь к своей Родине и своему народу. Наша родина – Россия, в ней проживает много людей разных национальностей, любой из них вправе сказать: «Я - Россиянин!». Сказать с гордостью за тот великий народ, который смог вынести много трудностей, войн, лишений, стать победителем в мировой войне. Ребенок в возрасте 4-5 лет в состоянии выслушать и запомнить истории о героизме и патриотизме русских людей, рассматривать художественные материалы, посвященные этой теме, отвечать на вопросы и самостоятельно делать выводы. Патриотическое направление в воспитании подрастающего поколения охватывает все уровни воспитательной деятельности и реализуется через досуги, выставки детских работ, посещение музеев, подготовке и проведении патриотических праздников. Краеведение является неотъемлемой частью патриотического воспитания подрастающего поколения. Здесь наиболее широко представлена возможность познакомиться с важными историческими событиями в жизни русского народа, окружающим миром, найти своё место в нём, понять традиции своего народа, узнать много нового о своём городе и стране в целом.
Публикация «Формирование патриотического направления в воспитании подрастающего поколения посредством краеведения в ДОУ,» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
В нашем дошкольном учебном заведении огромная роль выполняет формирование патриотического воспитания дошкольников. Большое значение уделяется воспитанию любви к своей Родине. Наши воспитанники частые гости краеведческого музея г. Новый Оскол, здесь полно и ярко представлены истории людей, отдавших лучшие годы своей жизни нашему краю, Белгородчине. В музее полно представлен наглядный материал, необходимый для занятий: репродукции картин и плакатов, посвященных войне, письма солдат, участников сражений, карта нашей Родины… В музее царит особая атмосфера, увлекающая атрибутами национального колорита, раскрывающего истории судеб наших земляков. Познание краеведения увлекает и вызывает у детей чувство гордости за свою страну, воспитывает интерес к её героическому прошлому. Очень важно воспитывать в детях чувство привязанности к своему родному городу, умение восхищаться не только его красотами, но и жителями и их поступками.
Педагоги нашего детского сада систематически организовывают народные праздники: «Покров», «Масленица», «Егорьев день», «Светлое Христово Воскресенье», «День Победы», «Троица» и т. д., используя их как средство возрождения народной культуры и приобщения к ней через обычаи, традиции, обряды. Поэтому народные праздники выступают стабилизирующим фактором нашего общества и оказывают большое влияние на рост самосознания и развития патриотических чувств.
Полученные на занятиях знания, закрепляются детьми на экскурсиях по городу, в музеи, лесах и парках, библиотеках, во время встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами труда. Постоянные встречи с ветеранами войны и труда раскрывают перед детьми лучшие качества человека – воина, человека – труженика, на конкретных примерах демонстрирует мужество, смелость, сплоченность и великодушие русского народа не только в военные годы, но и в мирное время. Встречи у обелисков воинам, где горит Вечный огонь, в торжественном молчании, сняв головные уборы, дети возлагают цветы к подножию памятников. Затем читают стихотворение М. Исаковского:
Куда б ни шёл, ни ехал ты.
Но здесь остановись.
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись.
Кто б ни был ты- рыбак, шахтер,
Ученый иль пастух,-
Навек запомни, здесь лежит
Твой самый лучший друг.
И для тебя, и для меня
Он сделал всё, что мог
Себя в бою не пожалел,
А Родину сберёг.
Подобные экскурсии прививают детям навыки правильного поведения у священных для народа мест. Познавательный и психологический настрой детей на восприятие мемориала позволяет педагогу создать бесценные ситуации сопереживания, в ходе которых будущие защитники Отечества впервые прикасаются к подвигу.
Занимательно и интересно побывать на экскурсии по аллее Славы героев труда Новооскольцев. Воспитатели нашего детского сада увлекательно описывают тружеников города и села, положивших жизнь в труде на благо района. У детей остаётся много впечатлений от целевых прогулок и экскурсий, они делятся своими впечатлениями с родителями, бабушками и дедушками, братишками и сестрёнками.
Патриотического направления в воспитании подрастающего поколения продолжается и непосредственно в нашем детском саду. Именно здесь педагогами детского сада создан музей этно-культурного наследия, где представлены предметы быта русского народа: рукотворные костюмы, русская печь, прялка, люлька с куклой самокруткой, стол со скамейками, старинный самовар, кочерга. На деревянных полках расположена глиняная посуда, плетеные украшения из лозы, а на окнах развешены старинные занавески. Пол застелен дорожкой ручного плетения. Так, стремясь сохранить культуру русского народа, дети получают возможность прикоснуться к его истории.
В работе с детьми большое внимание уделяется изучению русского фольклора: потешек, прибауток, загадок, сказок, мифов и легенд. Узнав новое, дети делятся знаниями с родителями о происхождении Новооскольского района, города, его улиц, заповедников, о реках и истории создания герба г. Нового Оскола. Знакомя детей с историей возникновения Новооскольского района, педагоги сочетали старину и современность. Знакомили детей с жизнью и бытом крестьян нашего края, сравнивая настоящую технику, транспорт. Организовывали творческие игры «Мы пришли из музея», «Машина времени – путешествие в прошлое города»; развивающие игры «Пройди до указанного места», «Кто потерялся».
Глобальное значение в патриотическом воспитания имеет история страны. Чтобы научить детей любить Родину, побудить интерес к истории страны, нужно заинтересовать их красотой и глубоким содержанием событий, произошедших задолго до их появления. В этом и заключается роль краеведения, наиболее ярко и глубоко раскрывающего историю.
Педагоги нашего детского сада проводят множество мероприятий, позволяющих формировать положительный интерес дошкольников к истории нашего народа, края и страны в целом. Ветераны войны, сотрудники детской библиотеки, участники боевых действий, работники культуры и музея, священнослужители Успенского храма – это частые гости нашего образовательного учреждения. Музыкальная деятельность воспитанников наполнена слушанием и пением народной музыки, песен военных лет, для наиболее яркого раскрытия художественных образов педагоги часто используют мультимедийное оборудование.
Таким образом, в условиях современного общества важная роль отводится формированию патриотического направления в воспитании подрастающего поколения посредством краеведения. Нам, педагогам, хочется пробудить в детях чувство гордости за наш народ, который, несмотря на тяготы и трудности жизни, дал миру великих полководцев, народных героев, легендарных ученых, мыслителей. Систематическая работа по изучению родного края позволяет к концу дошкольного возраста накопить достаточно большой запас знаний по истории. У детей формируется гражданская позиция. Они учатся не только любить и знать свой город, но и понимать его, беречь. Очень важно, чтобы полученная детьми информация вызывала у них не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности. Это может быть желание ребенка нарисовать то, о чем он узнал; прочитал стихотворение, пересказать рассказ, посадить около дома цветы, чтобы его двор был красивее; позаботиться о старших членах семьи.
Исходя из многолетнего опыта работы нашего ДОУ по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, можно прийти к выводу, что: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине – для этого необходимы только благоприятные условия в детском саду.