Селиванова Анна
Профессия педагога — забота о духовном росте подрастающего поколения.
▼ Скачать + Заказать документы
Детство – это период развития, роста и преобразования всего организма. Это невероятный скачок за малый период времени. Загадка греческого Сфинкса звучит так: «Кто ходит утром на четырех ногах, днем – на двух, а вечером – на трех? Никто из всех живых существ, живущих на земле, не изменяется, как он. Когда ходит он на четырех ногах, тогда меньше у него сил и медленнее двигается он, чем в другое время?» Отгадка очень проста – это человек. Только ему дана такая уникальная способность из беспомощного существа стать тонко думающим творцом человеческого бытия. По мере совершенствований орудий труда, овладении различными умениями и навыками, усложнении процессов жизнеобеспечения себя и живущих рядом, повлекли за собой необходимость передачи накопленных знаний от старших к младшим. Таким образом, в глубокой древности зародились основы дидактики. «… Старейшины рода – самые уважаемые и умудренные опытом – образовали, в современном понимании, первую социальную группу людей – воспитателей, прямой обязанностью которых стала передача опыта, забота о духовном росте подрастающего поколения, его нравственности, подготовка к жизни.» (Сластенин В. А. «Педагогика») Уже тогда актуальность темы обучения и воспитания стояла на одном из первых мест. Сократ и его ученики с помощью наводящих, риторических вопросов пытались отыскать истину, старались вызвать у оппонента интерес, желание к дальнейшей деятельности. Мне кажется, что с момента возникновения профессии педагога, за ним закрепилась основная функция – воспитательная и наставническая. В этом его самое главное человеческое и гражданское предназначение – помочь ребенку постичь основы мира:, узнать, что хорошо, что плохо, что горячо, что холодно, что белое, что черное… Если учитель настоящий, любящий свою профессию, то только тогда он достоин строк, посвященных любимому педагогу А. С. Пушкиным : «Он создал нас, он воспитал наш пламень… Заложен им краеугольный камень, им чистая лампада зажжена…» Теоретические работы многих ученых педагогов приобрели всемирное значение. Это К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко и другие. Ушинский так охарактеризовал профессию учителя : «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом живого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новых, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо». В свою очередь А. С. Макаренко считал, что работа воспитателя самая трудная, «возможно, самая ответственная и требующая от личности не только наибольшего напряжения, но и больших сил, больших способностей.»